картотека по перспективному планированию прогулок во второй младшей группе зима
картотека (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКАПРОГУЛОК 2 младшая группа зима.
декабрь
Январь
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
1 | Пн | Наблюдение за снегопадомЦель: формировать представление о состоянии воды.Ход наблюдения. Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки? В январе, в январе Много снега на дворе. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. | «Белые снежинки». Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого. Ход игры - Воспитатель напоминает, что снег очень легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Дети двигаются согласно тексту: На полянку, на лужок Тихо падает снежок, Падают снежинки, Белые пушинки. Полетели, понеслись И на землю улеглись. Тихо спят снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок – Закружился наш снежок. Кружатся снежинки, Белые пушинки.
|
Вт | Наблюдение «Следы на снегу» Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных. Ход наблюдения Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка. Вышит снег красивой строчкой, Словно белая сорочка. Папу я зову во двор: Погляди, какой узор! Смотрит папа сверху вниз: — Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки». Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто написал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку. | «Волк во рву». Цели:учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность. Ход игры На площадке обозначаются границы «лужайки», на которой будут веселиться и скакать «козы». Посередине чертится «ров» шириной около метра – две параллельные линии. Ров пересекает поперек всю лужайку. В ров сажают одного участника – он играет роль «волка». Остальные становятся «козами». Перед началом игры они встают за пределами «лужайки». Ведущий командует: «Козы – в поле! Волк во рву!» «Козы» выскакивают на полянку, веселятся, стараются перескочить ров. «Волк» в этот момент должен попытаться осалить кого-либо из участников. «Коза» считается проигравшей, если до нее дотронулся «волк» или она не смогла перепрыгнуть ров, не задев черты. Проигравший выходит из игры. По команде ведущего: «Козы, домой!», «козы» должны вернуться на исходную позицию. Проигравшие вновь становятся «козами» и вступают в игру. Волк сменяется каждые 2-3 перебежки... | |
Ср | Наблюдение за голубемЦели:помочь рассмотреть голубя;понаблюдать, как он двигается, клюет зернышки;обратить внимание детей на его окрас.Ход наблюденияНа прогулке около кормушки рассмотреть голубя: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями: сизого цвета. У голубя два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками. | «Найди свой домик». Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигналы, возвращаясь на место.Ход игры- Все птички боятся кошек. Когда они видят кошку, то сразу летят в свои домики. Снегири полетят на деревья. Голуби сядут на скамеечку. Воробьи – на дорожку за скамеечку. Птички – невелички По небу летают Деток забавляют. (дети летают, машут крыльями) Вдруг показалась кошка! Мяу-мяу-мяу! (дети бегут по своим местам) | |
Чт | Наблюдение за работой дворникаЦели:воспитывать уважение к труду людей;учить приходить на помощь окружающим. | «Мыши и кот». Цель: приучать к соблюдению правил в игре. Ход игры Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают среди детей кота, а остальные дети становятся мышами. Мышей может быть неограниченное количество. Чем их больше – тем веселее игра. Кота и мышей нужно поселить в разные домики, которыми могут стать стульчики. Домики должны располагаться противоположно по отношению друг к другу, на расстоянии 3-4 метров. Кот должен читать стихотворение и соотносить движения с текстом. Я — красивый, умный кот Я имею пышный хвост Мышек сильно я люблю, И поэтому – ловлю После этого кот должен сесть в свой домик (стульчик) и изобразить, что он уснул. Тем временем мыши, сидя в своих домиках должны петь для кота колыбельную: Спи — усни, спи — усни Кот-котище, спи — усни.Поле этого дети со словами «Тише мыши – кот услышит»выбегают из своих домиков и двигаются в сторону домика кота, под музыку. Неожиданно должен прозвучать громкий звук, от которого кот просыпается и старается догнать мышей, а мыши изо всех сил стараются убежать к себе в домики. | |
Пт | Наблюдение за синицей Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.Ход наблюденияВоспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу. Угадай, какая птица, Бойкая, задорная, ловкая, проворная, Звонко тенькает: «Тень-Тень! Как хорош весенний день!» (Синица.) Что это за птица?Как она выглядит и какого она цвета?Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?Чем питаются синицы?Как люди заботятся о них?Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.) | «Снежная карусель».Цель: упражнять в ориентировке на местности. Ход игры Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце-концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки. После небольшого отдыха игра возобновляется. | |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
2 | Пн | Наблюдение за снегопадомЦель: формировать представление о состоянии воды.Ход наблюдения. Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки? В январе, в январе Много снега на дворе. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. | «Белые снежинки». Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого. Ход игры - Воспитатель напоминает, что снег очень легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок. Дети двигаются согласно тексту: На полянку, на лужок Тихо падает снежок, Падают снежинки, Белые пушинки. Полетели, понеслись И на землю улеглись. Тихо спят снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок – Закружился наш снежок. Кружатся снежинки, Белые пушинки.
