Деятельность воспитателя по разработке и реализации Индивидуальной образовательной программы для дошкольника с ОНР.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Разработка индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная программа для детей с ОНР | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 199«Муравьишка».
Характеристика
На Касаева Егора, 10.12.2011 года рождения, 6 лет, посещает детский сад с 28.08.2014 года, группа старшая.
Заключение ПМПК диагноз ОНР.
Егор воспитывается в полной семье мама Касаева Татьяна Владимировна, папа-Касаев Дмитрий Васильевич.
Материальное положение удовлетворительное. Стиль детско – родительских отношений демократичный. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами воспитания своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Проявляют интерес к консультациям и рекомендациям воспитателей в уголке для родителей, а также регулярно посещают родительские собрания. Воспитанием в основном занимается мама. В семье придерживаются режима дня, соблюдаемого в детском саду.
Любимые игры постройки из конструктора, машины, лего. В играх ведет себя хорошо, предпочитает ведомые роли, играет дружно. Не доводит игру до конца, иногда не подчиняется правилам. Взаимодействия со сверстниками в игре дружелюбные. Уровень развития игровой деятельности низкий, предпочитает: рисование, лепку, конструирование, любит музыкальные занятия. Работоспособность: не проявляет интерес к занятиям, на занятиях неактивен. Мелкая моторика рук развита плохо, в общей отмечается задержанная переключаемость движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Не усидчив, быстро утомляется, отвлекается.
С логопедом не занимался. Словарь ребенка: бедный речевая моторика развита недостаточно. Общее звучание речи невнятное: говорит односложно, использует первые слоги слов. В свободной деятельности говорит много, но не очень понятно для окружающих. Многие слова употребляет в приближенном значении. Плохо понимает суть пространственных отношений. Затрудняется в классификации предметов, подборе обобщающих слов. Словарный запас недостаточный. Активный словарь в количественном отношении беднее, чем пассивный. Навыками словообразования и словоизменения не владеет. Затруднено понимание грамматических структур выражающие временные и пространственные отношения. Искажена звука слоговая структура слова. Грубо нарушена слоговая структура слова.
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, с отставанием от нормы. Восприятие у Егора фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают неполноценно, ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала успешнее при наличии наглядной опоры. Внимание - неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперреактивности и дефицита внимания. У Егора более сохранно- наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет программа группы. Неспособность к умственному усилию и напряжению по всем разделам программы, недоразвитие произвольных видов ведет к неуспеваемости у Егора по всем занятиям. Не критичен к результатам собственной деятельности. Во взаимодействии с детьми демонстрирует эмоции, понимает эмоциональное состояние партнера. Отношение со сверстниками не устойчивое, зависит от ситуации. Положение в группе: пользуется симпатией предпочитает играть с мальчиками. Ведет себя спокойно. В игре берет на себя второстепенную роль, с которой не всегда справляется, в результате ребенок становится капризным, обидчивым.
Поведение мальчика соответствует более младшему возрасту. Значительно отстает Егор и по форсированности регуляции и само регуляции поведения, в результате чего не может хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. Педагогами отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. Не подчиняется требованиям взрослых.
Предпосылки к учебной деятельности развиты слабо. Предметные; не владеет необходимыми умениями и навыками в ходе освоения содержания художественно эстетической, социально коммуникативной, познавательной и физической деятельности, навыки слабо развиты. Универсальные предпосылки учебной деятельности слабо развиты, регуляция на низком уровне;
Личностные – характеристики мотивационного, морального, нравственного, эмоционально волевого развития слабые.
В ДОУ созданы все условия для образования и социализации дошкольника. Педагогическая, психологическая готовность родителей. Возможность воспитателей и узких специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, и т.д.) обеспечивать коррекционный процесс для ребенка с различными нарушениями в развитии. Наличие технических средств, обучение для детей, нуждающихся в них. Есть все условий для беспрепятственного посещения ДОУ ребенка с отклонениями в развитии.
