Рабочая программа педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно- нравственному воспитанию на основе православных традиций с учетом ФГОС дошкольного образования.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Составлена на основе учебно-методического
пособия «Мир-прекрасное творение»
под. ред. Л.П. Гладких, архимандрита
Зиновия (В.М.Меньшикова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pedagoga.docx | 63.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
педагога МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
по духовно- нравственному
воспитанию на основе православных традиций
с учетом ФГОС дошкольного образования.
Составлена на основе учебно-методического
пособия «Мир-прекрасное творение»
под. ред. Л.П. Гладких, архимандрита
Зиновия (В.М.Меньшикова)
Педагог: Лопандина Н.П.
2014-2015 г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Перспективное планирование в старшей группе.
- Перспективное планирование в подготовительной к школе группе.
- Список литературы.
- Материально-техническая база
Пояснительная записка.
Организация духовно нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
Постановление от 15 мая 2013г. №26 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№1155 «ОБ утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 г. «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»
Устав ДОУ
Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.
В частности, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, закон РФ «Об образовании» 2007г. глава 2 статья 14 пункт 2, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.
02.08.1999 года заключен Договор о сотрудничестве МО РФ и Московской патриархии РПЦ. МО РФ разработано Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к Письму МО России от 22.10.2002 года №14-52876ИН/16).
Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной организации.
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию составлена с учетом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцами неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год и проводится в рамках ознакомления с социальным миром.
Рабочая программа для детей 5-6 лет (старшая группа) и подготовительная к школе группа (6-7 лет), соответствует комплексно-тематическому планированию по программе: «Мир -прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) .
Рабочая программа включает краеведческий материал и проектную деятельность.
Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.
Содержанием данной рабочей программы, построенной в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основанное на научных теориях о единстве духовного и материального бытия и человека, направлено на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к близким, природе.
Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).
Организация проведения воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшей и подготовительной к школе групп строится по образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Содержание рабочей программы включает «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования ( приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
Цель и задачи рабочей программы:
Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.
Задачи программы:
Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа;
знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.
Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.
Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.
Целевые ориентиры.
Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется:
1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);
2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;
3. овладением речью, т.е. употреблением слов и оборотов старословянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;
4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.
Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.
Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.
Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».
Понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности – игровой, как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени – опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности - учебной, как фундаментального образования младшего школьного возврата и форм взаимодействия с окружающим миром.
Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.
Цель взаимодействия:
Создание на территории «Детский сад – начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.
Реализация в ДОУ и начальной школе комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.
Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ и начальной школы.
Создание единой стратегии в работе с родителями.
Обеспечение профессионального роста педагогов.
Осуществление внешних связей:
_со школой;
- с культурно – образовательными учреждениями (музыкальная школа, детско – юношеский центр, детская районная библиотека, станция юных натуралистов, районный дом культуры, Дом ремесел);
- с научно – методическими учреждениями;
- организация совместных мероприятий.
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях по образовательным областям
( познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Старшая группа.
Задачи:
- формировать духовно-нравственную личность ребенка через знакомство с важными событиями Священной истории;
- расширять представление детей о культурном наследии своего народа;
- знакомить детей с отечественной культурой;
- обеспечить развитие социальной сферы личности ребенка при соблюдении моральных норм и отношениях с окружающими людьми;
- воспитывать стремление подражать высоким образом евангельских сюжетов, любви к Родине, своему народу и его культуре;
-воспитывать послушание, трудолюбие, любознательность, доброжелательность
- формировать внутренний мир и механизм нравственной оценки;
- развивать у детей способность различать нравственное и безнравственное в сказке, рассказе и жизни;
- развивать коммуникативные навыки и готовность к взаимопомощи;
- обеспечить развитие бережного отношения к ближнему.