|
Вт | Наблюдение за небом. Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями;
Ход наблюдения Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода?(Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, Ветры буйные. Ходят тучи, Тучи ясные. | «Великаны карлики» Цель: учить чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами. Ход игры: На игровой площадке проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Перед шеренгой или в центре круга стоит воспитатель и начинает игру под рифмовку: Чудеса у нас на свете: Произнося слова «великаны» и «карлики», ведущий сопровождает их движениями рук: при слове «великан» — поднимает руки вверх, а при слове «карлик» — опускает их ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени. Учитывая, что игра рассчитана на внимательность детей, слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» — подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест. | |
Ср | Наблюдение за ветром Цели: формировать представление об одном из признаков зимы — метели; учить определять направление ветра. Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает ему опуститься на землю — это метель. | «Охотники и зайцы». Цель: развивать глазомер. Ход игры Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см. Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника. Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем. | |
Чт | Наблюдение за зимующими птицами Цели:закреплять знания о зимующих птицах;формировать представление о добывании пищи зимующимиптицами. Ход наблюдения Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. Воспитатель задает детям вопросы. Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? | «Хитрая лиса». Цели: упражнять в беге в рассыпную; развивать ловкость, быстроту. Ход игры Перед началом проведения игры выбирается площадка, на которой проводится, линяя, которая определяет домик лисы. После этого дети становятся по кругу и закрывают глаза, а воспитатель, обходя детей, незаметно дотрагивается до плеча ребенка и он превращается в «хитрую лису». После этого педагог предлагает всем участникам поискать глазами, предполагаемую хитрую лису. Лиса, не при каких условиях не должна выдавать себя. Если таким способом отыскать ее не удалось, то дети все вместе задают вопрос: «Хитрая лиса — где ты?» При этом все дети должны внимательно следить за выражением лица друг друга, в надежде узнать «хитрую лису». После того, как вопрос прозвучал трижды, лиса отвечает: «Я здесь!» и начинает ловить всех детей стоявших в кругу. Дети в этот момент, должны очень быстро разбежаться по разным сторонам площадки. После того, как лиса успешно поймает 3-4 детей и отведет в свой дом (за проведенную черту), игра останавливается. Дети повторно встают в круг, а воспитатель заново выбирает «хитрую лису» | |
Пт | Наблюдение за вороной Цели: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона.) Как зовут эту птицу? Назовите особенности ее внешнего вида. Чем она питается? Есть ли у нее враги? | «Встречные перебежки». Цель: повышать двигательную активность на прогулке. Ход игры: Группа делится пополам. Играющие становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее оного шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, желтые. По сигналу воспитателя «синие», дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д. | |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
3 | Пн | Наблюдение за работой дворникаЦели:воспитывать уважение к труду людей;учить приходить на помощь окружающим. | «Мыши и кот». Цель: приучать к соблюдению правил в игре. Ход игры Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают среди детей кота, а остальные дети становятся мышами. Мышей может быть неограниченное количество. Чем их больше – тем веселее игра. Кота и мышей нужно поселить в разные домики, которыми могут стать стульчики. Домики должны располагаться противоположно по отношению друг к другу, на расстоянии 3-4 метров. Кот должен читать стихотворение и соотносить движения с текстом. Я — красивый, умный кот Я имею пышный хвост Мышек сильно я люблю, И поэтому – ловлю После этого кот должен сесть в свой домик (стульчик) и изобразить, что он уснул. Тем временем мыши, сидя в своих домиках должны петь для кота колыбельную: Спи — усни, спи — усни Кот-котище, спи — усни.Поле этого дети со словами «Тише мыши – кот услышит»выбегают из своих домиков и двигаются в сторону домика кота, под музыку. Неожиданно должен прозвучать громкий звук, от которого кот просыпается и старается догнать мышей, а мыши изо всех сил стараются убежать к себе в домики. |
