«Мини-музей «Русского быта» как средство формирования нравственно - патриотических чувств у детей»
материал

Романова Элла Валериевна

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ
САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №50 «ЧАЙКА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСКОГО САДА КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Тема выступления: «Мини-музей «Русского быта» как средство формирования нравственно - патриотических чувств у детей».

Выполнила: воспитатель Э.В. Романова

Клинский район, д.Струбково 2016г.

В условиях внедрения ФГОС дошкольного образования происходят позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Мы задумались: «Что может помочь нам воспитать ребенка исконно русским? Как доступнее и понятнее объяснить детям, что наша Родина - Россия, кто такие русские люди, как становилась и развивалась Русь, как научить гордиться тем, что люди русские?»

Мы решили, что патриотические чувства ребенка надо начинать воспитывать со знакомства с традициями и укладом жизни русского народа.

Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

С 1998 года в ДОУ действовала мини-экспозиция «Русского быта», которая потом выросла в мини-музей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот наш мини-музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, народным традициям, быту, обычаям, фольклору, праздничному церковному календарю.

Наш мини-музей предполагает воспитывать в детях через предметы русского быта, экспонаты, выставки, экспозиции чувство патриотизма.

Мини-музей «Русского быта» - результат совместной работы педагогов , детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.

В музее воссозданы основные детали и обстановка русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональность, которые используем для создания интерьера фольклорных праздников, образовательной деятельности.

Все экспозиции мини-музея мы разместили по тематическим блокам вокруг русской печи-матушки:

«Красный угол»: православные иконы, лампада;

«Мебель»: стол, лавки, люлька, сундук, полки, этажерки;

«Посуда»: миски, крынки, чашки, ложки деревянные;

«Домашняя утварь»: рубель, жаровой утюг, коромысло, ведра;

«Кухонная утварь»: чугуны, горшки, самовары, решето, скалка, кочерга, ухват;

«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти.

«Освещение жилища»: свеча, лампа;

«Рукоделие»: чесалка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия, рушники, подзоры, скатерти;

«Изделия из бересты и лыка»: лукошко, корзины,

«Народная игрушка» (тряпичная, деревянная, глиняная), «Матрешки», «Чеканка», «Обереги», «Вязание», «Украшения кз бисера», «Русские валенки».

Что вызывает самый большой интерес у ребенка-дошкольника? Конечно же, это игрушки. Тут нам на помощь приходит русская народная игрушка, уникальный инструмент в воспитании и развитии маленького ребенка.

Особое внимание мы уделяем изготовлению народных кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Цель данной экспозиции мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение наших дошкольников к художественно-прикладному творчеству. Народная кукла помогает нашим педагогам знакомить детей с историей и традициями на Руси, с особенностями русского народного быта.

В нашем мини-музее есть коллекция старинных игрушек, это игрушки наших бабушек и дедушек. Наших малышей мы учим любить свой народ, свою Родину через любовь к старой русской игрушке - простой, неуклюжей, недорогой, но всегда сделанной с любовью. Любовь и доброта мастера, сотворившего игрушку для малыша, передается от взрослого к ребенку, которого учит любить родителей, близких, заботиться о стариках и больных, любить свой край, все то, что его окружает.

Игрушка и сказка как одно целое в нашем детском саду помогают нам воспитывать патриотические чувства у детей. Поэтому мы сделали целую комнату сказок: с картинами, нарисованными нашим воспитателем Надеждой Владимировной Масловой к сюжетам сказок. В комнате сказок оформлены действующие уголки русских сказок.

Дошкольники любят занятия, которые проводятся в музее «Русского быта» и комнате сказок. Дети качают младенца в люльке и поют колыбельные песни, рассказывают о русской традиции встречи гостей, читают и инсценируют русские народные сказки.

Всё наполнение нашего мини-музея «Русского быта» способствует формированию у детей интереса к русской культуре, быту, традициям, устному народному творчеству, православным ценностям - нравственнопатриотическому воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Технология проектной деятельности как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников...

Консультация для педагогов "Театр - как средство формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Театр, важный фактор патриотического воспитания личности ребенка. Он воздействует на эмоциональную сферу ребенка и меняет его внутренний мир. Поэтому театр можно использовать как средство в формирован...

Доклад из опыта работы тема: «Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»

Доклад из опыта работы   тема: «Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»Патриотизм не заложен в генах, это не природное, ...