Конспект "Инновационные подходы в музыкальном образовании детей дошкольного возраста через восприятие музыки"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Сафарова Гульнара Рашидовна

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Музыка  является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, дает очень мощное эмоциональное воздействие, развивает чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познает эталон красоты, присваивает ценный; культурный опыт поколений.

Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образцах, значимом для него содержании. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться.

Любовь к музыке, потребность в ней формируется у ребёнка прежде всего в процессе её слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры.

В.Сухомлинский подчёркивал: «Если  в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

В.Н.Шацкая- известный педагог-музыкант начала свою работу по развитию навыков слушания музыки ещё в дореволюционное время. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в начале века также занимались: Н.А.Метлов, Т.С.Бабаджан, Е.А.Димогло, В.Н.Заколпская, Е.М.Дубянская, Т.А.Вилькорейская, Л.Н.Михайлова. В своих работах они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение имеет сочетание или на сегодняшний день такое понятие как интеграция собственно музыкального ряда с поэтическим словом песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танце.

         Программа  по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми очень ограничены. Основной целью  этого вида музыкальной деятельности- приобщить детей к музыкем воспитывать устойчивый интерес к ней.

   Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах:

  1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними: в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на музыкальных инструментах. Перед тем как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается прослушать соответствующий  музыкальный материал. То есть слушание музыки является методическим приёмом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической  деятельности.
  2. Часть образовательной деятельности «Музыка» посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением или движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их. Знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами, их разновидностями, узнают фамилии композиторов.
  3. С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать её характер, средства выразительности и способны более длительное время сосредотачивать своё внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное  занятие. Это занятие проводится иногда и во вторую  половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых 1-2- инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном- простейший анализ музыкального произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение,отвечающее музыкальным образам.
  4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках, устраиваются концерты, целиком посвящённые слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки, здесь не проводится анализ музыкальных произведений, даются названия пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем прослушивается произведение. Положительным моментом  посещения концертов является знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада.

    Слушание как часть музыкального занятия может занимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на котором дети не только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей, и подготовительной группах. В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?»,

«Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от  настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов (если они имеются) и далее средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.

     При этом каждый раз  беседу следует начинать с определения характера произведения в целом(или его частей) и расширения определений,применяемых самими детьми.

     При первоначальном знакомстве с музыкальным произведением (первое занятие) предлагается послушать произведение. Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности (небольшая подсказка детскому воображению): это могут быть произведения западных классиков (фрагменты из «Времён года» А.Вивальди, некоторые картинки «Карнавала животных» К.Сен-Санс) или произведения для русских и советских классиков: А.Римского-Корсакова, И.Мусоргского, П.Чайковского, А.Лядова, С.Прокофьева, Д. Кабалевского.

           Существует множество приёмов, которые можно использовать в процессе слушания:

          -Приём оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет его отдельные разделы-  слушание музыки и игру на музыкальных инструментах. Этот приём используется и в пении, и в музыкально-ритмических движениях. Его целесообразно применять не ранее чем на третьем занятии. Тембровые особенности музыкальных инструментов придает звучанию образность. Их применение повышает интерес к музыкальному произведению.

           -Приём развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений). Выбирая движение необходимо прислушаться к характеру музыки. Своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки.

 Наглядно-слуховой метод сочетается с другими методами. Вот несколько приёмов, в которых это сочетание прослеживается наиболее ярко:

          -Приём сравнения активизирует процесс восприятия ( в том числе музыкального), делает его более осмысленным, глубоким. При развитии музыкального восприятия этот приём может сочетать в себе различные методы (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, практический).

          -Приём контрастного сопоставления музыкальных произведений.

Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша), пьесы с одинаковым названием (в пределах одного настроения (два весёлых произведения), варианты произведения одного жанра (две песни: «Дед мороз» В.Витлина и «Дед мороз» Р.Шумана).

           -Приём  объединения различных видов искусства (музыка, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихов или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке.

