Перспективное планирование прогулок во второй младшей группе - осень
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Наблюдения, подвижная игра , трудовые поручения, самостоятельная леятельность детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_osen.docx132.23 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование прогулок во второй младшей    группе

Сентябрь

1

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Пн

Неживая природа. Наблюдение за состоянием погоды.

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: учить детей начинать движение и менять его, быстро бегать по сигналу, не наталкиваясь друг на друга, находить свое место.

Собирать игрушки, приводить их в порядок .

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир: птицы.

Цель: познакомиться с птицами и их особенностями.

«Воробушки и кот»

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, увертываться от водящего; быстро убегать.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Ср

Растительный мир: деревья на участке.

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

«Найди свой домик»

Цель: учитьбыстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.

Очищать игрушки от песка и листьев, складывать их в корзину.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Чт

Транспорт: наблюдение за автобусом.

Цель: познакомить с транспортом, учить различать по внешнему виду, закреплять навыки поведения в автобусе.

«Трамвай»

Цель: познакомить детей с транспортом, правилами дорожного движения.

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Пт

Наблюдение за облаками:

Цели: познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

«С кочки на кочку»

Цель: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Сентябрь

2

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Пн

Неживая природа: наблюдение за облаками, их движением.

Цель: продолжить знакомить с различными природными явлениями.

 «Раздувайсяпузырь!»

Цель: учить детей выполнять разнообразные движения, образуя круг. Упражнять в произношении звука ( Ш ).

Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение.

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир: птицы.

Цель: продолжить наблюдение за птицами (воробьями) на участке, учить различать основные части тела.

«Солнышко и дождик». Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке.

Поддерживать чистоту и порядок на участке и близлежащей территории.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Ср

Растительный мир: осенний лес.

Цель: расширять представление о лесе, учить любоваться красотой родной природы.

«Бегите к флажку»

Цель: развивать  умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении  одновременно всей группой.

Помочь воспитателю собрать опавшие осенние листья.

Игры по желанию детей.

Чт

Наблюдение за проезжей частью дороги.

Цель: познакомить с проезжей частью дороги – шоссе, тротуар; дать представление о правилах дорожного движения.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Пт

Труд людей в природе.

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи.

 «Найди свой домик»

Цель: учить детей находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя.

Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение.

Игры с выносным материалом.

Сентябрь

3

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Пн

Неживая природа:наблюдение за дождем

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей согласовывать движения с текстом стихотворения, подражая взрослому.

Собирать игрушки, приводить их в порядок .

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир и  птицы:  наблюдение за собакой.

Цели:

  • дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;
  • воспитывать любовь к животным.

«Лохматый пес»

Цель: учить детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Ср

Растительный мир: наблюдение за листопадом

Цели: учить определять признаки осени;

  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

«Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

Очищать игрушки от песка и листьев, складывать их в корзину.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Чт

Дорога и транспорт:

Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром

Цели:

  • закреплять знания о правилах поведения на улице;
  • воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

«Воробушки и автомобиль.

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Пт

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

«По ровненькой дорожке»

Цель: чередование разных видов ходьбы и бега. Действовать по сигналу воспитателя.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Сентябрь

4

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Пн

Растительный мир: рассматривание клумбы с цветущими растениями.

Цели:

  • продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;
  • воспитывать любовь к природе.

Подвижная игра «Раздувайся, пузырь!»

Цель: учитьдетейвыполнять разнообразные движения, образуя круг. Упражнять в произношении звука ( Ш ).

Собирать игрушки, приводить их в порядок .

Игры с выносным материалом.

Вт

Неживая природа:  наблюдение за песком.

Цели: учить видеть зависимость состояние песка от погоды.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей согласовывать движения с текстом стихотворения, подражая взрослому.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Ср

Растительный мир: деревья на участке.

Цель: закрепить понятие о строении дерева, повторить названия деревьев на участке и в саду.

Подвижная игра

«К названному дереву беги»

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Очищать игрушки от песка и листьев, складывать их в корзину.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Чт

  • Наблюдение за насекомыми.
  • Цель: объяснить детям о способах приспособления насекомых к холодному периоду.

Подвижная игра «Жуки»

Цель: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Пт

Наблюдение за пауками.

Цель: познакомиться с пауками. Рассказать о  их среде обитания. 

Подвижная игра «Пчелки»

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Октябрь

1

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Пн

Наблюдение за солнцем.

Цели: — вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;

— поддерживать радостное настроение.

«Солнышко и дождик»

Цель: слышать команды воспитателя и действовать по инструкции.

 

Собирать игрушки, приводить их в порядок .

Игры с выносным материалом.

Вт

Наблюдение за кошкой.

Цели: - расширять представление о домашнем животном — кошке;

  • воспитывать желание заботиться о животных.

Подвижная игра «Воробушки и Кот»

Цель: развивает множество навыков у дошкольников. В процессе игры дети учатся спрыгивать, сгибая колени при приземлении, учатся быть осторожными и бегать, не толкая товарищей, развивают ловкость, увертываясь от ловящего.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Ср

Наблюдение за транспортом

Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.

Подвижная игра «Паровозик»

Цель: учить детей двигаться в разных направлениях, в разном темпе, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в звукопроизношении голосу животных и птиц.

