ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС
проект (младшая группа) на тему
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды группы, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», с целью создания инновационных условий соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в группе младшего дошкольного возраста «Мишутка» началась работа над реализацией проекта инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС.
Общие положения.
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды группы, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования.
Предполагаемая инновационная модель современной предметно-пространственной развивающей среды должна включать следующие компоненты:
-предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование);
-его пространственную организацию (распределение группового пространства на центры);
-развивающее (формирующее) содержание (формирование детской самостоятельности и детской активности);
-изменение в зависимости от времени (изменение предметно-развивающей среды в зависимости от времени года, от приближающихся событий и т.д.)
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники.
Продолжительность проекта: 1год.
Цель проекта:
Разработка модели предметно-пространственной развивающей среды (зона ближайшего окружения ребенка), способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия с федеральным государственным стандартом.
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в группе.
2. Разработать рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
4. Обеспечить богатство сенсорных впечатлений.
5. Создать комфортные условия пребывания детей в группе, приближенные к домашним.
6. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды.
7. Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Основная идея:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Если в группе создать предметно-пространственную развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Актуальность:
одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Предполагаемый результат:
-реализация инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей среды,
- совершенствование среды в групповой комнате на основе создания в ней центров развития,
- рост профессионального мастерства педагогов, работающих на группе по созданию современной предметно-развивающей среды (зоны ближайшего окружения ребенка) и развития у детей воображения и творчества. Приобщать дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.
Критерии оценки инновационной предметно-развивающей среды:
1. Открытость среды для преобразований:
- наличие элементов, которые можно менять, преобразовывать;
- наличие не жестко закрепленных центров активности;
2. Современность среды:
- наличие современных, нетрадиционных игрушек и оборудования (радиоуправляемые машины, игрушечные мобильные телефоны, многофункциональные игрушки, «говорящие, ходящие куклы» и пр.);
- наличие современного оборудования, соответствующего реалиям времени (телевизор, детские игровые компьютеры и пр.);
- наличие мебели, соответствующей требованиям современной проектной культуры (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
3. Ориентированность на физическое развитие:
- наличие специально оборудованного физкультурного уголка;
- наличие пространства для осуществления физической активности.
4. Приспособленность для познавательной деятельности:
- наличие дидактических игр, материалов;
- наличие книжного уголка с набором разнообразных книг;
- наличие обучающих элементов в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы)
- наличие материала для экспериментальной деятельности
5. Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
- наличие игрушек и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
- наличие пространства для организации сюжетно-ролевых игр.
6. Ориентированность на творческое развитие:
- наличие игр и материалов для организации творческой активности детей;
- наличие пространства для организации творческой активности детей.
7. Элементы природы в среде:
- наличие специально оборудованного уголка природы;
- наличие растительности в группе (цветы, мини-огороды);
- прочие элементы природы в среде.
8. Комфортность среды:
- наличие мягкой, комфортной мебели;
- наличие уголка психологической разгрузки;
- наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
- оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
9. Эстетика среды:
- наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
- наличие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
- сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
10. Безопасность среды:
- обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН;
11. Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
- наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета)
- соответствие методической литературы направлению деятельности; наличие периодических изданий.
12. Создание информационного пространства для родителей:
- содержание информационных материалов для родителей,
- эстетика оформления,
- наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
На этапе формирования предметно-пространственной развивающей среды в группе изучили методическую литературу, а также нормативные документы, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГОС к среде в группе.
В ходе реализации проекта находили удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование группового помещения продумывали таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства формировали разные центры.
Анализ среды, с целью выявления проблемных зон.
Прежде чем приступить к оформлению группы, необходимо было провести оценку предметной среды группового помещения и составление списков, имеющихся материалов и оборудования, выявляя, тем самым, дефицитарные области и пополняя их с учетом половозрастных и гендерных особенностей группы; потребностей и интересов детей, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой).
Результаты исследования, проведенного до создания инновационной предметно-развивающей среды демонстрировали неравномерное распределение активностей детей. Очевидным было, что не все виды активности детей можно назвать развивающими. Такой подход позволил реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях группы. Ведь именно в игре решается центральная проблема всего детства – поиск своего места среди взрослых людей.
Цель оформления среды
- создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Условия создания:
- реализация идей и задач с учетом Образовательной программы МБДОУ №63 «Катюша» и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой.
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
- оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту и физиологическим возможностям детей;
- предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным;
- предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
- среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
- среда должна иметь подвижные границы.
Условная схема пространства группового помещения.
Уголок экспериментирования.
Уголок познавательно-исследовательской деятельности.
Уголок продуктивной деятельности.
Дидактический уголок.
Уголок релаксации.
Книжный уголок.
Уголок «Наш край ЮГРА».
Мини-музей.
Спортивный уголок.
Уголок ролевых и режиссерских игр.
Уголок музыкально-театрализованной деятельности.
Уголок конструирования.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, придается исключительное значение. Организация игрового пространства в группе предоставляет возможность для много вариативных игр, свободного сотрудничества детей со сверстниками и с взрослым.
Образовательная среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма. Таким образом, созданная образовательная среда в группе, должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать «зону ближайшего развития» ребенка, а самое главное побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
План мероприятий для создания предметно-пространственной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста «Мишутка»
Мероприятие | Содержание |
1-й этап – подготовительный | |
Цикл педагогических чтений | Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно-пространственной среды |
Педагогическая гостиная | Знакомство с опытом работы детских садов России посредством просмотра видеоматериалов |
Сайт-экспедиция | Самостоятельное изучение данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование |
Бюро находок | Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта |
Мини-презентация. | Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной предметно-пространственной среде |
2-й этап – деятельный | |
Дизайн-мастерская | Модернизация среды, создание компонентов единого развивающего пространства |
Электронный банк | Создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) Консультации на темы:"Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения";"Эстетические требования, предъявляемые к оформлению группы";"Комнатные растения в интерьере группового помещения";"Организация декоративно-оформительской работы" |
Изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах | |
Наглядно-дидактический банк | Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала. Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели и игровых уголков Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей среды Создание развивающей среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями. |
3-й этап – заключительный | |
| Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением коррективов Итоговая презентация на сайтах, в средствах массовой информации. Участие в конкурсах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Инновационные подходы к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов....
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ»
Консультация для воспитателей«Инновационный подход к созданию предметно-пространственной среды в ДОУ»...
Семинар "Современный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС" 2015г.
27 октября 2015 года в МДОУ № 51 прошёл семинар "Современный подход к созданию предметно- пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС. Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна...
Консультация для воспитателей «Инновационный подход к созданию предметно пространственной среды в ДОУ»
В соответствии ФГОС программа должна строиться учетом принципа интеграции образовательных областей соответствии возрастными возможностями воспитанников. Решение программных образовательных задач преду...
Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Презентация для педагогов ДОУ...
Приказ Педагогического совета N 1«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно пространственной среды в ДОУ
https://nsportal.ru/node/5739702...