Вт | Наблюдение за снегиремЦели:помочь рассмотреть снегиря;понаблюдать, как он поет, клюет зернышки подсолнечника;обратить внимание детей на красивые перья.Ход наблюденияНа прогулке около кормушки рассмотреть снегиря: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями: на грудке перья красные, на спинке — серые, а на головке — черные. У снегиря два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками. | «Найди свой домик». Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигналы, возвращаясь на место. Ход игры Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять» говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3—4 раза. | |
Ср | Наблюдение за березой и соснойЦели:расширять представление детей о деревьях; воспитывать желание защищать и оберегать природу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой, Подвязалася сосна. | «Волк во рву». Цели:учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно, парами по сигналу быстро бежать вперед; развивать ловкость, быстроту, внимательность. Ход игры На площадке обозначаются границы «лужайки», на которой будут веселиться и скакать «козы». Посередине чертится «ров» шириной около метра – две параллельные линии. Ров пересекает поперек всю лужайку. В ров сажают одного участника – он играет роль «волка». Остальные становятся «козами». Перед началом игры они встают за пределами «лужайки». Ведущий командует: «Козы – в поле! Волк во рву!» «Козы» выскакивают на полянку, веселятся, стараются перескочить ров. «Волк» в этот момент должен попытаться осалить кого-либо из участников. «Коза» считается проигравшей, если до нее дотронулся «волк» или она не смогла перепрыгнуть ров, не задев черты. Проигравший выходит из игры. По команде ведущего: «Козы, домой!», «козы» должны вернуться на исходную позицию. Проигравшие вновь становятся «козами» и вступают в игру. Волк сменяется каждые 2-3 перебежки... | |
Чт | Наблюдение за свойствами снега Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий). Ход наблюдения Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами. Раз шажок, два шажок — Под ногой снежок. | «Попади в круг». Цель: учить попадать в цель. Ход игры Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большогообруча или круга (из веревки или начерченного на полу, земле, диаметром 1 - 1,5 м). Вруках у них мешочки с песком, по сигналу воспитателя они бросают мешочки в круг, посигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.Далеко бросаем мешочкиУказания к проведению. Воспитатель по своему усмотрению может увеличиватьили уменьшать расстояние, с которого дети бросают мешочки. Мешочки надо бросатьправой и левой рукой. | |
Пт | Наблюдение за собакой (щенком). Цель: закреплять представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки. Ход наблюдения Нет, не просто подарили Очень славного щенка, Он малюсенький пока... Он идет смешной-смешной, Путается в лапках, Подрастет щеночек мой — станет он собакой. Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды. | «Вороны и собачка». Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга. Ход игры: Воспитатель произносит: Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки. Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит: Тут собачка прибежала И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» «Вороны» разбегаются в разные стороны. Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза. | |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
4 | Пн | Наблюдение за солнцем Цели:продолжать знакомство с природными явлениями; дать понятие о признаках зимы. Ход наблюдения Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.) | «Кто бросит дальше снежок?». Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом. Подготовка. На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от неё параллельно ей проводятся 3-4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по снежку. Ход игры: Играющие поочерёдно в своих командах бросают снежки как возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны. Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше снежков за дальнюю линию. |
Вт | Как одеты прохожие?Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.Ход наблюденияОбратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом. Снег сегодня белый-белый, От него кругом светло. Рукавички я надела, В зимней шубе мне тепло. Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег. | «Живой лабиринт». Цели:учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг;тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку. Ход игры Для игры понадобится свисток. Из числа участников выбираются двое — убегающий и догоняющий. Остальные игроки встают в колонну по 4-6 человек и отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук. По сигналу ведущего убегающий участник оказывается в одном из коридоров. Догоняющий преследует его. Эти участники перемещаются вдоль коридоров. Ведущий заранее договаривается с игроками о том, что всякий раз, когда они слышат сигнал, берутся за руки. Таким образом, убегающий и догоняющий в этот момент оказываются в разных коридорах. Затем игроки по сигналу руководителя снова расцепляют руки, и игра продолжается. Убегающий может переместиться в следующий коридор, забежав в него с краю лабиринта в тот момент, когда остальные игроки возьмутся за руки и преградят путь догоняющему. Если догоняющему удастся поймать убегающего до того, как последний выберется из лабиринта, они меняются ролями, и игра продолжается. | |