Характеристику составили и подписали:
Заведующий МБУ №199 «Муравьишка».
Зам.зав.по ОВР
Педагог-психолог
Воспитатели: Синцова А.А.
Индивидуальная образовательная программа
на К. Егора посещающего среднюю группу детского сада.
На сентябрь - октябрь 2017 учебного года.
Данные о ребенке.
Ф.И.: К.Егора
Дата рождения 05. 10. 2011г. На момент обследования: 5 лет 11мес.
Посещает группу №3 «Воробьишки» с сентября 2014года.
Медицинский и психологический диагноз: ОНР-II уровень
Цель: Формирование навыков коммуникативной регуляции, и максимальной подготовки ребенка к школе.
1. Преодоление нарушений когнитивной сферы:
- повысить уровень речевой активности и понимания речи посредством дидактических игр и упражнений.
- развивать умения полноценного звукопроизношения: звуков «с –з», «с –ш», «л –р».
- развивать навык устойчивого внимания.
2. Формирование навыков аффективного контроля:
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
- формировать умение действовать по правилам по образцу, планировать свою деятельность.
- формировать навык ориентировки тела в пространстве.
3. Формирование навыков произвольной регуляции деятельности:
- формировать у ребенка навыки контроля своего поведения на занятиях.
- формировать точные направленные движения обеих рук.
- формировать потребность в общения со сверстниками.
Направление | Коррекционно-развивающая задача | Образователь ный результат | Способ контроля | Содержание работы | |||||
Учитель-дефектолог | Учитель-логопед | Педагог-психолог | Воспитатель | Музыкальный руководитель | Родители | ||||
Коррекция когнитивной сферы | 1.Повысить уровень речевой активности и понимания речи посредством дидактических игр и упражнений. | Понимает и активно разговаривает с детьми. | Методика выявления особенностей речевого развития детей. А.А.Павлова, Л.А. Шустова. | В играх и упражнениях продолжать развивать коммуникативные навыки. Посредством дидактич. и с\ р игр. Д.И. «Скажи правильно» «Послушай и перескажи» | Игра «К нам пришли гости». | Игра «Запомни, и перескажи». Пальчиковые игры. | Упражнение «Помоги другу в постройке гаража», «Назови детенышей». | Пение совместно с детьми. «Катюша» | Игра «Скажи какой» |
2.Развивать умение полноценного звукопроизношения: звуков «с –з», «л – р», «с –ш». | Умеет полноценно произносить звуки. | Диагностика. Обследование звукопроизношения дошкольников В.Г.Чиркина | «Предложения для повторения». | Артикуляционная гимнастика на коррекцию дыхания и развития голоса. Игра на развитие слухового внимания. | Игра «Повтори за мной» | Заучивание скороговорок. | Пение «Ноты» (пение с движениями рук) (рус. народ. мелодия) | Ролевая игра «К нам гости пришли» | |
3.Развивать навык устойчивого внимания. | Умеет запоминать, размышлять и говорить. | Методика для исследования памяти и мышления В.М. Когана. | Игра «Летает не летает», «Наоборот». Приемы для запоминания | Упр. Для стимуляции слухового внимания «Угадай кто кричит», «Угадай на чем играют», «Телеграфист» отстукивание ритмов. | Развив. Игра «Следи за своей речью», «Спрятанное слово», «Все помню». | Д\и «Посмотри, запомни, и перескажи.» Д\и «Послушай, и перескажи» | «В траве сидел кузнечик», послушай и спой. | Заучивание скороговорок. | |
Коррекция навыков аффективного контроля. | 1Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. | Устанавливает причинно-следственные связи по теме «Домашние животные». | Забрамная С.Д. «Последовател ьные картинки». Тест на умение ребенка устанавливать причинно - следственные связи «Закончи предложение». | Игра «Закономерность». «Угадай, что съел?», «Чудесный мешочек», «Съедобный, несъедобный», «Найди вторую половинку» «Собери по цвету». | Пересказ по серии сюжетных картин. | Игра «Что сначала, что потом?» (на основе эмоционального состояния). «Продолжи фразу». | Экспериментирование с водой «Волшебница водица» | Упр. Поднимись по лесенке нот и спустись с нее. | «Продолжи сказку» |
