Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
материал (младшая группа)
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо дать знания и умения и наполнить его жизнь яркими художественными впечатлениями. Чем богаче опыт малыша, тем лучше будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому, для меня актуально, с самого раннего детства приобщать ребенка к театру, литературе, искусству. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта работы воспитателя
муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения г.о. Саранск «Центр развития ребенка - детский сад № 46»
Гордеевой Любови Алексеевны
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
через театрализованную деятельность»
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Б.П. Никитин | |
1. Обоснование актуальности и перспективного опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество - постоянный спутник детского развития. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо дать знания и умения и наполнить его жизнь яркими художественными впечатлениями. Чем богаче опыт малыша, тем лучше будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому, для меня актуально, с самого раннего детства приобщать ребенка к театру, литературе, искусству. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Одним из самых доступных видов искусства для дошкольников является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития личности. В театре ребенок раскрывает свои возможности и чувствует себя героем, которого играет. Входя в образ, он играет любые роли, которые его заинтересовали, подражает увиденному и получает от этого огромную радость. У него исчезают некоторые комплексы, стеснительность, скованность движений. Благодаря театру ребенок глубоко познает мир и выражает свое детское отношение к доброму и плохому. Каждое прочитанное литературное произведение или сказка имеют для него примером нравственности (дружба, честность, доброта, смелость).
Систематическое и планомерное использование разнообразных театрализованных игр способствуют решению и реализации педагогических задач детского сада. Играя со взрослыми и сверстниками у ребенка, происходит развитие речи, музыкальных и других творческих способностей. Сказка является средством интеллектуального, коммуникативного и художественно – эстетического воспитания. Использование игры помогает решить ряд важных вопросов:
- как провести каждое занятие с ребенком увлекательным и интересным;
- как научить ребенка видеть многообразие окружающего нас мира и его необыкновенную красоту;
- как развивать основные способности ребенка: слышать, видеть, понимать, любить, чувствовать, фантазировать и придумывать.
Дети любят играть в театрализованные игры, поэтому это направление несет положительный результат для использования в моей работе.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Театр является помощником в воспитании творчески развитой личности, поэтому и возникает у меня педагогическая идея опыта руководствоваться в работе с дошкольниками театрализованной деятельностью. Применение театрализованной деятельности в непосредственно образовательной деятельности, позволяет на некоторое время удерживать внимание ребёнка, расширяет успех обучения:
-учит точно формулировать свои мысли;
-развивает чувства познавать то, что нас окружает;
- формирует детскую целеустремленность, взаимопомощь к другим детям.
Театрализованная деятельность – это самый доступный вид творчества. Воспитательные возможности её многозначные, тематика разнообразная и может исполнять любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более правильной, выразительной, грамотной. Полученный детский опыт от показа спектакля, повышает самооценку детей, и они не теряют веру в свои силы. Их игровая деятельность становится интересной и творческой. У каждого из них начинает проявляться творческий характер, эмоциональное наполнение. Именно игра в театр развивает мышление речь, воображение, тренирует память ребенка. Интерес к театральному искусству, желание передать этот интерес детям, чтобы через данный вид творчества выработать счастливые и удачные моменты в жизни ребенка, стало для меня определенным направлением для работы в дошкольном учреждении.
Поэтому для творческого педагогического успеха в своей работе, я обязана:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- увлекать детей к театральной культуре;
- организовать координацию театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- организовать условия для совместной театрализованной деятельности детей, взрослых сверстников;
-ценить каждого маленького человека как личность , помогать ему в самореализации и созданию для него благоприятной атмосферы.
3. Теоретическая база опыта.
В дошкольной педагогике рассматриванием вопросов приобщения дошкольников к театральному искусству занимаются многие ученые и педагоги, на опыт которых я пытаюсь основываться в своей педагогической деятельности.
В своей работе я использую следующую литературу:
1. Программа «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой).
2. Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий.
3. М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
4..Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».
5.Т. А. Егорова ,Комплексные занятия по сказкам для детей 3-7 лет.
6. Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
- «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
- «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
-«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
- «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
7. Интернет - ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad - Социальная сеть работников образования;
-https://www.maam.ru – Международный образовательный портал МААМ;
- https://www.o-detstve.ru – О детстве;
- https://solnet.ee – Детский портал Солнышко;
-https://dohcolonoc.ru – Все для воспитателей детских садов.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Чтобы достичь поставленных целей и задач по развитию театрализованной деятельности в детском саду и накоплению эффективного опыта – кропотливая работа.
