Педагогический проект "Обеспечение качества музыкального образования детей старшего возраста через театрализованную игру"
проект (старшая группа) на тему

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!  С.И.Мерзлякова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx23.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Администрация Чкаловского района Нижегородской области

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 4 им.В.П.Чкалова

606540, Россия, Нижегородская область,г.Чкаловск, улица Матросова,д.31 А

тел./факс 8(83160)4-16-40

e-mail: imvpchkalova2011@yandex.ru

Утверждаю:

заведующая МКДОУ д/с №4

 им. В.П.Чкалова

________________ Е.С.Давыдова

Педагогический проект

«Обеспечение качества музыкального образования детей старшего возраста через театрализованную игру»

                                    Автор: Захарова Наталья Валерьевна.

                                           2014 год

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!

                                                                                  С. И. Мерзлякова

Актуальность.

  Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает театр, как синтетическое искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Вот почему видные деятели культуры настойчиво пытались внедрить театральное искусство, хотя бы в виде кукольного театра, в сферу дошкольного образования и культурно-досуговую деятельность детей (Н.И.Сац, Н.С.Шер, Л.Г.Шпет, В.С.Шербаков  и др.).

Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев относит театрализованные игры к своеобразной предэстетической деятельности ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности ребенка и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театра является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей дошкольного возраста, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.

Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей.

Большинство исследователей приходят к выводу о том, что  театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин).

В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.

Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, именно во время игры дети чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.

Вид проекта: досугово познавательный

Цель проекта: обеспечение качества музыкального образования через театрализованную игру.

Задачи: 

выявление общих  музыкальных и артистических способностей у  дошкольников.  

 пробуждение интереса дошкольников  к музыкально-театральному искусству;

 последовательное знакомство детей с видами театра, с искусством театра и эмоционально-положительное отношение к нему;

поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

совершенствование артистических навыков детей;

пробуждение в детях способности живо представлять происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

совершенствование умений и навыков, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц;

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: 1.09 2013- 1. 02 .2014.

Рабочий план реализации проекта:

Содержание деятельности

Срок исполнения

Изучение и анализ  литературы по теме.

в течение реализации проекта

Подбор упражнений, игр по развитию творческих  способностей.

в течение реализации проекта

Чтение художественной литературы

2 раза в неделю

Просмотр кукольных спектаклей

Сентябрь (1 раз в неделю)

Разработка плана занятий по развитию творческих способностей дошкольников в  театрализованной деятельности.

в течение реализации проекта

Изучение игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованной деятельности.

в течение реализации проекта

Подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей дошкольников.

сентябрь- октябрь

Изготовление и подбор атрибутов, декораций, масок, кукол, игрушек для театральной деятельности.

в течение реализации проекта

Организация предметно – развивающей среды, связанная с театральной деятельность.

в течение реализации проекта

Виды творческой деятельности

Цели

Средства развития

сентябрь - октябрь

Театральная игра

Способствовать развитию зрительное и слуховое внимание, память, выразительность; способствовать умению снимать зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми; умение произвольно реагировать на команду.

Игры:

«Эстафета»

«Знакомство»

«Кто во что одет?»

«Вышивание»

«Внимательные матрёшки»

Ритмопластика

Совершенствование навыков  пользоваться жестами; развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. Упражнять в попеременном напряжении и расслаблении мышц; Способствовать умению произвольно реагировать на музыкальный  сигнал. Способствовать передавать    умение в свободных импровизациях характер и настроение музыки;

Игры и упражнения:

«Самолёты и бабочки»

«Первая потеря»

«Осенние листья»

«Бабочки»

«Муравьи»

«Огонь и лёд»

«Мокрые котята»

«Конкурс лентяев»

Культура и техника речи

Работа над речевым дыханием и правильной  артикуляцией. Работать над дикцией. строить диалог, подбирать слова по общим признакам и определения к словам.

Игры и упражнения:

«Мыльные пузыри»

«Весенний пятачок»

«Колокольчик»

«Удивительный бегемот»

«Волшебная корзинка»

«Вкусные слова»

Основы театральной культуры

Способствовать развитию интереса к сценическому искусству. Знакомить детей с видами театра. Воспитывать культуру поведения в театре.

Посещение театральных постановок. Рассматривание различных  постановок, фотографий, иллюстраций, атрибутов к различным видам театра.

ноябрь - декабрь

Театральная игра

Способствовать развитию  воображения, находчивости, фантазии. Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками. Способствовать развитию быстроты реакций и координаций движений. Готовить детей к действиям с изображаемыми предметами.

Игры «дружные звери»

«Цапля»,

«Передай позу» «Летает - не летает» «Где мы побывали? »

«Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»

Ритмопластика

Способствовать развитию  чувства ритма и координацию движений, пластической  выразительности и музыкальности. Способствовать умению создавать образы  живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Способствовать развитию умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию

Игры и упражнения:

«Медведь в клетке»

«Ёжик» «Подарок»

«В царстве золотой рыбки» «Снежинки»

«Не ошибись»

«Поймай хлопок»

«Весёлая зарядка»

«В стране гномов»

Культура и техника речи

Упражнять артикуляционный аппарат. Совершенствовать умение  пользоваться интонациями, произнося фразы сердито, удивлённо, грустно, радостно. Продолжать способствовать умению строить диалоги.

Задания, игры:

«Сочини предложение»

«Фраза по кругу»

«Неожиданная встреча»

Основы театральной культуры

Активизировать познавательный интерес. Познакомить с главным театральными профессиями: актёр, режиссёр, художник, композитор.

Беседа – диалог с детьми о создании театральной постановки, (спектакля).  «Зачем нужны декорации?»

«Что должен уметь актёр?»

«Что делает режиссёр?»

Планируемые мероприятия:

Январь – февраль

Работа над спектаклем

Этапы работы:

 1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.

2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4.Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

5.Создание совместно с детьми эскизов, декорации и костюмов.

6.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

 7.Репетиции отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

8.Репетиции отдельных сцен с музыкальным оформлением.

9.Репетиции всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля.

10.Изготовление афиши – приглашения.

11.Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и участниками.

12.Повторные показы спектакля. Подготовка выставок рисунков по спектаклю, стенда с фотографиями.

Результат проекта

Театр и театрализованные игры, - одно из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте.

Участвуя в театрализованной игре, дети познакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. У детей активизируется словарь, усовершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшится диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры   сформируют опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Кроме того, театрализованная деятельность позволит ребенку решить многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это поможет в дальнейшем преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей старшего возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах».

Пособие отражает практический опыт музыкального руководителя в условиях обновления содержания музыкального воспитания. Представленный материал включает в себя перспективно-тематический план развивающм...

ПРОЕКТ по развитию коммуникативных и творческих способностей детей старшего возраста, через театрализованные игры

«Ребенок не может жить без смеха.Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех е...

«Обеспечение качества музыкального образования детей старшего дошкольного возраста в музыкально – театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Общими чертами музыкальной и театрализованной деятельности являются средства выразительности: интонационная выразительность и особенности развития художественного образа. Каждая из...

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество -    постоянный спутник детского развития. Для того ч...

Выступление на педагогическом совете. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ

Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...