Сентябрь
Тема | Цель, программные задачи | Источник методической литературы |
1. «Мир вокруг нас. Бог – Творец мира. Рукотворный и нерукотворный мир». | Познакомить детей с рукотворным и нерукотворным миром; с всемогуществом Бога как творца; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь к природе и окружающим. | «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.186-187 |
2. «Дерево добра» Тема: «Правила жизни, данные Богом. Трудолюбие. Преподобный Сергий Радонежский». | Познакомить детей с правилами жизни, с детством преподобного Сергия Радонежского; формирование понимания милосердия и трудолюбия в повседневной жизни; воспитывать любовь к людям. | «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) .с.193-194 Б.Ганаго. Детям о трудолюбии. |
3.«Рождество Пресвятой Богородицы. Богоизбранная Дева» | Познакомить детей с историей православного праздника «Рождество Пресвятой Богородицы»; учить детей любить, быть послушными родителям, стремиться быть добрыми. | «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.190-191 |
4. «Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Любовь и послушание». | Познакомить детей с основными событиями жития святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; воспитывать послушание родителям, любовь к ближним, Родине. | «Мир –прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.134-135 |
Октябрь
1. «Доброта и любовь к ближнему. Материнская любовь». | Формировать представления о доброте и любви к ближнему; развивать и расширять смысл пословицы «При солнышке тепло, при матери добро», воспитывать послушание и любовь к ближнему. | «Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.150-151 |
2.«Плоды послушания. Послушание животных святым людям. Покров Пресвятой Богородицы». | Познакомить детей с историей праздника «Покров Пресвятой Богородицы»; воспитывать любовь к родителям, животному миру; расширять словарный запас детей через разъяснения значения слов покров, заступница. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.195-196 |
3. «Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые». | Познакомить детей с совестью как голосам Божиим в душе человека; пробудить в детях голос; учить давать нравственную оценку своим поступкам; познакомить с Новым ковчегом. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.198-199 |
4. «Хвастовство. Вежливость». | Учить детей анализировать свои поступки, учить быть вежливыми, доброжелательными. Награда за хорошие поступки – доброе отношение людей. Плохие поступки приносят печаль, огорчения. Воспитывать любовь к ближнему. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)с.152 |
Ноябрь
1. «Икона Матерь Божия «Казанская». День единения». | Познакомить детей с историей обретения чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери; с подвигом во имя Родины; воспитывать любовь к Родине; развивать уважение к Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.199-200 |
2. «Доброе слово – что весенний денёк». | Познакомить с благословлением родителей; закрепить у детей знания о правилах доброй и совестливой жизни; воспитывать сострадание к людям; развивать внимание и терпение. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.205-206 |
3. «Небесный воин». | Расширять представления детей о творении Богом мира; Воспитывать внимание и послушание; развивать понимание детьми нравственных норм жизни. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.201-202 |
4. «Как сохранить дружбу?» | Показать, что дружба рождается в ответ на бодрые дела и чувства; воспитывать доброжелательное уважение друг к другу, развивать внимательное отношение к ближним. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.166-167 |
Декабрь
1. «Рождество Христово» | Познакомить детей с историей праздника Рождества Христова и народными традициями, связанные с ним; воспитывать уважение к народным традициям; развивать доброе отношение к людям. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова )с.208-209 |
2. «Сострадание. Житие блаженной Матроны». | Показать красоту таких душевных качеств, как доброта и сострадание; познакомить с образцом доброты и сострадания – блаженной Матроной Московской; закрепить знания об истории Рождества Христова; | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.205-206 |
3.«Христианские добродетели – смирение, послушание, милосердие». | Расширить представление о добродетелях – доброте, смирении, послушании, милосердии; воспитывать чувства любви и нежности к родителям. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.206-207 |
4. «Забота и благодарность. Преподобный Серафим Саровский» | Дать понятие детям о мудром устроении мира. Знакомить детей с простыми правилами отношений человека с близкими и природой – заботой и благодарностью, воспитывать любовь к природе. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.214-215 |
Январь
1. «В свете рождественских огней». | Продолжить знакомить детей с евангельскими событиями Рождества Христова. Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным ценностям православия. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.210-214 |
2. «Праздник Крещения Господня». | Познакомить детей с событиями Крещения Господня; воспитывать стремление к доброте и добродетельности; содействовать развитию ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.215-216 |