          -Приём цвет-настроение. Краски и звуки в музыке в природе и искусстве существовали всегда. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи,  мелодия в музыке и и  рисунок в живописи (недаром существует понятие «мелодический рисунок» ритм также является универсальным компонентом художественного языка и выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

     Колорит- одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке -главный фактор её изобразительности, то есть колорит является наиболее « музыкальным» элементом живописи, а тембр- наиболее  «живописным» элементом музыки. Ещё Аристотель писал, что краски в живописи подобны музыкальным созвучиям. В более поздние эпохи взаимосвязь музыки и цвета отмечали Р.Вагнер, А.Белый. М.Чюрлёнис. С.Эйзенштейн и др.

       Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В.Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный-трубы,  синий-виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н.Римский-Корсаков и А.Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённые цвета в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так «До мажор» у Н.Римского-Корсакова- «белый», «До минор»-багряный,несколько зловещий, трагический», «Ми мажор»- тёмный, сумрачный, серо-синеватый».

         Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра. Жан-Жак Руссо уподоблял мелодию в музыке рисунку в живописи; Б.В. Асафьев «душу музыки видел в мелодии, «душу  живописи» - в рисунке. Известный художник М.Сарьян писал: «если ты проводишь черту, то она должна звучать как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит- это мёртвая линия. И цвет тоже самое и всё в искусстве так».

           Цвето- звуковые соощущения характерны не только у композиторов,художников,искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и ребёнка. Музыковед и психолог Е.В. Назайкинский приводит пример, когда ребёнок раскладывает карандаши от тёмного к светлому и при этом поёт гамму в восходящем направлении. Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Л.С. Выготский считал, что ребёнок обращается к рисованию не случайно. А потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то,что им владеет. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_slush_ukoroch.docx38.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:  развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений через  использование  инновационных подходов.

Программное содержание:

Образовательные  задачи: формирование первоначальных основ музыкальной культуры, ценностного отношения к музыке как виду искусства. Развивающие задачи:  развитие музыкального  восприятия, чувственной сферы, творческого воображения и мышления, способности к интерпретации музыкальных образов через рисунок.

Воспитательные задачи: воспитание познавательного интереса, любви к высокохудожественным музыкальным произведениям. Музыкальный руководитель:  Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным произведением. Д. Кабалевского «Кавалерийской»

(обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением «кавалеристов»):

Дети, посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено?

(ответы детей- скачут всадники  (солдаты,  наездники) на лошадях)

( музыкальный руководитель читает стихотворение И.Антиповой):

Несёт меня мой верный конь,
Он рыжей масти, как огонь.
И на ветру, его игриво,
Как паруса трепещет грива.
Ну что ж несись мой конь вперёд,
Пусть ветер даже отстаёт.
Ты строен, быстр – орлу под стать,
Жаль, не умеешь ты летать.

«Кавалерийская» от французского  слова «кавалерия» -вид войск, в которой для введения боевых действий или передвижений использовалась лошадь. И во многих боевых сражениях играла решающую роль, так как могла за короткое время пройти большое расстояние. Раньше не было ни машин, ни танков, ни другой техники  и конная кавалерия проходила там, где не мог пройти человек, появлялась внезапно и разбивала врага. В наше время тоже есть конная кавалерия, но осталась только «конная полиция» в крупных городах, которая следит за порядком в общественном месте.  

Написал «Кавалерийскую» русский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.

(Музыкальный руководитель проводит беседу о композиторе. Затем исполняет музыкальное произведение или предлагает послушать музыку в аудио-записи. Дети  слушают музыкальное произведение).

Дети, понравилось вам музыкальное произведение?

(ответы детей)

Какие чувства передает музыка?  Определите характер музыкального произведения.

Музыкально-дидактическая игра «Настроение музыки»

( 1 вариант-дети подбирают,  соответствующие характеру произведения смайлики. 2 вариант-оставляют одну картинку, соответствующую характеру музыки,  остальные закрывают ).

Цель игры: развить у детей представление о различном характере музыки.

Почему выбрали именно этот смайлик (эту картинку).

