Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»
Приготовила: Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категория
МБДОУ « Теремок» г. Тулун 2014 год
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только в
совместной работе детского сада и семьи. Прежде всего, мы знакомим родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показываем необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Побуждаем близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимания на отношения членов семьи к труду. Привлекать родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновения чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников нами используются разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель, что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Консультации. Составляем консультации, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Например: «Труд дошкольника в семье». Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что проводя консультацию, мы стремимся дать родителям квалифицированный совет.
Прежде всего, мы стараемся донести до родителей важность возрастных особенностей в трудовом воспитании, что самое главное нам, со стороны взрослых,
не упустить время, возраст трёх лет – «я сам», этот возраст очень активен, ребёнок самостоятельно постигает « науку» самообслуживания, изъявляет желание самостоятельно справляться с трудовыми поручениями, ему интересно осознавать себя в роли самостоятельной личности. Если взрослый будет в основном выполнять работу ребёнка за него, то маленький исследователь сначала сопротивляется, а затем примет позицию – «сделайте это за меня». И поверьте нашему опыту, если упустить это время, не дать ребёнку быть самостоятельным в самообслуживании и в труде, интерес к трудолюбию будет потерян, и потом с великими усилиями надо будет исправлять утраченное. И нет гарантии на то, что ребёнок будет трудолюбивым в дальнейшем. Как сказал Лев Толстой: «С года до пяти вся жизнь, а с 5 лет – один лишь шаг…»
В ходе обучения трудовым навыкам в младшей группе, мы старались формировать у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимости. Самое главное надо запастись терпением, ведь в этом возрасте у детей подчас не сформированы даже навыки самообслуживания, не говоря уже о навыках трудовых действий
Если остановиться на конкретном виде детской деятельности - дежурстве, то хочется отметить, что дежурство является сложной формой организации труда. Но, не смотря на это, наши дети выполняют эту работу с удовольствием, у них чётко выработались навыки дежурства по столовой и по уходу за растениями в уголке природы, а так же подготовке и уборке рабочих мест по занятиям. Мы стараемся, что бы подготовка к занятию и уборка рабочих мест осуществлялась всеми детьми. Но всё же у дежурных по занятиям есть определённые обязанности, которые они выполняют. Наши дети со второй младшей группы, выполняли посильные поручения, у них уже тогда прослеживался большой интерес в помощи взрослым. Мы делали всё, для того, чтобы не упустить это время детской активности и любознательности; ведь как уже говорилось возраст 3 лет самый важный в развитии самостоятельности, самообслуживании и привитию трудовых навыков.
В работе с детьми, мы старались не допускать огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом. В таких случаях может появиться неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. В случаях неудач, мы приходили на помощь детям, тем самым поддерживали их начинания, вселяли уверенность ребёнка, в свои силы и возможности.
Труд должен приносит детям радость и на этот счёт у нас в группе практикуется метод поощрения, но он приемлем в основном для младшего и среднего возраста детей. Мы вырезали картинки со сказочными героями, предметами окружения и дарили их детям. Сколько было радости в глазах у малышей, получивших приз за хорошую работу. Чтобы получить заветную картинку, дети активно старались при выполнении, того или иного поручения, у них появлялся интерес к посильному труду. Кто- то захочет поспорить, и опровергнуть этот приём, тем, что нельзя подкупать ребёнка наградами за труд (хочу подчеркнуть, что этот приём мы используем в работе, уже 8 лет), и он работает и приносит положительные плоды в трудовом воспитании детей нашей группы. Самое главное не злоупотреблять им. По мере взросления картинки мы заменяем звёздочками или же на более серьёзную тематику и строже оцениваем трудовые действия детей. Со временем дети начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. В старшем дошкольном возрасте мы оцениваем последовательность и результат работы, в отличие от младших дошкольников.
Так же мы не забываем похвалить ребёнка в присутствии родителей, за качественное выполнения своих обязанностей в уголках дежурств, за старания и терпение. Это тоже благотворно влияет на добросовестное выполнение детьми трудовых действий. Ещё хочется заметить, что никогда нельзя наказывать детей трудом, а наоборот – поощрять. В своём опыте работы по данному направлению мы стараемся подвести детей к тому, что труд, это дело благородное и значимое. Например: в качестве поощрения за что- либо мы назначаем дежурных, ребёнок считает, что если он отличился в той или иной деятельности, его обязательно похвалят и дадут возможность подежурить вне очереди. Так же не маловажную роль играют красочно оформленные уголки дежурства, в каждом разделе имеются отдельные кармашки, в которые дети каждый день вставляют свои фотографии по мере назначения дежурных в той или иной сфере. Уголок дежурства так же позволяет оценить работу дежурных, если дети выполнили работу хорошо, то в кармашки дежурных вставляются звёздочки, дети гордятся своими заслугами.
