Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Слайд 2
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Проблему духовно-нравственного воспитания следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по духовно-нравственному воспитанию детей должны находиться:
во-первых, семья, включая всех ее членов и той среды, в которой живет ребенок;
во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где он проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном и определяют формирование внутреннего мира ребенка.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Слайд 3
Целью духовно-нравственного воспитания является приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Слайд 4
Основные задачи духовно-нравственного воспитания:
1.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций.
4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Слайд 5
Основные направления работы:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Слайд 6
Формы работы с детьми:
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Все виды художественной творческой деятельности детей. Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайдов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
-Экскурсии, целевые прогулки .
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Слайд 7
Основы духовной культуры личности закладываются в семье в первые годы жизни ребенка. Поэтому особенно велика роль семьи - первого наставника ребенка - в духовно - нравственном воспитании личности. Поэтому основное внимание мы уделяем работе с семьей и используем следующие формы работы с родителями.
Формы работы с родителями:
-родительские собрания на духовно-нравственные темы; открытые показы воспитательно-образовательного процесса; вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; индивидуальные консультации специалистов;
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные с родителями праздники, спектакли;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт).
Слайд 8
Начиная работать в данном направлении, мы предполагали следующие результаты:
-Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
-Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание .
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
-Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
-Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Прежде чем начать знакомить дошкольников с православием, мы провели опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал Православные основы культуры в дошкольном учреждении. Цель опроса: выяснить , существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на изучение во внеурочное время основ Православной культуры и нравственности. Опрос проводился в виде анкеты. В результате анкетирования был сделан вывод: все родители желают, чтобы их дети были знакомы с основами православной культуры, были знакомы с историей праздников и выросли с чёткими представлениями о нормах морали и нравственности.
Слайд 9
Был разработан план работы по ознакомлению с основами православной культуры, где большое внимание уделяется работе с родителями.
Слайд 10
Занятия данного цикла знакомят детей старшего дошкольного возраста с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл
Слайд 11
В группе был организован уголок православной культуры, где представлены книги по православной культуре, лучшие творческие работы родителей и детей.
Слайд 12
Ежегодно в нашем ДОУ проводятся мероприятия, посвящённые Дню православной книги.
Слайд13
Наиболее правильным в старшем дошкольном возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников, которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по-новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие».(К. Д. Ушинский. Соч. в Ют. Т.6, С 321-322.)
Слайд 14
Организуются совместные с родителями экскурсии в храм прп. Сергия Радонежского.
Дети имели возможность не только познакомиться с внутренним убранством Храма, увидеть службу, но и побеседовать с настоятелем храма прп. Сергия Радонежского отцом Михаилом.
Слайд 15
Одной из форм работы с родителями является совместное творчество детей и родителей
Слайд 16
Работа по Православной культуре в детских садах только началась. Мы, конечно же, не ставим перед собой цель вовлечь детей в православную веру, а лишь знакомим с православной культурой.
Мы считаем, что расширенное и углубленное понимание детьми Православия преобразует человека, как внешне, так и внутренне. Делает его внутренне красивым, человечным, достойным имени человека
В процессе работы над проблемой духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ средствами православной культуры, мы пришли к следующим выводам:
что только все вместе - детский сад, семья, Церковь, государство путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в ребенке семена любви и добра, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только жить в свое удовольствие, обогащаясь любым способом.
Дальнейшие перспективы нашей работы:
1.Просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания совместно с настоятелем храма прп.Сергея Радонежского отцом Михаилом
2.Совершенствование профессиональной подготовки педагогов ДОУ.
3.Использование интернет ресурсов в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания
4.Распространение лучшего опыта семейного воспитания в дошкольном педагогическом учебном заведении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно-нравственное воспитание Детский сад
Цель духовно-нравственного воспитания - приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Основные задачи духовно-нравственного воспитания: 1.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. 2. Создавать условия для восприятия целостной картины мира. 3.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций. 4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Основные направления работы: 1. Духовно-образовательное 2. Воспитательно-оздоровительное 3. Культурно-познавательное 4. Нравственно-трудовое
Формы работы с детьми: - Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. - Все виды художественной творческой деятельности детей. - Проведение совместных праздников. - Просмотр слайдов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. -Экскурсии, целевые прогулки . - Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Формы работы с родителями : - родительские собрания на духовно-нравственные темы; - открытые показы воспитательно-образовательного процесса; - вечера вопросов и ответов; - анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье; - индивидуальные консультации специалистов; - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; - совместные с родителями праздники, спектакли; - помощь родителей детскому саду.
Предполагаемые результаты: Усвоении ребенком вечных ценностей: - милосердия, - сострадания, - правдолюбия, - в стремлении его к добру и неприятию зла.
Цикл «Православная культура» Занятия данного цикла знакомят детей старшего дошкольного возраста с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл. Основные задачи цикла : привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам. Тематика занятий : «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Покров Пресвятой Богородицы».
Месяц Дети Родители Оборудование 1 2 3 4 Сентябрь Подбор материала по данной теме Анкетирование Методическая литература. Итоги анкетирования. Октябрь Беседа «Великие святые земли русской» (О Преподобном Сергии Радонежском). «Цветик – семицветик» (лепка) Ознакомительная беседа «Сергий Радонежский» Подборка книг, памятки родителям. В.Катаев. Цветик – семицветик. Ноябрь Беседа священнослужителя храма прп. Сергия Радонежского отца Михаила Помощь в оформлении «Уголка православной культуры» Методическая литература, поделки Декабрь «Рождественский ангел» (Беседа и рисование). Изготовление ёлочных украшений для Рождественской ёлки, выбор стихов для заучивания Январь Конкурс открыток «Славим Рождество», заучивание колядок Участие родителей в конкурсе Подбор материала Февраль Экскурсия в Храм Божий, слушание колокольного звона. (Аппликация) Помощь в проведении экскурсии Цветная бумага, ножницы, клей, краски, карандаши Март Праздник Масленицы Помощь в проведении праздника Костюмы, атрибуты Апрель О праздновании Пасхи (ручной труд) Участие в конкурсе поделок Поделки Май Праздник русской берёзки (Троица) Помощь в проведении праздника Костюмы, атрибуты
Уголок православной культуры
Дни православной книги
Развлечения, посвящённые годовым праздникам
Посещение ХРАМА прп . Сергия Радонежского
Выставка творческих работ детей и родителей
Дальнейшие перспективы: 1. Просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания совместно с настоятелем храма прп.Сергея Радонежского отцом Михаилом. 2. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов ДОУ. 3 . Использование интернет ресурсов в систематическом освещении вопросов духовно-нравственного воспитания 4. Распространение лучшего опыта семейного воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Духовно нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций
В статье говорится о роли духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях. Представлен опыт работы с дошкольниками по православной культуре....
Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе учебно-методическогопособия «Мир-прекрасное творение» под. ред. Л.П. Гладких, архимандритаЗиновия (В.М.Меньшикова)...
Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".
Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...
План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"
Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций в подготовительной к школе группе "Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".
Конспект занятия путешествие в страну "Доброта" расширяет знания детей и их представления о таких нравственных качеств , как доброта, любовь к ближнему, послушание, милосердие, дружба,...
консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций.Консультация для воспитателей.Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - яв...