(ответы детей: музыка  героическая, смелая, бесстрашная, боевая, отважная, решительная, военная, солдатская, храбрая, уверенная. Музыка напевная, певучая, задумчивая, песенная)

Игра «Поймай слово»

( музыкальный руководитель называет по одному определению, соответствующему характеру музыки и отправляет слова детям, а дети ловят его в свои ладошки. А потом дети, произносят слова, которые запомнили, а  музыкальный руководитель ловит эти слова в свои ладошки)

Цель игры: способствовать развитию речи, расширять словарный запас слов.

Дети, давайте поговорим о  средствах музыкальной выразительности.

Какие средствах музыкальной выразительности вы знаете?

 (ответ детей: ритм, мелодия, лад,  регистр, динамика, темп)

Дети, скажите пожалуйста, а какой ритм у этой мелодии?

(ответы детей: ритм музыкального произведения четкий, отрывистый, ритмичный и т.д.).

Дети, как вы думаете, какой должна быть линия мелодии или «мелодический рисунок» этого произведения?

Нарисуйте, пожалуйста,  мелодию этого произведения линией.  

(дети самостоятельно выбирают цвет фломастера и  рисуют линию мелодии, она может быть разной)

     

или  

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

или  

 и  другие.

Дети,   какой лад использует Д.Кабалевский?  Эта пьеса написана в мажоре или в миноре?

(ответы детей: музыкальное произведение написано в миноре)  

Правильно: композитор использует минорный лад.

А в каком регистре звучит произведение? (музыкальный руководитель проигрывает отдельные отрывки из пьесы, обозначая регистры)

(ответы детей: Д.Кабалевский использовал разные регистры: и высокий, и средний, и низкий

Дети, как выдумаете, а  сколько частей в этой пьесе?  Как мелодия  звучит в начале? Меняется ли она на протяжении звучания всего произведения и как звучит в конце?

(дети слушают повторно произведение.  Музыкальный руководитель акцентирует отрывки (замедляет темп произведения),  в тех местах, где мелодия меняется.

Какой образ можно представить, когда звучит эта мелодия?

(ответы детей : кавалеристы скачут на лошадях, чтобы  выполнить боевое задание)

Да, дети. Кавалеристы  должны выполнить приказ командира и освободить деревню от врага. Вот они скачут решительно, смело, уверенно, верят в свои силы и в свою победу над врагом. Они принимают бой, освобождают деревню от врага. А дальше, как звучит мелодия? (музыкальный руководитель проигрывает середину пьесы)  Какая мелодия здесь по характеру, она такая же,  как в начале или другая?

(ответ детей- другая, нежная, напевная, ласковая и т.д.)

Правильно, мелодия меняется. А можно ли ее пропеть?

(ответы детей:  эту мелодию можно спеть)

Правильно, эта часть песенная, от слова «песня», давайте ее споём (играет отдельно мелодию, дети подпевают)

Значит, как можно назвать эту часть, если ее можно спеть?

(ответы детей: песня)

        Дальше, что происходит с мелодией?  Мелодия песенная или меняется? (Играет концовку)

(ответы детей- мелодия  как в начале произведения )

Значит сколько частей в пьесе?

(ответы детей – три части)

Какие это части по характеру?

(ответы детей: 1 часть –ритмичная, 2 часть-песенная, 3 часть-ритмичная)

         В  «Кавалерийской» три части, форма произведения –трёхчастная. Повторите (дети повторяют- трехчастная форма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию « Логоритмика для детей дошкольного возраста». «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Прграмма по дополнительному образованию.Цель программы: профилактика отклонений в речевом  развитии ребёнка с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского...

Материал из опыта работы по теме "Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки".

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется...

Экологическое образование детей дошкольного возраста через музыкально - театрализованную деятельность

Данная статья посвящена важности взаимосвязи экологической, музыкальной и театральной деятельности....

Статья:«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки»

Музыка – путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, красоты и глубины человеческих чувств, отношений, направленных на настроение исполняем...

Методическая разработка на тему " Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки"

Методическая разработка на тему « Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки »Работа выполнена по образовательной программеКоролева Наталья...