Очищать игрушки от песка и листьев, складывать их в корзину.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Чт

Рассматривание осеннего дерева

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Подвижная игра «Найди листок, как на дереве»

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Пт

Наблюдение за изменениями в природе.

Цель: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе, учить устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой природе и живой природе.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Октябрь

2

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Пн

Растительный мир: наблюдение за разноцветьем листьев.

Цель: расширить представления об осени как о времени года; дать представление о почках, семенах, листочках, разноцветных листьях.

Подвижная игра «Листопад»

Цель: учить детей согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

Собирать игрушки, приводить их в порядок .

Игры с выносным материалом.

Вт

  • Наблюдение за голубями.
  • Цель:  учить видеть особенности в их строении и поведении, уточнить и расширить представление  о птицах; формировать знания об общих признаках птиц.

Подвижная игра «Карусели»

Цель: подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить текст

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Ср

Наблюдение за солнцем.

Цель: развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.

Подвижная игра «Хвосты»

Цель: развивать выносливость, ловкость и внимание.                            

Очищать игрушки от песка и листьев, складывать их в корзину.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Чт

Наблюдение за грузовым транспортом

Цель: учить различать по внешнему виду грузовой транспорт.

Игра: «Поезд»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Подметание дорожки, ведущей к участку.

Игры с выносным материалом или по желанию детей.

Пт

Наблюдение за грозой.

Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, отмечать состояние погоды, воспитывать познавательный интерес к миру.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Учить сметать песок со стола и скамейки, пользоваться веничком или щеткой.

Создать условия для игр по физическому развитию.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Окт.

07

Пн

Неживая природа: предложить понаблюдать за хмурой осенью

Цель : познакомить с наиболее типичными особенностями

поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и

назначение предметов одежды

"Солнышко и дождик"

Цель: учить детей согласовывать движения с текстом стихотворения, подражая взрослому.

Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Заинтересовать детей в том, чтобы наш участок был чистым.

Собрать поломанные веточки.

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир: предложить понаблюдать за котом.

Цель – научить различать характерные признаки внешнего вида

животных. Познакомить с особенностями поведения этих

животных.

"Раздувайся пузырь"

Цель – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Собрать поломанные веточки с участка, воспитывать трудолюбие.

Игры на развитие двигательной активности

Ср

Растительный мир: Предложить понаблюдать за листопадом  

Цель – закрепить знания признаков поздней осени.

Уточнить, почему падение листьев называют

листопадом.

"Листопад"

Цель: учить детей согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

Собрать красивый букет из листьев для помощника воспитателя.

Игры по желанию детей.

Игры в песочнице – "Я пеку, пеку деткам всем по пирожку".

Составить из опавших листьев узор на асфальте.

Чт

Предложить понаблюдать за работой дворника

Цель – познакомить детей с рабочими профессиями,

подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда,

разнообразные операции и последовательность для

достижения цели. Воспитать уважение к людям труда желание

помогать.

«Летает, плавает, бегает»

  • Цель: развивать внимание, двигательную активность

Посильная помощь дворнику – собрать сухие листья в мешок, воспитывать желание помогать старшим.

Игры на развитие двигательной активности

Игры с песком "Булочная", игры со скакалкой и

Пт

Неживая природа: предложить понаблюдать за ветром

Цель : конкретизировать и закрепить знания детей о ветре.

"Самолеты"

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Самостоятельный сбор игрушек в корзину предварительно очистив  от песка, воспитывать самостоятельность в работе.

Игры с выносным материалом.

С помощью вертушек, султанчиков проверить силу ветра

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Окт.

08

Пн

Неживая природа: Наблюдение за первым снегом

Цели:познакомить с природным явлением — снегом;показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

«Мыши в кладовой».

Цели: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;

  • двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение.

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир: предложить понаблюдать за птицами

Цель :закрепить знания детей о птицах: название, части тела,

питание.

 «Мыши водят хоровод».

Цель: научить детей двигаться в соответствии с текстом, менять направление движения, ориентироваться в пространстве

Покормить птичек. Приготовить угощение для птичек. Воспитывать желание ухаживать за птицами.

Игры на развитие двигательной активности

Ср

Растительный мир: предложить понаблюдать за деревом

Цель:уточнять понятия «дерево». Закреплять понятия

«гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный»,

«короткий», «толстый», «тонкий».

"1,2,3 к дереву беги"

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Собрать красивые листья для аппликации. Собрать и

разложить по коробочкам природный материал.

Игры по желанию детей.

Игры с мячом, рисование на песке

Чт

Предложить понаблюдать за грузовым транспортом

Цель :учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и

применение.

"У медведя во бору".

Цель: учить детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.

Сбор шишек и листьев.

Игры на развитие двигательной активности.

Игры с природным

материалом.

Пт

Неживая природа: предложить понаблюдать за солнцем

Цель : познакомить детей с явлениями неживой природы:

изменениями, происходящими с солнцем.

"Лохматый пёс".

Цель: учить детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.

Собрать веточки и листочки, составить из них геометрические фигуры

Игры с выносным материалом.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

Нояб.

9

Пн

Неживая природа: Наблюдение за ветром

Цели :продолжать учить определять силу ветра; расширять

знания детей о неживой природе.

«Наседка и цыплята»

Цель: соблюдать правила игры, развить быстроту, ловкость.

Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение.

Уборка участка от веток и камней.

Игры с выносным материалом.

Сбор камней на

участке и выкладывание из них композиции.