3. «Добрые дела и плохие поступки. Чудеса Божии». | Формировать представления о добрых делах и качествах человека (дружба, любовь, доброта, заботливость, честность); учить размечать обман, ненависть, злобу. Познакомить с добрыми делами, сотворенных Богом. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.220-221 |
Февраль
1. «Честность. Сретение Господне – добрая встреча». | Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью; познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа; содействовать развитию чувств; любви, благодарности, честности; дружелюбию. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.221-222 |
2. «Воины-защитники Отечества. Святой Георгий Победоносец. Илья Муромец». | Формировать представление о воинах как о защитниках Отечества; воспитывать в детях любовь к Родине и мужество, храбрость, развивать представление о добре и зле, воинах-защитниках и освободителях. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.307-308 |
3.«Широкая масленица». | Познакомить детей с масленой неделей, готовящей к Великому посту; формировать представления о посте, как времени подготовки в Пасхе. Воспитывать послушание, искренность, честность. Развивать желание готовиться к православным праздникам. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.225-226 |
4. «Чудеса в сказках и в жизни». | Познакомить детей с чудесами сказочными, с библейскими чудесами; воспитывать доброту, отзывчивость; развивать память, мышление. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова)с. 231-232 |
Март
1.« На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. Благовещение Пресвятой Богородицы». | Познакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы; формировать представление о народных традициях; воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам; развивать наблюдательность и навыки ручного труда. | Прогулка «Птички Божии» (картотека прогулок) Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.235-236 |
2.«Вербное воскресение» | Познакомить детей с историей праздника, народными традициями; воспитывать радостное ожидание праздника Пасхи; развивать интерес к народным традициям. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.232-233 |
3.«Подготовка к празднованию Пасхи». | Формировать представления о Страстной неделе, её событиях и о Воскресении Христа; воспитывать любовь к Господу; развивать и поддерживать сопереживание страдающему за грехи людей Христу. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.237-238 |
4. «Праздник праздников. Торжество торжеств». | Познакомить детей с событиями Воскресения Христова; приобщать детей к традициям пасхальных поздравлений; | Праздничный концерт |
Апрель
1.«Книга – к мудрости ступенька». Экскурсия в библиотеку. | На примере книг показать образец любви к Родине, любви к животному миру; воспитывать в детях желание помогать окружающим; укреплять стремление к добрым делам; развивать понимание взаимосвязи живущих на земле. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова ) с.244-245 |
2. «Святые жены – мироносицы – образец любви и милосердия». | Познакомить детей с правилами доброй советской жизни с людьми и миром; воспитывать любовь и милосердие к людям; развивать умение анализировать свои поступки. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.242-244 |
3.«Праздник Пресвятой Троицы». | Познакомить детей с событиями праздника Святой Троицы; воспитывать любовь и интерес к русским традициям; развивать память, логическое мышление. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.245-247 |
4. Кто зазнается, без друзей остается | Расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый. Воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость. Содействовать развитию образного восприятия. Способствовать развитию внимания и памяти при запоминании пословиц. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.242 |
Май
Знакомство с храмом и правилами поведения в нем. Экскурсия в храм | Расширять словарный запас детей словами «глава», «маковец или маковка». Закрепить представления об обращениях к «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней, интереса с отечественным культурным традициям. Знакомить с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи. Развивать активный словарь детей: «храм», «церковь», «колокольня». | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.196-198 |
2.«Детская молитва» . | Знакомить с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе. О любви, мудрости, о молитве как форме общения с Богом. Воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним; воспитывать чувства любви и нежности к родителям; содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям и полезной деятельности, непраздному проведению времени. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.254-255 |
3. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка» | Дать детям представления о причинах ссор между детьми и людьми. Учить жить по Заповедям Божьим. Познакомить детей в традицией Прощеного Воскресения. Помогать детям осознавать необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство. Учить их не жадничать. Уступать друг другу и прощать друг друга. Способствовать воспитанию у детей бережливости, Уступчивости, доброты и щедрости. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.167-168 |
4.Путешествие в Страну Букв. | Познакомить детей со святыми составителями азбуки для славян; дать представление о том, кто участвует в создании книги; об элементах книги; воспитывать уважение к учителям славянским; развивать мышление и речь. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.244-245 |
Занятия по краеведению.