Хочу привести один из недавних примеров: в последнее время мы стали замечать, что дежурные не хотят надевать колпачки, а только фартуки. Что бы решить эту проблему мы приготовили красочную схему последовательности трудовых действий дежурства по столовой, (алгоритм), где есть чёткая схема - картинка одевания фартука, а затем колпачка, этот приём помог решить данную проблему. Вот уже несколько дней дети одевают полностью всю форму дежурных по столовой без возражений, глядя на схему. Аналогичные алгоритмы мы используем для сервировки стола, для ухода за растениями и т.д.
Так же мы стараемся использовать разные формы организации трудовой деятельности детей. Это совместный труд с взрослым, трудовые поручения, коллективный труд по типу общего, дежурства.
Трудовые поручения в детском саду и семье (сервировка стола, уборка), становятся возможными после освоения детьми того или иного трудового процесса. Как правило, наиболее сложным трудовым процессам (стирка салфеток, мытьё столов после занятий др.) мы обучали детей на занятиях, а затем вводили в повседневный детский труд близкие трудовые процессы (мытье баночек из-под краски и клея, стирка салфеток). Дети легко осваивали эти процессы путем переноса имеющихся у них знаний.
Так же в работе с детьми по трудовому воспитанию мы используем совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр совместных мультипликационных фильмов, используем в работе дидактические игры, сюжетно – ролевые, игры, связанные с трудом взрослых, рассматривания иллюстраций о труде взрослых. Создаём в группе различные игровые ситуации на тему: «Трудолюбие и лень», проводим занятия по трудовому воспитанию.
Что бы показать ребёнку результаты его работы, сравниваем трудовые умения каждого ребёнка в различных отрезках времени, тем самым даём увидеть детям полученные ими навыки в труде, за определённый отрезок времени.
В нашей группе находятся дети значительно старше остальных - это Глеб Артасов, Рома Исупов, Дима Гребнев. Они отличаются своим трудолюбием и полученными навыками и умениями в трудовой деятельности. Про них можно так сказать, что они « ведут « за собой детей младше, показывая им положительный пример в труде. Некоторые воспитанники ровняются на них и стараются выполнять работу по дежурству, так же ответственно и чётко.
Немаловажную роль в работе детей по столовой играет младший воспитатель, самое главное с её стороны дать детям самостоятельно выполнять свою работу, следить за последовательностью и правильному выполнению этапов дежурства, проявлять терпение, дать понять детям, что за них никто не будет выполнять работу. Наша Надежда Михайловна даёт в полном объёме реализовать свои возможности детям в этой сфере труда, что является немаловажным аспектом в привитии навыков трудолюбия у наших деток.
Трудовое воспитание детей, формирование у них позиции субъекта трудовой деятельности осуществлялось нами в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В дальнейшем мы планируем провести анкетирование родителей, направленное на выяснение их взглядов, на содержание трудового воспитания. Анализ анкет покажет степень заинтересованности родителей в трудовом воспитании детей на данный период.
Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников нами проводились индивидуальные беседы, консультации: «Формирование трудолюбия в семье», «Трудовые поручения детей в семье»; родителям рекомендовались различные дидактические игры, и упражнения, направленные на обогащение у детей представлений о предметном мире, труде взрослых и т.д. Неоднократно организовывались выставки поделок - совместных работ родителей и детей – по разным темам: «Что нам осень подарила», «Новогодние игрушки». Хочется отметить активность детей и родителей нашей группы в этих мероприятиях.
Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Мы стараемся организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли наблюдать его, и брать с родителей пример трудолюбия и ответственности.
Так же на будущее планируем провести фотовыставки: «Мамины помощники» (фотографии детей в процессе труда дома), «Мы трудимся в детском саду» (фотографии детей в процессе труда на огороде детского сада, в процессе хозяйственно-бытового труда в группе). Представление обобщение опыта по трудовому воспитанию детей в семьях некоторых воспитанников.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.его возраста в трудовой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_s_detmi_starshey_gruppy_v_trudovoy_deyatelnosti.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»
Приготовила: Снеткова Елена Геннадьевна, воспитатель, первая квалификационная категория
МБДОУ « Теремок» г. Тулун 2014 год
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только в
совместной работе детского сада и семьи. Прежде всего, мы знакомим родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показываем необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Побуждаем близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимания на отношения членов семьи к труду. Привлекать родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновения чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников нами используются разнообразные формы: собрания, консультации, беседы, лекции, дни открытых дверей, тематические стенды, выставки и др.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель, что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию.