Вт

Животный мир:Наблюдение за собакой

Цели:расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;

  • воспитывать любовь к животным.

«Мы — веселые ребята».

Цели:четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры;научить детей ходить и бегать в рассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Поддерживать чистоту и порядок на участке и близлежащей территории. Очищаем скамейки от снега.

Игры на развитие двигательной активности

Ср

Растительный мир:Наблюдение за растительным миром

Цели:формировать представление об особенностях ели, по которым
ее можно выделить среди других деревьев;воспитывать бережное отношение к природе.

«Встречные перебежки». 

Цели: повышать двигательную активность;

  • развивать меткость, ловкость, выносливость.

Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение.

Игры по желанию детей.

Чт

Наблюдение за работой дворника

Цели:воспитывать уважение к труду людей;

  • учить приходить на помощь окружающим.

Подвижная игра «Паровозик»

Цель: учить детей двигаться в разных направлениях, в разном темпе, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в звукопроизношении голосу животных и птиц.

Сбор мусора на участке,учить доводить начатое дело до конца.

Игры на развитие двигательной активности

Пт

Неживая природа: предложить понаблюдать за сезонными изменениями

Цель :формировать понятия о явлениях природы (иней, замо-

розки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о

солнце (светит, но не греет)

"Ловишка"

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Уборка мусора на участке.

Игры с выносным материалом.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

10

Пн

Неживая природа:Наблюдение за льдом

Цель: знакомить с природным явлением -льдом;формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Сгребание снега в определенное место.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир: Наблюдение за кошкой

Цель: закрепить представление у детей характерных особенностей кошки.

Подвижная игра «Карусели»

Цель: подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить текст

Сгребание снега для строительства снежного домика для куклы.

Игры на развитие двигательной активности

Ср

Растительный мир:Наблюдение за растительным миром

Цели:

  • знакомить со строением дерева;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

«По ровненькой дорожке». Цели:

  • развивать согласованность движения рук и ног;
  • приучать ходить свободно в колонне по одному;
  • развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.

Сбор поломанных веток вокруг деревьев, уход за поломанными ветками.

Цели:- побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений;

  • воспитывать желание ухаживать за растениями;

— учить бережному отношению к природе.

Игры по желанию детей.

Чт

Наблюдение за работой шофера

Цели:знакомить с работой шофера;воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

 «Воробушки и автомобиль».

Цель:приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Почистить дорожки от снега

Цель: учить правильно пользоваться лопатками, доводить начатое до конца.

Игры на развитие двигательной активности

Пт

Неживая природа:Наблюдение за облаками

Цель: формировать понятия об облаках и тучах

«Гуси - гуси!».

Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя

Сгребание снега для снежных построек.

Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, оказывать помощь взрослым.

Игры с выносным материалом.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

11

Пн

Неживая природа:Наблюдение за осенним лесом

Цели:

  • расширять представление об осеннем лесе;
  • учить видеть красоту осеннего пейзажа.

«Угодай. кто кричит?»

Цель: развивать внимание.

Изготовление снежных построек. Цели:

  • учить правильно носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий;
  • помогать правильно строить из снега домик, соизмерять вели
    чину домика с величиной игрушки, аккуратно и достаточно
    глубоко вырезать отверстие (дверку).

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир: Наблюдение за птицами

Цели:

  • продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
  • сравнить воробья и голубя.

«Раз, два, три — беги!».

Цели:- упражнять в умении действовать по сигналу;

развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем.

Цели:- воспитывать желание участвовать в уходе за птицами;

  • приучать детей с помощью взрослых кормить птиц.

Игры на развитие двигательной активности

Ср

Растительный мир:Наблюдение за елью

Цель: формировать представление о ели, ее красоте.

«Поезд»

цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожки.

Много снега, негде бегать. На дорожке тоже снег. Вот, ребята, вам лопаты, Поработаем для всех.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определённое место.

Игры по желанию детей.

Чт

Предложить понаблюдать за специальным транспортом

Цель – расширять знания о специальном транспорте; обогащать

словарный запас.

«Мой веселый звонкий мяч».

Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Поддерживать чистоту и порядок на участке и близлежащей территории. Очищаем скамейки от снега.

Игры на развитие двигательной активности

Пт

Неживая природа:Наблюдение на огороде

Цель: формировать представление об изменениях в природе поздней осенью.

 «Совушка».

Цель: учить слаженным действиям по сигналу воспитателя.

Изготовление снежных построек.

Цели:

  • учить правильно носить снег для постройки;
  • помогать товарищам в выполнении трудовых действий;
  • учить правильно строить из снега домик, соизмерять величину домика с величиной игрушки, аккуратно и достаточно глубоко вырезать отверстие (дверку).

Игры с выносным материалом.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

Труд

Самостоятельные игры

12

Пн

Неживая природа:Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

«Снежинки»

Цель: учить детей согласовывать движения с текстом стихотворения.

Сооружение снежной клумбы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Игры с выносным материалом.

Вт

Животный мир: предложить понаблюдать за птицами

Цели:

  • продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
  • сравнить воробья и голубя.

 «Мышеловка».

Цели: развивать быстроту и выносливость;

бегать, не задевая друг друга, находить свое место.
умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Приготовление корма для птиц вместе с воспитателем, кормление.