Сентябрь Я пока еще расту, нужным городу стать хочу | Утвердить в детях понятие «нужности» своему городу, знать что ты в нем живешь и обязательно стараться его беречь, пофантазировать с детьми о нужности городу в данном возрасте и отразить это в своих рисунках. | Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью,-М.2003. .Баранникова О.Н.Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду,-М.2007. .Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007. |
Октябрь Лебедянь моя, мамина, бабушкина | Воспитать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий как род, родители, родина; познакомить детей с такими понятиями, как «члены семьи» и ближайшие родственники; помочь детям понять свое место в семье и семейных отношениях, развить понимание заботы о близких. | Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3. |
Октябрь Наш город начинался с городища. | Познакомить детей с историей образования Лебедяни, условиями жизни и бытом в древние времена, развивать их любознательность, расширять кругозор, воспитывать интерес к истории. | Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3. |
Ноябрь Всякому мила родная сторона | Дать детям представление о городе и его достопримечательностях, развивать патриотические чувства на том, что малая родина милее всех, любовь с своему двору пронесешь через всю жизнь. | Лебедянь. От А до Я |
Декабрь А я люблю свои места родные… | Познакомить детей с главными объектами города ( больница, аптека, школа, почта, стадион, полиция, библиотека, администрация, социальная служба, дом культуры, хлебозавод, Дом ремесел краеведческий музей; дать представление о предназначении каждого объекта, где расположен определенный объект, кто работает в данном учреждении, какую пользу приносят различные службы для города. | Экскурсия по городу |
Январь Символика города | Познакомить детей с символикой города Лебедянь , со значением цвета и предметов, изображенных на гербе, флаге, воспитывать чувство привязанности и гордости за свой город, значимости его в истории страны. | Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.-М.2007. Круглова Т.А., Ерохина Е.Л. Государственные символы России.- М, 2002. Лосева А.Ю. Как помочь ребенку полюбить свой родной город /Детский сад от А до Я ,2003,№ 3. |
Февраль Те, кто прославил наш город… | Познакомить детей с выдающимися людьми, которые проживали в Лебедяни , воспитывать чувство гордости за их подвиги и желание быть на них похожими и стремится что-то творить и изобретать. | Ватаман В.П.Воспитание детей на традициях народной культуры.- Волгоград,2007. |
Март У Лебедяни счастливое будущее | Познакомить детей со всеми садами и школами города, детскими площадками и местами отдыха детей вместе со взрослыми, спортивными и развлекательными центрами. Создать у детей представление о своем счастливом детстве и о том, что когда они вырастут, то им есть чем заняться в городе. Счастье города – когда в нем много детей. | Экскурсия по городу. |
Апрель Исторические памятники Лебедяни. | Познакомить детей с историческими памятниками (мемориальные доски, здания, памятники погибшими воинам и др.), развивать патриотические чувства, связывать давность событий с сегодняшними днем.. | Видеоэкскурсия. |
Май Духовное наследие Лебедянского края. | Познакомить детей с духовными центрами Лебедянского края, культурой их посещения. Дать понятия о то, что в стране празднуются не только государственные праздники, но и церковные. Повышать нравственность. Организация встреч со служителями церкви. | Экскурсия в храм |
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию на православных традициях по образовательным областям ( познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие)
Подготовительная к школе группа.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире , его целесообразном и закономерном устройстве, о Заповедях Божиих как основе жизни человека в мире;
- приобщать детей к духовно-нравственным традициям народа;
- формировать представление и детей об основных духовно-нравственных категориях и понятиях: добро-зло; послушание-непослушание; трудолюбие-лень.