Консультации. Составляем консультации, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Например: «Труд дошкольника в семье». Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что проводя консультацию, мы стремимся дать родителям квалифицированный совет.
Прежде всего, мы стараемся донести до родителей важность возрастных особенностей в трудовом воспитании, что самое главное нам, со стороны взрослых,
не упустить время, возраст трёх лет – «я сам», этот возраст очень активен, ребёнок самостоятельно постигает « науку» самообслуживания, изъявляет желание самостоятельно справляться с трудовыми поручениями, ему интересно осознавать себя в роли самостоятельной личности. Если взрослый будет в основном выполнять работу ребёнка за него, то маленький исследователь сначала сопротивляется, а затем примет позицию – «сделайте это за меня». И поверьте нашему опыту, если упустить это время, не дать ребёнку быть самостоятельным в самообслуживании и в труде, интерес к трудолюбию будет потерян, и потом с великими усилиями надо будет исправлять утраченное. И нет гарантии на то, что ребёнок будет трудолюбивым в дальнейшем. Как сказал Лев Толстой: «С года до пяти вся жизнь, а с 5 лет – один лишь шаг…»
В ходе обучения трудовым навыкам в младшей группе, мы старались формировать у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь в случае необходимости. Самое главное надо запастись терпением, ведь в этом возрасте у детей подчас не сформированы даже навыки самообслуживания, не говоря уже о навыках трудовых действий
Если остановиться на конкретном виде детской деятельности - дежурстве, то хочется отметить, что дежурство является сложной формой организации труда. Но, не смотря на это, наши дети выполняют эту работу с удовольствием, у них чётко выработались навыки дежурства по столовой и по уходу за растениями в уголке природы, а так же подготовке и уборке рабочих мест по занятиям. Мы стараемся, что бы подготовка к занятию и уборка рабочих мест осуществлялась всеми детьми. Но всё же у дежурных по занятиям есть определённые обязанности, которые они выполняют. Наши дети со второй младшей группы, выполняли посильные поручения, у них уже тогда прослеживался большой интерес в помощи взрослым. Мы делали всё, для того, чтобы не упустить это время детской активности и любознательности; ведь как уже говорилось возраст 3 лет самый важный в развитии самостоятельности, самообслуживании и привитию трудовых навыков.
В работе с детьми, мы старались не допускать огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом. В таких случаях может появиться неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. В случаях неудач, мы приходили на помощь детям, тем самым поддерживали их начинания, вселяли уверенность ребёнка, в свои силы и возможности.
Труд должен приносит детям радость и на этот счёт у нас в группе практикуется метод поощрения, но он приемлем в основном для младшего и среднего возраста детей. Мы вырезали картинки со сказочными героями, предметами окружения и дарили их детям. Сколько было радости в глазах у малышей, получивших приз за хорошую работу. Чтобы получить заветную картинку, дети активно старались при выполнении, того или иного поручения, у них появлялся интерес к посильному труду. Кто- то захочет поспорить, и опровергнуть этот приём, тем, что нельзя подкупать ребёнка наградами за труд (хочу подчеркнуть, что этот приём мы используем в работе, уже 8 лет), и он работает и приносит положительные плоды в трудовом воспитании детей нашей группы. Самое главное не злоупотреблять им. По мере взросления картинки мы заменяем звёздочками или же на более серьёзную тематику и строже оцениваем трудовые действия детей. Со временем дети начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед трудностями. В старшем дошкольном возрасте мы оцениваем последовательность и результат работы, в отличие от младших дошкольников.
Так же мы не забываем похвалить ребёнка в присутствии родителей, за качественное выполнения своих обязанностей в уголках дежурств, за старания и терпение. Это тоже благотворно влияет на добросовестное выполнение детьми трудовых действий. Ещё хочется заметить, что никогда нельзя наказывать детей трудом, а наоборот – поощрять. В своём опыте работы по данному направлению мы стараемся подвести детей к тому, что труд, это дело благородное и значимое. Например: в качестве поощрения за что- либо мы назначаем дежурных, ребёнок считает, что если он отличился в той или иной деятельности, его обязательно похвалят и дадут возможность подежурить вне очереди. Так же не маловажную роль играют красочно оформленные уголки дежурства, в каждом разделе имеются отдельные кармашки, в которые дети каждый день вставляют свои фотографии по мере назначения дежурных в той или иной сфере. Уголок дежурства так же позволяет оценить работу дежурных, если дети выполнили работу хорошо, то в кармашки дежурных вставляются звёздочки, дети гордятся своими заслугами.