Игры на развитие двигательной активности

Ср

Растительный мир:Наблюдение за кустиками

Цели:

  • формировать представление об основных частях кустарника;

воспитывать бережное отношение к растительному миру.

«Бегите ко мне».

Цель:

  • учить выполнять задание воспитателя;
  • ходить прямо, сохраняя заданное направление.

Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек.

Цель: учить действовать лопатками, сгребая снег в определенное место.

Игры по желанию детей.

Чт

Предложить понаблюдать за пешеходом

Цель – закреплять знания о пешеходной части дороги,

правилах дорожного движения.

«Дети и волк»

 Цель: Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием.

Сбор снега в кучу для постройки горки.

Игры на развитие двигательной активности

Игры со снегом и

формочками.

Пт

  • Неживая природа: предложить понаблюдать за ветром.
  • Цель: продолжать наблюдение за ветром;
  • учить определять направление ветра.

Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

 «Воробушки и кот». 

Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;

  • бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего;

быть осторожными.

Сгребание снега с дорожек.

Цели:

  • приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада;
  • побуждать оказывать взрослым помощь.

Много снега, негде бегать,

На дорожке тоже снег.

Вот, ребята, вам лопаты, Поработаем для всех.

Игры с выносным материалом.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

7

Пн

Неживая природа: Хмурая осень

Цель — познакомить с наиболее типичными особенностями

поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и

назначение предметов одежды.

Ход наблюдения:

 Беседа

Собираясь на прогулку обратить внимание на одежду детей

(куртки с капюшонами, резиновые сапожки, перчатки). Потому

что на улице поздняя осень, стало холодно, поэтому мы

одеваемся теплей. Если на улице идет дождь, дети наблюдают из

окна, или из веранды. Какие предметы стали мокрыми? Почему

не видно птиц? Почему на улице мало прохожих? Обратить

внимание на разнообразие зонтов. Какой кому понравился?

Для чего нужен зонт? Посмотрите на небо, какое оно? Серое,

хмурое. Нерадостно смотреть на голые кусты. Лужи.

Прислушайтесь как воет ветер.

Скучная картина, тучи без конца

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

"Солнышко и дождик"

Цель: учить детей согласовывать движения с текстом стихотворения, подражая взрослому.

Ход игры:

- Какая хорошая погода! Сейчас выйду и позову детишек поиграть!

Выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит текст:

                              Смотрит солнышко в окошко,

                              Светит в нашу комнатку.

                              Мы захлопаем в ладошки,

                              Очень рады солнышку!                   (А.  Барто)

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают движения, подражая воспитателю:

                               Топ-топ-топ-топ,

                               Топ-топ-топ,

                               Топ-топ-топ,

                               Топ-топ-топ

                                                    (все топают ножками, стоя на месте)

                                Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

                                Хлоп-хлоп-хлоп,

                                Хлоп-хлоп-хлоп,

                               Хлоп-хлоп-хлоп!

                                                     (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю)

- А теперь побегаем! – предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!». Все спешат в свои домики.

                               Дождик, дождик, веселей,

                              Капай, капли не жалей.

                              Только нас не замочи,

                              Зря в окошко не стучи!

- Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет.

- Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!    (дети выходят гулять)

- Ой, дождик начинается!                  (дети бегут в домики)

Вт

Животный мир: предложить понаблюдать за котом.

Цель – научить различать характерные признаки внешнего вида

животных. Познакомить с особенностями поведения этих

животных.

Беседа

Дети выходят на прогулку, начинают играть. Незаметно педагог

приносит котенка. Ребята посмотрите, кто к нам пришел. Дети

рассматривают котенка, части тела, гладят, определяют цвет

шерстки. Воспитатель предлагает придумать имя котенку. Он

ласковый котенок. Он знает, что у нас добрые дети и его не будут

обижать. Взрослый напоминает, что гостей всегда угощают. Что

любит кушать котенок? А мы сейчас проверим. Идут на кухню,

и повар выносит конфету и кусочек мяса. Котенок ест, педагог

обращает внимание на острые зубы и когти. После обеда нужно

умыться, а как же будет умываться Федот? (язычком)

Целый день у нас работа:

Ищем мы кота Федота.

Не пришел к обеду кот.

Где ты прячешься, Федот?

"Раздувайся пузырь"

Цель – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Ход игры – дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. ПУХ» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.

Ср

Растительный мир: Предложить понаблюдать за листопадом

 Цель – закрепить знания признаков поздней осени.

Уточнить, почему падение листьев называют

листопадом.

Ход наблюдения:

Беседа

Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю покрыли листья, на

клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья - все желтое.

Поэтому осень называют золотой, желтой. Пойдемте, побродим по

листьям. Слышите, как они шуршат? Смотрите, то один листик летит к

земле, то другой кружится, кружится и медленно падает на землю.

Подул ветер и много- много листочков с шуршанием полетело на

землю. Это ЛИСТОПАД. Листопад, листопад.

 Листья по ветру летят

Листья летят медленно, потому что они легкие. Рассматривание

красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев?

Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом

осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине?

(Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У

березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время

листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад?

(Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок,

выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают

одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение

продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая

дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

"Листопад"

Цель: учить детей согласовывать движения с сигналом воспитателя. Закрепить цвет.

Указания взрослого:

- Осенние листочки кружатся медленно. Осенние листочки разные: зеленые, желтые, красные. Будьте внимательны.

