«Развитие информационной компетенции у дошкольников»
статья на тему
Вопросам развития информационной компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информационных технологий в разных сферах общественной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие информационной компетенции у дошкольников | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие информационной компетенции у дошкольников»
Подготовила: Сластенина М.Н.,воспитатель.
Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет определяться и основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. А мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Таким образом, мы можем назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте: социальная, коммуникативная, информационная, здоровье-сберегающая, когнитивная, эмоциональная.
Рассмотрим информационную компетентность.
Вопросам развития информационной компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информационных технологий в разных сферах общественной жизни.
Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
При формировании информационной компетентности дошкольников эффективно используется метод проектов. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. Используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, ролево–игровые. Развитию информационной компетентности современного дошкольника способствуют и информационно-коммуникативные технологии, являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.
Мультимедийные презентации дают педагогу возможность выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, позволяют наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.
Ещё одной из форм работы с детьми по формированию информационной компетентности дошкольников является исследовательская деятельность. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности – всё это способствует расширению детского опыта. У ребенка должно появиться желание овладеть каким-либо исследовательским навыком, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего исследовательского навыка.
Многократное увеличение информационного потока вынуждает все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ - технология. Использование ТРИЗ - технологии позволяет дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.
Несомненно, залогом успешного развития детей и формирования компетенций является насыщенная предметно-развивающая среда, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. В групповых комнатах педагоги организовывают игровые зоны, которые позволяют осознать ребёнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, помогают осваивать способы сохранения своего здоровья, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, стимулирует исследовательскую деятельность.
Главная цель на современном этапе заключается в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диалог – как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников.
В презентации рассматриваются вопросы развития диалогоческой речи дошкольников - задачи по формированию речевых и социально-этических умений детей, их содержание, этапы работы по обучению ...
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников»
ОглавлениеI. Вводная часть ...
«Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через организацию театрализованной деятельности».
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. И она является средством развития коммуникативных способностей у детей....
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции ребёнка-дошкольника»
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...
«Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника через средства изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей дошкольников, нравственное и социальное развитие детей....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....
Роль педагога дополнительного образования в развитии коммуникативной компетенции старших дошкольников.
Статья : Роль педагога дополнительного образования по хореографии в развитии комуникативной компетенции старших дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12312422","attributes":{...