Ср | Наблюдение «Следы на снегу»Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.Ход наблюденияСвежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка. Вышит снег красивой строчкой, Словно белая сорочка. Папу я зову во двор: Погляди, какой узор! Смотрит папа сверху вниз: Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки». Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто написал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку. | «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие. Ход игры Играющие дети разбивается на пары. У каждой пары в руках мяч. Пары становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5—2 м. Первый из пары по сигналу учителя ударяет мячом об пол определенное число раз (3—5) и передает его второму игроку. Тот также ударяет мяч о пол столько же раз и возвращает его первому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не упустит мяч. Побеждает та пара, которая дольше других удержит мяч в игре. | |
Чт | Наблюдение на участке за растительностьюЦели:формировать знания о жизни растений зимой;воспитывать бережное отношение к природе. Деревья зимою пронизаны ветром, И стужей самою, И старые сосны, и острые ели, Встают, как солдаты, Навстречу метели. | «Найди свой цвет». Цели: учить ориентироваться в пространстве; различать основные цвета спектра. Ход игры. Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флагом определенного цвета. По сигналу воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет», - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа раньше со6ралась. Затем игра повторяется 5-6 раз. | |
Пт | Наблюдение за собакой. Цель: закреплять представление детей о собаке: внешний вид, движения, издаваемые звуки. Ход наблюдения. Рассмотреть с детьми собаку. Обратить внимание на ее внешний вид, строение тела, окрас. Объяснить детям о мерах предосторожность при общении с животными. | «Вороны и собачка». Цели: учить быстро действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга. Ход игры: Воспитатель произносит: Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки. Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит: Тут собачка прибежала И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» «Вороны» разбегаются в разные стороны. Игра по желанию детей повторяется 2-3 раза. |
Февраль
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
1 | Пн | Наблюдение за грузовым транспортом Цель: формировать представление о роли грузового транспорта, его назначении для людей. Воспитатель задает детям вопросы. Какие виды автомобилей вы знаете? Для чего нужны грузовые машины? Чем отличается грузовой автомобиль от других автомобилей? | «Птичка в гнездышке».Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, peaгировать на сигнал, возвращаясь на место. Ход игры С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры. |
Вт | Наблюдение «Птицы зимой» Цели:закреплять желание заботиться о птицах;уточнять знания об их повадках. Ход наблюдения Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке Для птиц. Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки? (Клювом.) Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны Детям за заботу. Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей: «Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: чик-чирик!» | «Догони меня». Цель: учить ориентироваться в пространстве. Ход игры Дети сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в сторону, противоположную от детей. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места. Указания к проведению. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут упасть. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда дети подбегут к воспитателю, надо отметить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направление, убегая от детей. | |
Ср | Наблюдение за снегопадом Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды. Ход наблюдения Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую снежинку, затем самую маленькую, рассмотреть их. Предложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку. Снежинка на руке растаяла. Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка — подуть на нее: пусть летит. | «Мороз — красный нос». Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого. Ход игры На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз-Красный нос. Он произносит: Я Мороз – Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих. | |