Хочу привести один из недавних примеров: в последнее время мы стали замечать, что дежурные не хотят надевать колпачки, а только фартуки. Что бы решить эту проблему мы приготовили красочную схему последовательности трудовых действий дежурства по столовой, (алгоритм), где есть чёткая схема - картинка одевания фартука, а затем колпачка, этот приём помог решить данную проблему. Вот уже несколько дней дети одевают полностью всю форму дежурных по столовой без возражений, глядя на схему. Аналогичные алгоритмы мы используем для сервировки стола, для ухода за растениями и т.д.
Так же мы стараемся использовать разные формы организации трудовой деятельности детей. Это совместный труд с взрослым, трудовые поручения, коллективный труд по типу общего, дежурства.
Трудовые поручения в детском саду и семье (сервировка стола, уборка), становятся возможными после освоения детьми того или иного трудового процесса. Как правило, наиболее сложным трудовым процессам (стирка салфеток, мытьё столов после занятий др.) мы обучали детей на занятиях, а затем вводили в повседневный детский труд близкие трудовые процессы (мытье баночек из-под краски и клея, стирка салфеток). Дети легко осваивали эти процессы путем переноса имеющихся у них знаний.
Так же в работе с детьми по трудовому воспитанию мы используем совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр совместных мультипликационных фильмов, используем в работе дидактические игры, сюжетно – ролевые, игры, связанные с трудом взрослых, рассматривания иллюстраций о труде взрослых. Создаём в группе различные игровые ситуации на тему: «Трудолюбие и лень», проводим занятия по трудовому воспитанию.
Что бы показать ребёнку результаты его работы, сравниваем трудовые умения каждого ребёнка в различных отрезках времени, тем самым даём увидеть детям полученные ими навыки в труде, за определённый отрезок времени.
В нашей группе находятся дети значительно старше остальных - это Глеб Артасов, Рома Исупов, Дима Гребнев. Они отличаются своим трудолюбием и полученными навыками и умениями в трудовой деятельности. Про них можно так сказать, что они « ведут « за собой детей младше, показывая им положительный пример в труде. Некоторые воспитанники ровняются на них и стараются выполнять работу по дежурству, так же ответственно и чётко.
Немаловажную роль в работе детей по столовой играет младший воспитатель, самое главное с её стороны дать детям самостоятельно выполнять свою работу, следить за последовательностью и правильному выполнению этапов дежурства, проявлять терпение, дать понять детям, что за них никто не будет выполнять работу. Наша Надежда Михайловна даёт в полном объёме реализовать свои возможности детям в этой сфере труда, что является немаловажным аспектом в привитии навыков трудолюбия у наших деток.
Трудовое воспитание детей, формирование у них позиции субъекта трудовой деятельности осуществлялось нами в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В дальнейшем мы планируем провести анкетирование родителей, направленное на выяснение их взглядов, на содержание трудового воспитания. Анализ анкет покажет степень заинтересованности родителей в трудовом воспитании детей на данный период.
Для разъяснения родителям форм и методов трудового воспитания дошкольников нами проводились индивидуальные беседы, консультации: «Формирование трудолюбия в семье», «Трудовые поручения детей в семье»; родителям рекомендовались различные дидактические игры, и упражнения, направленные на обогащение у детей представлений о предметном мире, труде взрослых и т.д. Неоднократно организовывались выставки поделок - совместных работ родителей и детей – по разным темам: «Что нам осень подарила», «Новогодние игрушки». Хочется отметить активность детей и родителей нашей группы в этих мероприятиях.
Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому воспитанию детей - привлечение их к той конкретной помощи, которую оказывают родители детскому саду: по благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и другого оборудования. Мы стараемся организовать труд родителей таким образом, чтобы дети могли наблюдать его, и брать с родителей пример трудолюбия и ответственности.
Так же на будущее планируем провести фотовыставки: «Мамины помощники» (фотографии детей в процессе труда дома), «Мы трудимся в детском саду» (фотографии детей в процессе труда на огороде детского сада, в процессе хозяйственно-бытового труда в группе). Представление обобщение опыта по трудовому воспитанию детей в семьях некоторых воспитанников.
Систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Перспективное планирование в образовательной области физическая культура, поможет эффективно сделать календарно- тематическое планирование....
Работа с детьми - старшая группа
Перспективное планирование работы с детьми, конспекты занятий и наблюдений по теме "Воспитание нравственных чувств, формирование навыков трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по образовательной области «Музыка»
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по образовательной области "Музыка" по программе "Детство"...
Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада
Примерный перспективный план работы с детьми старшей группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации детей в школе»...
Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»
Разработан перспективно-тематический план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике и коррекции нарушений в социально-эмоциональном развитии
Цель развития социально-эмоционального интеллекта у дошкольников: формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, сверстникам и взросл...