2Формировать умение действовать по правилам по образцу, планировать свою деятельность. | Умеет действовать по правилам по образцу планирует свою деятельность. | Диагностика форсированности навыков учебной деятельности. Методика «Домик», «Узор» | Игры «Сделай как на картинке», «Нарисуй как пойдет Незнайка?». | «Как ты это сделаешь?». | Игра «Расставь фигуры по порядку». | Игра «Чего не хватает?» «Собери на стол для гостей» | Игра «кто за кем, и для чего? | Игра «Помоги папе собраться на рыбалку». | |
Коррекция регуляторно-волевой сферы | 3.Формировать навык ориентировки тела в пространстве. | Сформирован навык ориентировки тела в пространстве. | Методика пространственной ориентировки А.А. Лысова. | Игра на ориентировку в пространстве. «Вправо, влево», «Сделай узор на салфеточке». | Игры на ориентировку в пространстве. «Солнышко», «Скульптор» | Упражнение «Где Машенька?», «Найди место». | Д\И «Найди свое место», «Зайцы и волк». | Упр. «Где хлопок?». | Игра «Собери башенку». |
1Формировать у ребенка навыки контроля своего поведения на занятиях. | Умеет контролировать свое поведение на занятиях. | «Поведение в конфликтной ситуации. Тест опросник К. Томаса. | Дыхательные упражнения, упр. с правилами. | «Упр. для языка и мышц челюсти». | Упр. Для релаксации и визуализации» «Морские рыбки» | Упр. «Я сильный – я слабый» | Учимся сидеть и слушать песни. | Игра «Продержись дольше». | |
2. Формировать точные движения правой и левой руки. | Развита общая и мелкая моторика. | Методики «Психомоторики» Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич «Пальчик с носиком здороваются», «Нарисуй пальцами кружечки» | Игры с пальчикам сопровождаемые стихами «Сидит белка на тележке», «Дружба» | Упр. «На параде», пройтись «По тропинке», Игра «со спичками», «С прищепками». | Упр. «С бусинками», массаж кистей рук. | Лепка «Маленькие человечки». «Пройди по мостику». | Упр. «Игра на фортепиано на свое усмотрение» | Помощь маме «Лепка пирожков». | |
3 Формировать потребность в общения со сверстниками. | Сформирована потребность общения со сверстниками. | Социометрическая методика «Два домика» по Т.Д. Марцинковской, диагностика развития общения со сверстниками. | Работа над дикцией, развитием речи. И постановкой звуков. | Развитие техники речи, формирование фонематического слуха. | Занятие в кругу со сверстниками. «Беседа по сказке «Аленушка» | Игры «Азбука эмоций»; «Ребята с нашего двора»; «Хорошо-плохо». | Упр. «Наши малыши» | Рассматривание картинок и беседа по ним. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-образовательной работы в ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методическое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.
Выступление на заседании ресурсного методического центра ЦРО г. Нижневартовска (2014-15г.)...
Выпускной проект по теме: Деятельность воспитателя по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР
В современном мире становиться много детей с различными видами отклонений в развитии, которые нуждаются в помощи логопеда, психолога. для того, что бы работать с такими детьми мы разрабатываем индивид...
Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»
Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Цель: разрабо...
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год
Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год...
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Брошюра по теме "Специфика разработки и реализации адаптированных образовательных программ в условиях реализации ФГОС ДОО. Особенности и трудности"
Брошюра по итогам заседания муниципального ресурсного центра «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в условиях дошкольных образовательных организаци...