Листопад! Листопад!

Листья желтые летят!

(летят желтые листья)

Листопад! Листопад!

Листья красные летят!

(летят красные листья)

Листопад! Листопад!

Листья зеленые летят!

(летят зеленые листья)

Чт

Предложить понаблюдать за работой дворника

Цель – познакомить детей с рабочими профессиями,

подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда,

разнообразные операции и последовательность для

достижения цели. Воспитать уважение к людям труда желание

помогать.

Ход наблюдения:

Беседа Встает дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет

И дорожки разметет.

Посмотрите дети, какая сегодня прекрасная погода! Стоит

золотая осень. Деревья разукрашены пестрыми листьями,

особенно клен. Обратить внимание на работу дворника,

который сметает листья с дорожек. Какое орудие труд труда

использует дворник? Веник. Какой? Большой. Для чего он

сметает листья? А вы хотите помочь? Какой веничек у ребят?

Какого размера? Из чего он сделан? Какие орудия труда он

использует для работы? Нужна ли работа дворника людям и

природе?

«Летает, плавает, бегает»

 Воспитатель называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» – имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» – изображают полёт птицы.

Пт

Неживая природа: предложить понаблюдать за ветром

Цель — конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

Ход наблюдения:

Беседа Неизвестно где живет,

Прилетит, деревья гнет.

Засвистит по речке дрожь

Озорник, а не уймешь!?

Что это? Это ветер. Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер?

(Наблюдение начинается из окна). Мы сейчас выйдем на улицу и

проверим. Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо,

деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака

плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный,

ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево

вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А

услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган Что же такое ветер.

Ветер это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом,

без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой

сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать?

Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу? (сушит белье, лужи,

мельницы работают, вырабатывает свет)

"Самолеты"

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

8

Пн

Неживая природа:Наблюдение за первым снегом

Цели:

  • познакомить с природным явлением — снегом;
  • показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Ход наблюдения

Нахмурилось небо, наверно, не в духе, Летают, летают белые мухи! И носятся слухи, что белые мухи Не только летают, но даже и тают.

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее.

«Мыши в кладовой».

Цели: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга;

  • двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
  • Ход игры:

Дети-мыши сидят в норках - на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40—50 см — это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку.

                      Воспитатель:    «Мышки, мышки, выходите.

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот злодей!»

                                Мыши:         «Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота»

Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Игра возобновляется. После неоднократного, проведения игры роль кошки исполняет ребенок.

Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение кошка ловит мышей, пойманные пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), при последующем повторении снова играют.

Вт

Животный мир: предложить понаблюдать за птицами

Цель — закрепить знания детей о птицах: название, части тела,

питание.

Ход наблюдения:

Беседа

Мы сегодня будем наблюдать за кем-то очень интересным. Вы узнаете,

если отгадаете загадку:

Сниться ночью пауку чудо - юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела. (птица)

Что это? Птица. Давайте посмотрим, какие части тела есть у птички:

голова, лапки, крылья, хвост. Как передвигается птичка? Она может

летать, прыгать, ходить. Как летает, покажите, как прыгает? Сколько

крыльев у птичек? У всех птичек 2 крыла или нет? А сколько хвостов? С помощью крыльев она может летать. Посмотрите, когда птичка сидит

она складывает крылья и их не видно, а когда летит, они раскрываются,

становятся большими. Птичка размахивает ими , как будто

отталкивается ими от воздуха. А лапок в полете не видно, потому что

она их подтягивает к себе.

«Мыши водят хоровод».

Цель – научить детей двигаться в соответствии с текстом, менять направление движения, ориентироваться в пространстве.

Ход игры – выбирается водящий «кот Васька», остальные «мыши». «Мыши» не слушаются, бегают, пищат, «кот» ловит «мышей».

Тише мыши, не шумите, кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька кот, разобьет ваш хоровод!

Вот проснулся Васька кот, разбежался хоровод!

Ср

Растительный мир: предложить понаблюдать за деревом

Цель — уточнять понятия «дерево». Закреплять понятия

«гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный»,

«короткий», «толстый», «тонкий».

Беседа

Ребята, отгадайте загадку:

Рук много, а нога одна?

Правильно, это дерево. Посмотрите сколько много у него рук –

веток. Они бывают и большие, толстые, и маленькие, тонкие, и

длинные и короткие. А где же нога у дерева? Да, это ствол. Вот

он, какой большой, высокий. Покажите, какой высокий ствол у

нашего дерева? (Дети встают на носочки). Давайте рассмотрим

листочки. Какого они цвета? Какой формы? Они маленькие или

большие? Что это за дерево? Береза! Правильно береза, потому что у неё ствол белый.  Береза сбрасывает листья осенью,

опавшие листочки укрывают корни дерева от мороза.

"1,2,3 к дереву беги"

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

Чт

Предложить понаблюдать за грузовым транспортом

Цель – учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и

применение.

Ход наблюдения:

Беседа Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.

Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы

перевозить различные грузы.) К какому виду транспорта относится

автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).

Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают

грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые

пароходы, большие грузовики-самосвалы.) На какой цвет

светофора едут автомобили? (На зеленый.) Как называется

профессия человека, который управляет автомобилем?

(Водитель, шофер.) Сколько цветов у светофора? (Три: красный,

желтый, зеленый.)

"У медведя во бору".

