Семинар для воспитателей "Технология проектирования в ДОУ"
консультация по теме
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_proektirovaniya.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Технология проектирования в детском саду»
Цель: Создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — «метод проектов»
История развития метода проектов
• Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859–1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж. Дьюи продолжил У.Х. Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
• В России педагогические идеи Дж. Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т. Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.
• Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновленном виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект — это путь исследования.
Проект — это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
Проекты классифицируются по составу участников:
• Групповой
• Подгрупповой
• Личный
• Семейный парный
Классификация по продолжительности:
Краткосрочный (несколько занятий, 1–2 недели)
Средней продолжительности (1–3 месяца)
Долгосрочный (до 1 года)
Этапы развития проекта
№ | Этапы | Содержание |
1 | Выбор темы проекта | Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей, воспитатель-инициатор |
2 | Планирование | • «Модель трех вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?) • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) • Планирование проектов (конечный продукт) • Календарное планирование |
3 | Реализация проекта | Задача воспитателя: организация деятельности детей в центрах (образовательных областях), оснащение оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта |
4 | Завершение проекта | Презентация конечного продукта |
Работа над проектом включает деятельность детей и педагога
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Первый этап | 1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую ситуацию. 3. Формулирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
Второй этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6.Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
Третий этап | 7. Практическая помощь (по необходимости) 8. Направляет и контролирует осуществление проекта | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
Четвертый этап | 9.Подготовка к презентации. Презентация | 8. Продукт деятельности готовят к презентации 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
• На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
• Разработка плана достижения цели (обсуждение с родителями).
• Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
• Составление плана-схемы проекта.
• Сбор, накопление материала.
• Включение в план-схему проекта различных видов детской деятельности.
• Домашние задания для самостоятельного выполнения.
• Презентация проекта, открытое мероприятие.
Советы воспитателю по работе над проектом
• Глубоко изучить тематику проекта.
• При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблем.
• Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
• Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
• В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей.
• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Паспорт проекта:
• Проблема
• Полное наименование проекта
• Тип проекта
• Цель проекта
• Образовательные области
• Период (продолжительность) и этапы реализации проекта
• Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:
— Для детей
— Для педагогов
— Для родителей
— Для ДОУ
• Участники проекта
• Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)
• Презентация проекта
Паутинка по проекту:
Познание (ведущая деятельность — познавательно-исследовательская), указать формы | Чтение художественной литературы (ведущая деятельность — чтение), указать формы | Коммуникация (ведущая деятельность — коммуникативная), указать формы |
Социализация (ведущая деятельность — игровая), указать формы | Трудовая (ведущая деятельность — трудовая), указать формы | Безопасность (интеграция разных видов деятельности) указать формы |
Здоровье (интеграция разных видов деятельности), указать формы | Физическая культура (ведущая деятельность — двигательная), указать формы | Художественное творчество (ведущая деятельность — продуктивная), указать формы |
Музыка (ведущая деятельность — музыкально-художественная), указать формы | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами, указать формы | Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности), указать формы |
Использование метода проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"
Семинар- практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей" . Будет интересно посмотреть старшим воспитателям....
Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».
Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...
Выступление на семинаре.Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды». 2014 г.
Тема : «Требования к проектированию предметно-пространственной развивающей среды »...
Семинар для педагогов «Ключевые компетенции проектирования нового качества дошкольного образования на пути реализации ФГОС ДО» в форме проведения «проблемного диалога» и «системного оператора ТРИЗ»
Тема семинара достаточно объемная и актуальная на сегодняшний день, включает три семинарских занятия для педагогов. Первое, позволяет подвести педагогов к понятию компетентности и способствует мотивац...
Семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО»
Семинар «Проектирование образовательного процесса в ДОУ по физическому развитию в соответствии с ФГОС ДО» подготовлен и проведен в рамках работы муниципального методического объединения педа...
Семинар для педагогов "Проектирование с детьми дошкольного возраста"
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...
Выступление на районном практико - ориентированном онлайн -семинаре по теме:«Проектирование образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников» (из опыта работы Шивараковой Раисы Евгеньевны, старшего воспитателя
В рамках семинара разговор идет о том, что раскрывает понятие «финансовая грамотность», как организована образовательная деятельность в ДОУ,об инновационных п...