Чт | Наблюдение за небом Цель: формировать представление о небе. Ход наблюдения Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет. Облака, белокрылые лошадки, Облака, куда вы мчитесь без оглядки? Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,А по небу прокатите нас, облака. | «Лошадки». Цель: развивать ловкость, быстроту и выносливость. Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий. | |
Пт | Наблюдение за работой дворникаЦели:воспитывать уважение к труду людей;учить приходить на помощь окружающим. | «Мыши и кот». Цель: приучать к соблюдению правил в игре. Ход игры: Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают среди детей кота, а остальные дети становятся мышами. Мышей может быть неограниченное количество. Чем их больше – тем веселее игра. Кота и мышей нужно поселить в разные домики, которыми могут стать стульчики. Домики должны располагаться противоположно по отношению друг к другу, на расстоянии 3-4 метров. Кот должен читать стихотворение и соотносить движения с текстом. Я — красивый, умный кот Я имею пышный хвост Мышек сильно я люблю, И поэтому – ловлю После этого кот должен сесть в свой домик (стульчик) и изобразить, что он уснул. Тем временем мыши, сидя в своих домиках должны петь для кота колыбельную: Спи — усни, спи — усни Кот-котище, спи — усни. Поле этого дети со словами «Тише мыши – кот услышит» выбегают из своих домиков и двигаются в сторону домика кота, под музыку. Неожиданно должен прозвучать громкий звук, от которого кот просыпается и старается догнать мышей, а мыши изо всех сил стараются убежать к себе в домики. | |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
2 | Пн | Наблюдение за ветром Цель: продолжать формировать знания об одном из признаков зимы — метели. Ход наблюдения Понаблюдать, как ветер поднимает с земли снег. Объяснить детям, что это метель. Обратить их внимание на то, что ветер переносит снег с одного места участка на другое. | «Лошадки». Цель: развивать ловкость, быстроту и выносливость. Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий. |
Вт | Наблюдение на участке за растительностью Цели:формировать знания о жизни растений зимой;воспитывать бережное отношение к природе. Обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на участке? (Елка, березка, рябинка.) Хорошо ли деревьям от того, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться. Деревья зимой спят. Деревья зимою пронизаны ветром, И стужей самою, И старые сосны, и острые ели, Встают, как солдаты, Навстречу метели. | «Найди свой цвет». Цели: учить ориентироваться в пространстве; различать основные цвета спектра. Ход игры. Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флагом определенного цвета. По сигналу воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет», - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа раньше со6ралась. Затем игра повторяется 5-6 раз. | |
Ср | Наблюдение за снегопадом Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды. Ход наблюдения Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую снежинку, затем самую маленькую, рассмотреть их. Предложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку. Снежинка на руке растаяла. Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка — подуть на нее: пусть летит. | «Мороз — красный нос». Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого. Ход игры На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз-Красный нос. Он произносит: Я Мороз – Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие хором отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз! После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих. | |
Чт | Наблюдение «Следы на снегу» Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных. Ход наблюдения Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка. Вышит снег красивой строчкой, Словно белая сорочка. Папу я зову во двор: Погляди, какой узор! Смотрит папа сверху вниз: — Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки». Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто написал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку. | «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие. Ход игры Играющие дети разбивается на пары. У каждой пары в руках мяч. Пары становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5—2 м. Первый из пары по сигналу учителя ударяет мячом об пол определенное число раз (3—5) и передает его второму игроку. Тот также ударяет мяч о пол столько же раз и возвращает его первому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не упустит мяч. Побеждает та пара, которая дольше других удержит мяч в игре. | |