Цель: учить детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.

Ход игры:

На одной стороне площадки чертится круг – это берлога медведя; на другой – обозначается дом, в котором живут дети. Инструктор выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда инструктор скажет: «Идите, дети, гулять! », они выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек. Они произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит его к себе в берлогу. За линией дома детей ловить нельзя.

После того как медведь поймает нескольких играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.

Пт

Неживая природа: Неживая природа: предложить понаблюдать за солнцем

Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы:

изменениями, происходящими с солнцем.

Ход наблюдения:

Беседа

Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … Солнце.

Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему

сегодня так тепло? Потому что солнышко греет. Солнце очень горячее,

оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю

землю. Посмотрите на солнце. Вы можете долго смотреть на него? Нет.

Потому что оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь

до солнца. Потому что оно находится так далеко, что не хватит целой

жизни: а если долетит, то расплавится, вот какое оно горячее. Какого

цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным и растениям, и

насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень

темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на

вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на

него смотреть прямо, не больно ли глазам? Положить два камешка.

Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком,

чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек

теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее,

чем в тени.

"Лохматый пёс".

Цель: учить детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями.

Ход игры:

                               Вот лежит лохматый пес

                               В лапы свой уткнувши нос.

                               Тихо, смирно он лежит,

                               То ли дремлет, то ли спит.

                               Подойдем к нему, разбудим

                               И посмотрим, что же будет!?

 

Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

9

Пн

Неживая природа: Наблюдение за ветром

Цели – продолжать учить определять силу ветра; расширять

знания детей о неживой природе.

Ход наблюдения:

Беседа Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли,

поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое

передвижение воздуха создает ветер.) Какие бывают ветры по

силе? (Сильные и слабые.) Как называются сильные ветры?

(Ураган, тайфун, смерч.)

Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера.

(Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса

определяется сторона света.)

Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и

секундомера.) Как определить с какой стороны дует ветер? (С

помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга —

теплый.)

 «Наседка и цыплята»

Цель: соблюдать правила игры, развить быстроту, ловкость.

Ход игры:

 Играющие дети изображают цыплят, воспитатель – наседку. Цыплята с наседкой находятся дома (место, огороженное натянутой между стойками или стульями веревкой на высоте на высоте 35-40 см). В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят «Ко – ко – ко»,по ее зову цыплята подлезают под веревку ,бегут к наседке и вместе с ней гуляют , наклоняются, приседают, ищут корм. По словам воспитателя  «Большая птица летит!» все цыплята быстро убегают и прячутся дома. Игра повторяется 3-4 раз.

УКАЗАНИЯ. Когда цыплята возвращаются домой, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее. Роль наседки со временем могут выполнять и сами дети.

Вт

Животный мир: Наблюдение за собакой

Цели:

  • расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;
  • воспитывать любовь к животным.

Ход наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером.

 «Мы — веселые ребята».

Цели:- четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры;

– научить детей ходить и бегать в рассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.

Ход игры;

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

Ловишка ловит детей.

Ср

Растительный мир:Наблюдение за растительным миром

Цели:

— формировать представление об особенностях ели, по которым
ее можно выделить среди других деревьев;

— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.

«Встречные перебежки». 

Цели: повышать двигательную активность;

  • развивать меткость, ловкость, выносливость.

Ход игры: 

Группа делится пополам. Играющие становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее оного шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, желтые. По сигналу воспитателя «синие», дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д.

Чт

Наблюдение за работой дворника

Цели:

  • воспитывать уважение к труду людей;
  • учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.

Подвижная игра «Паровозик»

Цель: учить детей двигаться в разных направлениях, в разном темпе, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в звукопроизношении голосу животных и птиц.

Указания взрослого:

- всем надо встать друг за другом – будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди стоит паровоз. Воспитатель выполняет роль паровоза, встает впереди детей, медленно передвигаясь, произносит:

                                                     Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

                                                     Мчится поезд во весь дух.

                                                                    (дети движутся за взрослым,

                                                                     произносят: чух-чух-чух»)

                                                     Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

                                                     Сто вагонов я тащу.

                                                     «У-у-у!»

Взрослый поворачивает то в одну сторону, то в другую. Продолжает: «Приехали!»

                                                      Паровозик, паровоз,

                                                      Что в подарок нам привез?

                                                      - Мячики!

                                                                     (дети прыгают, как мячики)

                                                       У-у-у! паровоз всех зовет.

                                                                     (дети становятся в вагончики)

                                                      Чух-чух-чух! Поехали!

                                                      Загудел паровоз

                                                      И вагончики повез.

                                                      Чух-чух-чух!

                                                       Далеко укачу!

                                                      Паровозик, паровоз,

                                                      Что в подарок нам привез?

                                                      - Птичек!

                                                                     (имитируют птиц)

                                                       Загудел паровоз

                                                       И вагончики повез.

                                                       Чух-чух-чу!

                                                        Далеко укачу!............

Пт

Неживая природа: предложить понаблюдать за сезонными изменениями

Цель – формировать понятия о явлениях природы (иней, замо-

розки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о

солнце (светит, но не греет)

ход наблюдения:

Беседа: Не жаркие, не летние,

Встают из-за реки

Осенние, последние,

Теплые деньки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает

первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные

звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки

деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем лис-

тья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся

пасмурными.