-расширять представления детей о здоровом образе жизни и нравственно-волевых качествах;
- обогащать словарный запас и образный строй речи дошкольников;
- воспитывать уважение , милосердие и внимательное отношение к ближним;
- воспитывать чувство почтения и любви к родителям и ближним;
-воспитывать бережное отношение к результатам труда;
- содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
- развивать способность различить нравственное и безнравственное путем приобщения к традициям духовной культуры и традиционному укладу жизни;
Сентябрь
1. «Бог – Творец видимого и невидимого мира. Дни творения. Ангел хранитель». | Систематизировать знания детей о Боге как Творце видимого и невидимого мира; повторить дни творения; познакомить с понятием ангел-хранитель; воспитывать любовь к природе как творению Божьему. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.249-250 |
2. «Храм – дом Божий. О детской молитве». Экскурсия в храм. | Познакомить детей с устройством православного храма как доме Бога; расширить знания детей о смысле и значении молитвы; приобщать детей к духовным традициям русского народа – посещение храма. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.254-255 |
3. «Заступница усердная. Рождество Пресвятой Богородицы». | Расширить знания детей о святости святых праведных Иоаким и Анне; о событиях Рождества Пресвятой Богородицы; воспитывать уважительное и благодарное отношение к родителям. | Сборник «Дорогою добра»с.110-113 |
4. Святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Послушание». | Расширить знания детей о подвиге святых Веры, Надежды, Любови и матери Софии; воспитывать послушание; помочь детям усвоить радость послушания; развивать чувство ответственности за свои поступки. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.134-135 |
Октябрь
1. «Игумен земли Русской – святой Сергий Радонежский. Образец трудолюбия». | Способствовать формированию исторической памяти о житии преподобного Сергия. Воспитывать послушание, смирение, любовь к Богу и людям. Развивать трудолюбие, скромность. | Сборник «Дорогою добра»с.113-116 |
2. «Покров Пресвятой Богородицы. Забота о ближних». | Расширить знания детей о празднованиях Покрова Пресвятой Богородицы, как о заступнице всех людей. Воспитывать любовь и заботу о ближних. Развивать видение смыслов изображения на иконах. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.257-258 |
3. «Худо тому, кто добра не делает никому». | Формировать у детей представления о добре и зле; учить запоминать нравственный смысл пословиц; воспитывать стремление совершать добрые поступки; развивать умение различать добро и зло. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.283-284 |
4. «Люби ближнего как самого себя». | Расширять знания детей о любви к ближнему, совестливой жизни с людьми и миром; воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; доброжелательности; развивать способность сопереживать и сорадоваться. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.90 Сборник «Дорогою добра»с.53-54 |
Ноябрь
1. «Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома. День единения народа». | Дать представление детям о Казанской иконе Божией Матери как хранительнице русского дома: о силе помощи Святой Владычице в освобождении родной земли от врагов; воспитывать чувство любви к православной культуре, к Родине; способствовать развитию чувства и уважения к Минину и Пожарскому. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.199-200 С.261-262 Сборник «Дорогою добра»с.119-122 |
2. «Заповеди Божии». | Познакомить с нравственными правилами жизни; воспитывать христианские ценности, основанные на традициях православия: любовь, послушание, честность, милосердие, патриотизм. Развивать чувство сострадания, доброжелательность. | Сборник «Дорогою добра»с.231-235 |
3. «Любовь и послушание. Плоды непослушания. Послушание животных святым людям». (по сказке «Гуси-лебеди») | Учить детей, что каждый поступок имеет свой результат. Послушание приносит радость. Непослушание приносит печаль. Познакомить с жизнью святых и послушании им животных; воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям и животным. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.262-263 |
4. «Введение во храм Пресвятой Богородицы. Мои поступки. Хвастовство и вежливость». | Расширить знания о празднике. Введение во храм Пресвятой Богородицы и её детстве; воспитывать вежливость; развивать умение анализировать свои поступки. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.266 |
Декабрь
1. «Святитель Николай –жизнь и чудеса». | Познакомить детей с подвигами святителя Николая; воспитывать любовь к Родине и мужество; развивать представления о добре и зле. | Сборник «Дорогою добра»с.122-124 Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.270-272 |
2. «Рождественские сказки». | Закрепить знания детей событиях Рождества Христова, знакомить детей с традицией празднования Рождества – главного праздника года; воспитывать любовь к народной православной культуре; милосердие, сострадание к ближнему. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.273-275 |
3. « Свет пришел в мир». | Расширить знания детей о Рождестве Христове. Через духовную музыку, иконопись приобщать детей к нравственным и культурным ценностям православия; воспитывать любовь к народным традициям; развивать чуткое отношение к людям. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.275-278 |
4. «Без труда нет плода» | Учить детей понимать иносказательный смысл пословиц. Уточнить представление детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства. Формировать понимание нравственных представлений как эталонов для различения таких качеств как несообразительность - находчивость, простота - хитрость. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями. Воспитывать доброту, отзывчивость, гостеприимство. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.220-221 |
Январь
1. «Праздник Рождества Христова». | Способствовать развитию чувства радостного ожидания приближения праздника; воспитывать у детей благоговейное отношение к Спасителю Иисусу Христу; воспитывать желание соблюдать традиции праздновать православные праздники. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.208-209 |