Реальная значимость состоит в том, что накопленный опыт по театрализованной деятельности ( сценарии, досуги, театральные постановки, игры) может быть реализован при проведении праздников, развлечений, непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, деятельности детей и взрослых, в свободное время, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.
Для использования наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста проводится предварительная работа, рассматривание методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды с учётом возрастных особенностей детей. Она должна разрешать ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.
В группе оформлен театрализованный уголок, создана картотека театрализованных и речевых игр, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др.
На занятиях по театрализованной деятельности организую: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовку и репетицию разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по развитию этики исполнения; упражнения в целях социальной значимости.
Занятия строятся с помощью таких методических приёмов работы, как:
- принятие театральных героев на себя;
- нахождение театральных атрибутов и действия с ними;
- разыгрывание театральных игр атрибутами и без них;
- загадки;
- ответы на вопросы педагога.
Наибольший эффект в моей работе дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка и создание проблемной ситуации, переход игры на другой более сложный уровень. Дети на занятиях при вхождении в роль (музыкантов, артистов, художников) естественно проявляются детское творчество . Моя роль, как педагога - особое внимание проявить к детям застенчивым. Поэтому, я должна предоставлять детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Ненавязчиво следим за тем, чтобы своей актерской активностью не сдерживать робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.
При всей системности конкретных педагогических действий работы составляю перспективный план работы, при этом основываюсь на следующих основных принципах реализации темы:
1. Принцип доступности. Учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, жизненный опыт.
2. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр находятся в контакте с другими разделами программы.
3. Принцип системности. Работа осуществляется систематически весь учебный год.
4. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители сохраняют формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Именно это помогает развивать театрализованную деятельность детей и повышает творческий потенциал каждого ребёнка.
5. Анализ результативности.
Используя выше описанные действия, направленные на усовершенствование умений по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность, дали положительные результаты. В результате запланированной работы, с учетом возрастных способностей детей и использованием проверенных методов и приемов в игровой деятельности, у детей повысился интерес к играм. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Дети ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция и с большим желанием участвуют в постановке сказок.
Проведенная мною работа по развитию творчества детей в театрализованной деятельности принесла следующие результаты:
-у детей повысился уровень коммуникации и риторики;
- значительно изменилось представление детей о театральной культуре;
- в самостоятельной театрализованной игре дети научились играть по интересам друг с другом;
- умеют , пересказывать небольшие сказки, рассказы и отвечать на вопросы по содержанию;
- умело владеют различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д.;
- учатся совершать выбор ролей, осмысливать себя в определённой роли, производя избранные ролевые действия, использовать четкие средства (интонацию, мимику, движение) для умелого претворения в роль;
- развиваются у детей нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (вежливость, общительность, доброта, умение довести начатое дело или роль до конца);
- повысился хороший контакт с семьями воспитанников.
Вывод:
- большое влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их как грамотное педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом счастье, радость;
- тематика театрализованной деятельности бывает неограниченной, поэтому может удовлетворить разные интересы детей;
- театрализованная деятельность решает многие задачи программы детского сада: от ознакомления с социальными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического развития.
Я считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех членов коллектива педагогического процесса.
Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении заинтересованности родителей, их личный активный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании своего опыта работы я соприкоснулась с некоторыми проблемами и трудностями:
- если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность - решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Воспитатель может придумать какие-либо другие роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность немного сложнее и требует постоянного наблюдения за отдельными индивидуальными детьми. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли положительных персонажей и не хотят играть отрицательных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Сыграть роль отрицательного героя намного сложнее, но ребенок стремиться участвовать в театральной постановке и он соглашается исполнять отрицательную роль. Постепенно необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
В своём опыте использую материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: перспективное планирование, организация театрального кружка, игры и игровые упражнения, образовательная деятельность, консультации, драматизация детских произведений совместно педагогов с детьми и родителями. Мой опыт может быть использован педагогами дошкольного образования. Размещен на сайте МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 46».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211321-1579997827.jpg)
Выступление на педагогическом совете. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302283-1609770848.jpg)
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
quot;Через сказку, фантазию,игру-через неповтаримое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка" В.А.Сухомлинский...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/23/picture-736216-1561289487.jpg)
Консультация для родителей Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его со...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/03/picture-1344580-1630670944.jpg)
Опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Для педагогов дошкольных образовательных учреждений ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1357760-1635148185.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и логично развив...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/12/picture-1145108-1631469559.jpg)
Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сер...