Как называется предзимье? (Серебряная осень.)

Почему? Попробуйте отгадать загадку.

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней

осени.

"Ловишка"

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

10

Пн

Неживая природа:Наблюдение за льдом

Цели: — знакомить с природным явлением — льдом;

— формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Ход наблюдения

Мне серая лужа простудой грозила. Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

Вт

Животный мир: Наблюдение за кошкой

Цель: закрепить представление у детей характерных особенностей кошки.

Ход наблюдения

Мягонькие лапки,

А в лапках — цап-царапки.

Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки — она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует — холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться. Показать детям, как кошка лазает по забору, дереву выпуская когти.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел кот.

Подвижная игра «Карусели»

Цель: подчиняться общему темпу движений и дружно, хором произносить текст

Указания взрослого:

- Сейчас мы будем кататься на карусели. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась.

                      Еле-еле-еле-еле

                      Завертелись карусели.

                      А потом, потом, потом

                     Все бегом, бегом, бегом!

                     Побежали, побежали,

                     Пообедали, пообедали!

                     Тише, тише, не спешите,

                     Карусель ос-та-но-ви-те

                     Раз-два, раз-два  (пауза),

                     Вот и кончена игра.

 

Ср

Растительный мир: Наблюдение за растительным миром

Цели:

  • знакомить со строением дерева;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Рассказать о строении ели: ствол, покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление.

Колкую, зеленую срубили топором, Колкая, зеленая к нам приходит в дом.

Подвижные игры

«По ровненькой дорожке». 

Цели: развивать согласованность движения рук и ног;

  • приучать ходить свободно в колонне по одному;

развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
Ход игры:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, раз – два, раз – два.

(«пружинка» на двух ногах с продвижением вперед)

Ой камни, ой камни, бух упали в яму.

(присесть на корточки)

Раз – два, раз – два, вылезли из ямы

(поднимаются)

Чт

Наблюдение за работой шофера

Цели:

  • знакомить с работой шофера;
  • воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

Ход наблюдения

При выходе на прогулку обратить внимание детей на продуктовую машину, предложить всем подойти к ней поближе. Познакомить детей с шофером и попросить рассказать, что он возит в машине и как управляет ей. После рассказа обойти машину, рассмотреть кузов, кабину.

А в кузове — важные,

Срочные грузы:

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна.

Игра : «Воробушки и автомобиль.

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание: дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя:  «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками -крылышками.
Разлетелись воробушки в разные стороны.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

Пт

Неживая природа:Наблюдение за облаками

Цель: формировать понятия об облаках и тучах

Ход наблюдения

Я вконец себя измучил,

Все никак не мог понять:

И откуда эти тучи появляются опять?

Но помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесов сторожки тучи

Выползали из трубы.

Обратить внимание детей на небо. Серые, темные облака движутся по нему, их называют тучами. Они низко плывут над землей, из них идет дождь или снег. Предложить детям нарисовать на снегу запомнившуюся тучу.

 «Гуси - гуси!».

Цель: учить внимательно слушать команды воспитателя

Ход игры:

На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место — луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да.

Пастух. Так летите. 

Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух.   Так летите, как хотите, Только крылья берегите.

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.

После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

11

Пн

Неживая природа:Наблюдение за осенним лесом

Цели:

  • расширять представление об осеннем лесе;
  • учить видеть красоту осеннего пейзажа.

Ход наблюдения

Подвести детей к такому месту, где лес виден издали, хорошо просматривается.

Обратить внимание на красоту леса поздней осенью. Деревья «надели» зимний наряд, снег покрыл их верхушки, кругом белым-бело, и только елки и сосенки по-прежнему зеленые.

«Угодай. кто кричит?»

Цель: развивать внимание.

 Дети становятся в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются лицом в круг. Тот, кому предложит воспитатель, отгадывает, кто кричал. Назначается новый ведущий. Игра повторяется 5-6 раз.

УКАЗАНИЯ. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, воспитатель помогает ему, подсказывает.

Вт

Животный мир:Наблюдение за птицами

Цели:

  • продолжать наблюдение за птицами, их повадками;

сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги — они ходят, есть хвост и крылья — они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».

«Раз, два, три — беги!».

Цели:- упражнять в умении действовать по сигналу;

развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Ход игры:
Игра проводится по типу игры «Бегите ко мне». В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении, одновременно всей группой. Воспитатель предлагает детям встать к стене так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Раз, два, три к веранде — беги!» дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, она переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Раз, два, три к ёлочке  — беги!». Игра повторяется 3—4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Раз, два, три — беги!».

Ср

Растительный мир:Наблюдение за елью

Цель: формировать представление о ели, ее красоте.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к ели, обращает внимание на ее стройность, зеленый наряд.

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке. Предлагает попеременно глубоко дышать с открытыми глазами и смотреть на нее.

.

«Поезд»

цель – научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась за руки, затем не держась. Приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры. Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.

Чт

Предложить понаблюдать за специальным транспортом

Цель – расширять знания о специальном транспорте; обогащать

словарный запас.

Ход наблюдения:

Беседа Красная машина по дороге мчится,

Ей на место поскорей надо появиться.

Там огня необходимо погасить лавину,

Все зовут пожарной красную машину.

"01" — две эти цифры часто набирают,

Значит осторожными не всегда бывают.