2. «Смирение. Святой Серафим Саровский – образец любви и кротости». | Показать детям величие и красоту отношений к ближним, основанных на мире, любви и кротости, на примере жития преподобного Серафима Саровского. Воспитывать скромность, щедрость; развивать представление о святости. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.278-279 |
3. «Крещение Господне (Богоявление)» | Продолжать знакомить детей с двунадесятым праздником Крещения Господня; познакомить детей с понятием Богоявления; познакомить детей с благочестивыми традициями подготовки к празднику (Крещенский сочельник) и с его главными особенностями; способствовать развитию чувства реальной святости в окружающей жизни ребенка, соучастия в празднике Крещения Господня; воспитывать у детей благоговейное отношение к Спасителю Иисусу Христу; обогащать словарь детей, объяснить значение малознакомых слов: Иордань, Иоанн Креститель (Предтеча), Богоявление. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.281-282 |
4. «Голос совести». | Познакомить детей с понятием совести как голосе Божием в душе человека; учить анализировать свои поступки; воспитывать любовь к ближним. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.283-284 |
Февраль
1. «Сретение Господне – добрая встреча. Честность». | Познакомить детей с христианской добродетельностью, честностью; познакомить с событиями и смыслом сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа; содействовать развитию чувств; любви, благодарности, честности; дружелюбию. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.284-285 |
2. «23 февраля – День защитника Отечества. Русские богатыри». | Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова "Богатыри"; учить понимать ее образный строй, чувствовать настроение; дать первоначальное представления об особенностях былинного жанра, закрепить понятие «русский богатырь»; развивать духовно-нравственное отношение к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине; воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине - России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей; расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество; | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова с.286-289 |
3. Праздничный утренник «Широкая масленица». | Через музыку, народные игры закреплять знания детей о народных праздниках, гуляниях; закреплять знания о посте, как времени подготовки к Пасхе. | Сборник «Дорогою добра»с.78-81 Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.289-290 |
4. «Птички Божии». | Закрепить представление о весенних изменениях в природе; воспитывать любовь к природе; развивать память, мышление. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.216-217 |
Март
1. «Дружба дороже денег» (по сказке «Теремок») | На примере сказки показать образец дружбы, трудолюбия; воспитывать в детях желание помогать окружающим людям; развивать интерес к родной культуре. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.294-295 |
2. Начался Великий пост «Мост на семь верст» | Формировать у детей представление о Великом посте, как времени подготовки к празднику Пасхи; воспитывать у детей чувства искренности и послушания, выдержки и долга. Знакомить детей со смыслом и назначением православного поста, как времени особой собранности и молитвы на пути подготовки к большому празднику. Расширять словарный запас детей. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.291-292 |
3. Иисус Христос и дети. | Дать детям представление о любви Спасителя к ним; уточнить и закрепить их знания о помощи Божией детям; воспитывать любовь и благоговейное отношение к Богу; развивать в детях стремление подражать высоким нравственным образцам. Способствовать формированию чувств защищенности и помощи Божией, предупреждать возникновение чувства беспомощности и одиночества. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.295-296 |
4. Сам пропадай, а товарища выручай. (По сказке «Кот и Петух») | Дать детям представления о персонажах, содержании и смысле сказки. Учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки и устанавливать причинные связи между поступками героев и их последствиями. Знакомить детей с выразительными возможностями рояля – «короля» инструментов; учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Посредствам сказки помочь детям осознать необходимость послушания, ответственности за свои поступки. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.294-295 |
Апрель
1. «Весенние радости. Благовещение». | Закрепить знания детей о событиях Благовещения Пресвятой Богородицы; воспитывать интерес к народным традициям; развивать память, внимание. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.170-172 |
2«Вход Господень в Иерусалим». | Расширять знания детей о евангельском событии входа Господа в Иерусалим; познакомить с народными традициями праздника; воспитывать любовь к родной культуре; развивать память. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.296-297 |
3. «Радость праведных» | Расширять знания детей о Страстной седмице; воспитывать любовь к народным традициям; развивать в детях любовь к ближнему и сопереживание. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.298-299 |
4. «Ликуй, земля, Христос Воскресе». | Расширять знания детей о Воскресении Христа; воспитывать чувства любви к народным духовным традициям; расширять кругозор. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.300-304 |
Май
1. «Какого цвета праздник Пасхи» | Закрепить знания детей о Светлом Христове Воскресении; поддерживать чувство пасхальной радости; формировать привычки следовать праздничным традициям. | Сборник «Дорогою добра» с.167-174 |
2. «Праздник Дня Победы». | Дать представление о подвигах защитников Родины; воспитывать чувства сострадания к близким, чувство уважения к участникам войны; любовь к Родине; развивать стремление помогать и защищать слабых. | Сборник «Дорогою добра» с.91-94 |
3.«Праздник жён-мироносиц – день мам и бабушек». | Расширять знания детей о святых женщинах; воспитывать милосердие и внимательное отношение друг к другу; чувство любви; формировать умение видеть свои неправильные поступки. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.304-306 |
4. «С любовью каждая строка!» | Расширять знания детей о святых Кирилле и Мефодие; дать представление о том, кто участвует в создании книги; об элементах книги; воспитывать уважение к учителям славянским; развивать мышление и речь. | Мир–прекрасное творение» под редакцией Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия (В.М. Меньшикова) с.311-312 |
Занятия по краеведению.