Пт | Как одеты прохожие? Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями. Ход наблюдения Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом. Снег сегодня белый-белый, От него кругом светло. Рукавички я надела, В зимней шубе мне тепло. Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег. | «Живой лабиринт». Цели:учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг;тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакции и смекалку. Ход игры Для игры понадобится свисток. Из числа участников выбираются двое — убегающий и догоняющий. Остальные игроки встают в колонну по 4-6 человек и отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук. По сигналу ведущего убегающий участник оказывается в одном из коридоров. Догоняющий преследует его. Эти участники перемещаются вдоль коридоров. Ведущий заранее договаривается с игроками о том, что всякий раз, когда они слышат сигнал, берутся за руки. Таким образом, убегающий и догоняющий в этот момент оказываются в разных коридорах. Затем игроки по сигналу руководителя снова расцепляют руки, и игра продолжается. Убегающий может переместиться в следующий коридор, забежав в него с краю лабиринта в тот момент, когда остальные игроки возьмутся за руки и преградят путь догоняющему. Если догоняющему удастся поймать убегающего до того, как последний выберется из лабиринта, они меняются ролями, и игра продолжается. | |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
3 | Пн | Наблюдение за зимующими птицами Цели:закреплять знания о зимующих птицах;формировать представление о добывании пищи зимующими Ход наблюдения Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки. Воспитатель задает детям вопросы. Каких птиц называют зимующими? Чем они питаются? Каких зимующих птиц вы знаете? Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края? | «Хитрая лиса». Цели: упражнять в беге в рассыпную; развивать ловкость, быстроту. Ход игры Перед началом проведения игры выбирается площадка, на которой проводится, линяя, которая определяет домик лисы. После этого дети становятся по кругу и закрывают глаза, а воспитатель, обходя детей, незаметно дотрагивается до плеча ребенка и он превращается в «хитрую лису». После этого педагог предлагает всем участникам поискать глазами, предполагаемую хитрую лису. Лиса, не при каких условиях не должна выдавать себя. Если таким способом отыскать ее не удалось, то дети все вместе задают вопрос: «Хитрая лиса — где ты?» При этом все дети должны внимательно следить за выражением лица друг друга, в надежде узнать «хитрую лису». После того, как вопрос прозвучал трижды, лиса отвечает: «Я здесь!» и начинает ловить всех детей стоявших в кругу. Дети в этот момент, должны очень быстро разбежаться по разным сторонам площадки. После того, как лиса успешно поймает 3-4 детей и отведет в свой дом (за проведенную черту), игра останавливается. Дети повторно встают в круг, а воспитатель заново выбирает «хитрую лису» |
Вт | Наблюдение за грузовым транспортом Цель: формировать представление о роли грузового транспорта, его назначении для людей. Воспитатель задает детям вопросы. Какие виды автомобилей вы знаете? Для чего нужны грузовые машины? Чем отличается грузовой автомобиль от других автомобилей? | «Птичка в гнездышке».Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, peaгировать на сигнал, возвращаясь на место. Ход игры С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры. | |
Ср | Наблюдение за вороной Цели: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. Ход наблюдения Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Шапочка серенькая, Жилеточка нетканая, Кафтанчик рябенький, А ходит босиком. (Ворона.) Как зовут эту птицу? Назовите особенности ее внешнего вида. Чем она питается? Есть ли у нее враги? | «Встречные перебежки». Цель: повышать двигательную активность на прогулке. Ход игры: Группа делится пополам. Играющие становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее оного шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, желтые. По сигналу воспитателя «синие», дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д. | |
Чт | Наблюдение за березой Цели:расширять представления о дереве;воспитывать желание защищать и оберегать природу. Ход наблюдения Полюбоваться березкой. Рассказать, что в зимнее время она находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды — снег. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками. | «По ровненькой дорожке». Цель: учить ходить по невысокому брусу, спрыгивать, сгибая ноги в коленях. Ход игры: - Решили ребятки пойти погулять, но на улице встречаются бугорки и камушки. А чтоб не споткнутся и не упасть, будьте внимательны! По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке. Шагают наши ножки. Раз, два, раз, два… (дети шагают) По камешкам, по камешкам, (дети прыгают) По камешкам, по камешкам, Устали наши ножки Вот наш дом Ребятки живут в нем! (дети садятся на стульчики) | |
Пт | Наблюдение за елью Цели: познакомить с деревом — елью;