Какие специальные машины вы знаете? (Скорая помощь,

пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.) Для чего

нужны эти машины? (Чтобы помогать людям.) Для чего на пожар

вызывают еще и «скорую помощь»? (Чтобы помочь

пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.)

Останавливаются ли у светофора машины, едущие с включенной

сиреной? (Нет.) Почему? (Они спешат на помощь людям.)

Назовите их. («Скорая помощь», пожарная и милицейская.)

«Мой веселый звонкий мяч».

Цель – научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Ход игры:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Пт

Неживая природа:Наблюдение на огороде

Цель: формировать представление об изменениях в природе поздней осенью.

Ход наблюдения

Привести детей на огород. Вспомнить, что они видели в начале осени. (На грядках росли лук, картофель, свекла.) Тогда дети старших групп занимались уборкой урожая, а затем посадкой чеснока. Сейчас все грядки покрыты снегом. Снег укрыл землю, корни плодов. Чем больше снега будет лежать в огороде, тем теплее будет клубнике, чесноку.

Воспитатель задает детям загадку.

Пришла девушка Беляна —

Побелела вся поляна.

Всю зиму пролежит,

Весной в землю убежит. (Снег.)

 «Совушка».

Цель: учить слаженным действиям по сигналу воспитателя.

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих

Неделя

День недели

Наблюдение

Подвижная игра

12

Пн

Неживая природа: Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения

Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее.

 «Снежинки»

Цель: учить детей согласовывать движения с текстом стихотворения.

Указания взрослого:

- Воспитатель напоминает, что снег очень  легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Дети двигаются согласно тексту:

                             На полянку, на лужок

                             Тихо падает снежок,

                             Падают снежинки,

                             Белые пушинки.

                             Полетели, понеслись

                             И на землю улеглись.

                             Тихо спят снежинки,

                             Белые пушинки.

                             Но подул вдруг ветерок –

                             Закружился наш снежок.

                             Кружатся снежинки,

                             Белые пушинки.

Вт

Животный мир: предложить понаблюдать за птицами

Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками;

сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей, они к ним привыкли.

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распушился.

«Мышеловка».

Цели: развивать быстроту и выносливость;

бегать, не задевая друг друга, находить свое место.
умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

 Ход игры:

«Кошка мышек сторожит,

Притворилась будто спит.

Тише, мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите…»

Ср

Растительный мир: Наблюдение за кустиками

Цели:

  • формировать представление об основных частях кустарника;

воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Ход наблюдения

Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки.

Красную ягоду дала мне рябина.

Думал я, что сладкая,

А она как хина.

То ли это ягодка просто не дозрела,

Толь рябинка хитрая подшутить хотела.

«Бегите ко мне».

Цель:

  • учить выполнять задание воспитателя;
  • ходить прямо, сохраняя заданное направление.
  • Ход игры:

Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из сторон площадки. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все - все бегите ко мне!» Дети бегут к  воспитателю, который  встречает их приветливо, разводя руки широко в сторону, и делая вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4-5 раз.

УКАЗАНИЯ. Желающих играть можно разделить на две небольшие группы: пока одна группа играет, другая смотрит, затем они меняются местами. Вначале дети могут занимать любой стул, постепенно они приучаются находить свои места. При повторении игры стулья можно расставить в разных концах комнаты.

Чт

Предложить понаблюдать за пешеходом

Цель – закреплять знания о пешеходной части дороги,

правилах дорожного движения.

Ход наблюдения:

Беседа

Должен помнить пешеход: Есть сигналы светофора —

Подчиняйся им без спора! Желтый свет — предупреждение:

Жди сигнала для движения. Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут! Красный свет нам говорит: —

Стой! Опасно! Путь закрыт!

На улице будьте внимательны, дети,

Твердо запомните правила эти!

Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги,

Проводит беседу. Где положено ходить пешеходам? (По

тротуарам.) Придерживаться надо правой стороны, чтобы не

спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в

сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу

только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.

Воспитатель подводит детей к переходу. Как вы узнали, что именно

здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, здесь стоит

знак "Пешеходный переход" и на дороге начерчены широкие

белые полосы.

 «Дети и волк»

 Цель:Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием.

 Ход игры:

«Дети по лесу гуляли,

Землянику собирали,

Много ягодок везде –

И на кочках и в траве.

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елью – убегайте!»

Пт

Неживая природа: предложить понаблюдать за ветром.

Цель: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Ход наблюдения

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую сторону развевается полотнище у флажков. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него.

«Воробушки и кот». 

Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;

  • бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего;

быть осторожными.
Ход игры.

Перед игрой на одной стороне площадки дети расставляют кубики или скамеечки высотой до 12 см. Это «крыши» для «воробушков», на них должно быть удобно стоять. Располагать «крыши» следует таким образом, чтобы дети не мешали друг другу, спрыгивая. На другой стороне площадки сидит кот и делает вид, что спит. Воспитатель дает команду: «Воробушки разлетаются!». Дети спрыгивают со скамеечек и кубиков, начинают кружить по площадке, подбираясь поближе к коту. Тот просыпается, потягивается, громко мяукает и бросается ловить воробушков. Задача детей увернуться и добежать до своей «крыши». Пойманного воробушка кот отводит в свой домик и в следующий кон проигравший пропускает. Кот заменяется нанового после поимки 3 – 5 воробушков. При этом пленники вновь...