Сентябрь Природа родной Лебедяни. | Познакомить детей с зелеными насаждениями города, где они выращиваются. Воспитывать у детей потребность в сохранении красоты города, бережливом отношении ко всему живому. | Фотографии скверов и парков Лебедяни, иллюстрации деревьев средней полосы, животных нашего края, растительности. |
Октябрь Красна изба. | Дать представление о наших предках – славянах. Познакомить с видом избы. | М. В. Тихонова «Красна изба». |
Ноябрь Приходите в гости к нам. | Познакомить детей с укладом жизни славян. Дать представление о предметах быта, их назначении. | М. Семенова «Мы – славяне. М. В. Тихонова «Красна изба». |
Декабрь Дело мастера боится. | Познакомить детей с основными ремеслами родных мастеров, воспитывать любовь к родному краю. | О.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». |
Январь Мы – славяне. | Познакомить детей с историческими фактами зарождения Руси. Воспитывать интерес к Родине. | О.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». |
Февраль Прошлое и настоящее нашего края. | Познакомить детей с духовным прошлым и настоящим Лебедяни. Воспитывать любовь к истории родного края. | О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». М. Семенова «Мы – славяне». |
Март Ой, вы гой еси, богатыри да русские! | Познакомить детей с защитниками русской земли, с героями малой Родины. | О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». М. Семенова «Мы – славяне». О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». |
Апрель Одежда славян. Лебедянский народный костюм. | Расширить представление детей об одежде славян. Познакомить с народным костюмом жителей Лебедяни. | О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». М. Семенова «Мы – славяне». |
Май Письменность на Руси. | Расширять знания детей о зарождении письменности на Руси, о способах общения людей. Воспитывать любовь к родным истокам. | О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». М. Семенова «Мы – славяне». |
Список литературы
- Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. М., 2005.
- Библия.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.
- Закон Божий. Составил Протоиерей Серафим Слободской. Нижний Новгород, 2002.
- Иванова С.Ф. Введение во храм слова. М., 2004.
- Книга о Пресвятой Богородице. М. 2002.
- Кузомлина С. Закон Божий для детей. М., 2002.
- Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.
- Рождество. Альманах. Январь. «Планета» 2000, «Малыш» 2001.
- Сысоев Д. Летопись начала. М., 2003.
- Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. Учебное пособие 1. С-Пб, 2002.
- Учебно-методического пособие «Мир-прекрасное творение» под.ред. Л.П. Гладких, архимандрита Зиновия(В.М.Меньшикова) Курск
Методическое обеспечение и материально- техническая база.
Предметы быта славян.
Репродукции картин.
Сюжетные картинки.
Дидактические игры.
Магнитофон.
Аудиодиски.
Электронные игры.
Учебно-методическая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций.
Слайд 2В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической с...
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Мой любимый город Лебедянь» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Программа духовно - нравственной направленности (православная культура)...
Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны
Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы: Обучающие задачи: формиров...
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...
Духовно-нравственное воспитание на основе православных казачьих традиций
Выступление на общем родительском собрании...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций в подготовительной к школе группе "Путешествие в замечательную страну под именем "Доброта".
Конспект занятия путешествие в страну "Доброта" расширяет знания детей и их представления о таких нравственных качеств , как доброта, любовь к ближнему, послушание, милосердие, дружба,...
консультация для воспитателей "Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций.Консультация для воспитателей.Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - яв...