Семинар для воспитателей "Технология проектирования в ДОУ"
консультация по теме

Калиянц Людмила Сабировна

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektirovaniya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Технология проектирования в детском саду»

Цель: Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — «метод проектов»

История развития метода проектов

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж. Дьюи продолжил У.Х. Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

В России педагогические идеи Дж. Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновленном виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект — это путь исследования.

Проект — это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Проекты классифицируются по составу участников:

Групповой

Подгрупповой

Личный

Семейный парный

Классификация по продолжительности:

Краткосрочный (несколько занятий, 1–2 недели)

Средней продолжительности (1–3 месяца)

Долгосрочный (до 1 года)

Этапы развития проекта

Этапы

Содержание

1

Выбор темы проекта

Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей, воспитатель-инициатор

2

Планирование

«Модель трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)

Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта)

Планирование проектов (конечный продукт)

Календарное планирование

3

Реализация проекта

Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах (образовательных областях), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта

4

Завершение проекта

Презентация конечного продукта

Работа над проектом включает деятельность детей и педагога

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап

1. Формирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

Второй этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

Третий этап

7. Практическая помощь (по необходимости)

8. Направляет и контролирует осуществление проекта

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Четвертый этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация

8. Продукт деятельности готовят к презентации

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана достижения цели (обсуждение с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план-схему проекта различных видов детской деятельности.

Домашние задания для самостоятельного выполнения.

Презентация проекта, открытое мероприятие.

Советы воспитателю по работе над проектом

Глубоко изучить тематику проекта.

При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблем.

Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Паспорт проекта:

Проблема

Полное наименование проекта

Тип проекта

Цель проекта

Образовательные области

Период (продолжительность) и этапы реализации проекта

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

— Для детей

— Для педагогов

— Для родителей

— Для ДОУ

Участники проекта

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

Презентация проекта

Паутинка по проекту:

Познание

(ведущая деятельность — познавательно-исследовательская), указать формы

Чтение художественной литературы

(ведущая деятельность —  чтение), указать формы

Коммуникация

(ведущая деятельность —  коммуникативная), указать формы

Социализация

(ведущая деятельность —  игровая), указать формы

Трудовая

(ведущая деятельность —  трудовая), указать формы

Безопасность

(интеграция разных видов деятельности) указать формы

Здоровье

(интеграция разных видов деятельности), указать формы

Физическая культура

(ведущая деятельность —  двигательная), указать формы

Художественное творчество

(ведущая деятельность —  продуктивная), указать формы

Музыка

(ведущая деятельность —  музыкально-художественная), указать формы

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами, указать формы

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности), указать формы

Использование метода проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"

Семинар- практикум  "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей" . Будет интересно посмотреть старшим воспитателям....

Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».

Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...

Выступление на семинаре.Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды». 2014 г.

Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей  среды  »...

Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»

Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивац...

Семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО»

Семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО» подготовлен и проведен в рамках работы муниципального методического объединения педа...

Семинар для педагогов "Проектирование с детьми дошкольного возраста"

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость.  Всем хорошо известно, что пятилетних ...