Ход наблюдения Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рассказать, что ель — стройное дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми. Выросла елочка в лесу на горочке. У нее иголки зимой в серебре. У нее на шишках ледышки стучат, Снежное пальтишко лежит на плечах. | «Кто бросит дальше снежок?». Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом. Подготовка. На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от неё параллельно ей проводятся 3-4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по снежку. Ход игры: Играющие поочерёдно в своих командах бросают снежки как возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны. Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше снежков за дальнюю линию. | |
Неделя | День недели | Наблюдение | Подвижная игра |
4 | Пн | Наблюдение «Следы на снегу»Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.Ход наблюденияСвежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка. Вышит снег красивой строчкой, Словно белая сорочка. Папу я зову во двор: Погляди, какой узор! Смотрит папа сверху вниз: Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки». Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто написал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку. | «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие. Ход игры Играющие дети разбивается на пары. У каждой пары в руках мяч. Пары становятся лицом друг к другу на расстоянии 1,5—2 м. Первый из пары по сигналу учителя ударяет мячом об пол определенное число раз (3—5) и передает его второму игроку. Тот также ударяет мяч о пол столько же раз и возвращает его первому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не упустит мяч. Побеждает та пара, которая дольше других удержит мяч в игре. |
Вт | Наблюдение за небом Цель: формировать представление о небе. Ход наблюдения Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет. Облака, белокрылые лошадки, Облака, куда вы мчитесь без оглядки? Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,А по небу прокатите нас, облака. | «Лошадки». Цель: развивать ловкость, быстроту и выносливость. Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий. | |
Ср | Наблюдение за солнцем Цели:
Ход наблюдения Февраль — последний месяц зимы. Он самый снежный и вьюжный. На солнечной стороне образуется капель. Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно встает по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи и как греет? (Солнце светит, но не греет.) | «Кто быстрее добежит до флажка?».Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. Ход игры: С одной стороны площадки на стульчиках сидят дети перед нарисованной линией. На линию выходят 3-4 ребенка и встают напротив стульчиков. На другом конце площадки лежат флажки.На сигнал воспитателя «раз!» или «беги!» дети бегут к флажкам, берут их и поднимают вверх, затем кладут на место. Воспитатель отмечает, кто первый поднял флажки. Затем все дети, кто принимал участие, идут и садятся на свои места. На линию выходят следующая тройка или четверка детей. Игра заканчивается, когда все дети поднимут флажки вверх. Игру можно повторить 2-3 раза. | |
Чт | Наблюдение за растительностью. Цели:формировать знания о жизни растений зимой;воспитывать бережное отношение к природе. После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать. Сразу тихо-тихо стало, Снег лежит, как одеяло. | «Зайцы и волк». Цель. приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и Ход игры: Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустомнаходится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. Посигналу воспитателя: "Волк идет!" - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями.Волк пытается догнать их. | |
Пт | Наблюдение за воробьемЦели:помочь рассмотреть воробья;понаблюдать, как он двигается, клюет зернышки подсолнечника;обратить внимание детей на цвет оперения.Ход наблюденияНа прогулке около кормушки рассмотреть воробья: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями коричневатого цвета. У воробья два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками. | «Найди свой домик». Цель: учить свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга, реагировать на сигналы, возвращаясь на место. Ход игры Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять» говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3—4 раза. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование прогулок во второй младшей группе - осень
Наблюдения, подвижная игра , трудовые поручения, самостоятельная леятельность детей...
Перспективное планирование прогулок во второй младшей группе - весна
наблюдения , подвижная игра, труд, самостоятельная деятельность...
Перспективное планирование прогулок во второй младшей группе - зима
развёрнутое планирование прогулок...
Перспективное планирование прогулок во второй младшей группе - лето
развёрнутое планирование прогулок...
картотека по перспективному планированию прогулок во второй младшей группе осень
Картотека - осень...