ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС
проект (младшая группа) на тему

Сапунова Татьяна Анатольевна

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды группы, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды  в условиях перехода к ФГОС

   На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», с целью создания инновационных условий соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в группе младшего дошкольного возраста «Мишутка» началась работа над реализацией проекта инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды   в условиях перехода  к ФГОС.  

Общие положения.

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию   инновационной модели современной предметно-пространственной  развивающей среды группы, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемая инновационная модель современной предметно-пространственной развивающей среды должна включать следующие компоненты:

-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);

-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);

-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);

-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.

Продолжительность проекта: 1год.

Цель проекта:  

Разработка модели предметно-пространственной развивающей среды (зона ближайшего окружения ребенка), способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия с федеральным государственным стандартом.

Задачи проекта:

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в группе.

2. Разработать рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе с учетом возрастных особенностей детей.

3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.

5. Создать комфортные условия пребывания детей в группе, приближенные к домашним.

6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.

7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

     

       Основная идея:

   Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

   В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

   Если в группе создать предметно-пространственную развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

                                                 

Актуальность:

одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

                                       

Предполагаемый результат:

-реализация инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды,

- совершенствование среды в групповой комнате на основе создания в ней центров развития,

- рост профессионального мастерства педагогов, работающих на группе  по созданию современной предметно-развивающей среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и  развития  у детей  воображения и творчества. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:

1. Открытость среды для преобразований:

- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать;

- наличие не жестко закрепленных центров активности;

2. Современность среды:

- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);

- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);

- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

3. Ориентированность на физическое развитие:

- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;

- наличие пространства для осуществления физической активности.

4. Приспособленность для познавательной деятельности:

- наличие дидактических игр, материалов;

- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;

- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)

- наличие материала для экспериментальной деятельности

5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.

6. Ориентированность на творческое развитие:

- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;

- наличие пространства для организации творческой активности детей.

7. Элементы природы в среде:

- наличие специально оборудованного уголка природы;

- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);

- прочие элементы природы в среде.

8. Комфортность среды:

- наличие мягкой, комфортной мебели;

- наличие уголка психологической разгрузки;

- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

9. Эстетика среды:

- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

10. Безопасность среды:

- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;

11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

- наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета)

- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.

12. Создание информационного пространства для родителей:

- содержание информационных материалов для родителей,

- эстетика оформления,

- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

     На этапе формирования предметно-пространственной развивающей среды в  группе изучили методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГОС к среде в группе.

    В ходе реализации проекта находили удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование группового помещения продумывали таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства формировали разные центры.        

             

 Анализ среды, с целью выявления проблемных зон.

    Прежде чем приступить к оформлению группы, необходимо было провести оценку предметной среды группового помещения и составление списков, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой).

   Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими. Такой подход позволил реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях группы. Ведь именно в игре решается центральная проблема всего детства – поиск своего места среди взрослых людей.

   

Цель оформления среды 

- создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Условия создания:

- реализация идей и задач с учетом  Образовательной программы МБДОУ №63  «Катюша» и Примерной основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой.

- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

                                     

Организационные условия:

- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;

- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;

- все предметы должны быть соразмерны росту и физиологическим возможностям детей;

- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;

- размещение материалов должно быть функциональным;

- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;

- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);

- среда должна иметь подвижные границы.

 

Условная схема пространства группового помещения.

Уголок экспериментирования.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

Уголок продуктивной деятельности.

Дидактический уголок.

Уголок релаксации.

Книжный уголок.

Уголок «Наш край ЮГРА».

Мини-музей.

Спортивный уголок.

Уголок ролевых и режиссерских игр.

Уголок музыкально-театрализованной деятельности.

Уголок конструирования.

 

    Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, придается исключительное значение. Организация игрового пространства в группе предоставляет возможность для много вариативных игр, свободного сотрудничества детей со сверстниками и с взрослым.

Образовательная среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма. Таким образом, созданная образовательная среда в группе,  должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, а самое главное побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

План мероприятий для создания предметно-пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста «Мишутка»

Мероприятие

Содержание

1-й этап – подготовительный

Цикл педагогических чтений

Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно-пространственной среды

Педагогическая гостиная

Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра видеоматериалов

Сайт-экспедиция

Самостоятельное изучение  данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование

Бюро находок

Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта

Мини-презентация.

Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной предметно-пространственной среде

2-й этап – деятельный

Дизайн-мастерская

Модернизация среды, создание компонентов единого  развивающего пространства

Электронный  банк

Создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями)

Консультации на темы:"Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";"Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";"Комнатные растения в интерьере группового помещения";"Организация декоративно-оформительской работы"

Изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах

Наглядно-дидактический   банк  

Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков

Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды

Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями.

3-й этап – заключительный

 

Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту  с внесением коррективов

Итоговая презентация  на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ»

Консультация для воспитателей«Инновационный подход к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ»...

Семинар "Современный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС" 2015г.

27 октября 2015 года  в МДОУ № 51 прошёл семинар "Современный подход к созданию предметно- пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС. Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна...

Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию предметно пространственной среды в ДОУ»

В соответствии ФГОС программа должна строиться учетом принципа интеграции образовательных областей соответствии возрастными возможностями воспитанников. Решение программных образовательных задач преду...