Отчет по самообразованию за 2022-23 уч. год на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
материал (подготовительная группа)

Съедина Светлана Владимировна

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравств енное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2022-23_u._g.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о выполнении плана работы по самообразованию

за 2022-2023 учебный год

Ф.И. О.  Съедина Светлана Владимировна

Тема самообразования: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников                                           на основе традиций русского народа» 

Цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности; повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Основные задачи:                                                                                                                      1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет - источники.                                                                                                                        2. Систематизировать работу по данной теме, используя новые информационные технологии.                                                                                                                                         3. Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.                                                                                                                         4.Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.              5.Организовать и провести мероприятия по данному направлению с родителями и педагогами ДОО.                                                                                                                                                6.Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Российской культуры.                                                                                        7. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.

Предполагаемый результат: Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.

Этапы работы над темой самообразования

Направление работы

Содержание деятельности

Сроки

1

1 Этап. Установочный

 Мониторинг детской эрудиции по теме: «Что ты знаешь о России, её традициях, народных и религиозных праздниках, о традициях в русских семьях, каких знаменитых россиян ты знаешь?»

Анкета для родителей по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников».

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Семейные традиции как способ гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семье».

Информационный буклет «Хороший пример заразителен».

Изучение методической литературы по теме: Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственные беседы с детьми» - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты бесед.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС».

Сентябрь.                                                                                            

Октябрь                                                                                                                                                                                        

2

2 этап. Обучающий.

Подбор художественной литературы: В. Катаев "Цветик-семицветик"; В. Осеева «Волшебное слово»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; Б. Алмазов «Горбушка»; В. Драгунский «Друг детства»; «Кукушка» ненецкая народная сказка и др.

Изучение методической литературы по теме: Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий» - Волгоград: Учитель, 2008.

Октябрь

В течении года

Октябрь

3

3 этап теоретический

Литературная викторина «В гостях у сказки». В ходе викторины обобщили знания по русским народным сказкам.                                                        

Проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла различных нравственных качеств личности: «Добрые дела»; «Вежливая просьба» (Цель: раскрыть детям смысл понятий «доброжелательность», «вежливость», «взаимопомощь», «бережное отношение к вещам»); «Спасибо за правду» (цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие. Рассмотрели понятие «Доброта», познакомились с пословицами и поговорками на нравственные темы, обсудили их.

Изучение методической литературы по теме: Голубков, В. О., Кузнецова, А. В., Ушков, М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / Вопросы дошкольной педагогики. — 2016.

Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / М.: Сфера, 2004.

Микляева, Н.В., Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.: Айрис-пресс, 2006.

Интернет – ресурсы.

Ноябрь

В течении года

В течении года

4

4 этап практический

С детьми была проведена беседа и оформлена папка-передвижка на тему «Наша Родина – Россия».

Более углубленно начали знакомиться с великими православными праздниками. При ознакомлении с православным праздником Рождества Христова, была проведена беседа о происхождении этого праздника. В ходе беседы дети знакомились с праздником.

Итогом по ознакомлению с праздником Рождества в группе стало выполнение коллективной работы по изготовлению игрушек из бумаги, украшение ими елочки в группе к празднику Рождества.

Подбор консультационного материала для родителей по теме: «Роль религиозных праздников в семье», «Роль родителей в возрождении русских традиций». Памятки на тему «Православные праздники», «О воспитании доброты в детях».

Проведены ряд занятий: «Наша семья», «Мой папа», «Никого роднее мамы в целом мире нет» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.                                                            

Проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России».

Знакомство с весенними православными праздниками. Были проведены ряд занятий о праздниках: «Вербное Воскресение», «Пасха». Дети узнали много интересного об этих праздниках.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль - март

Февраль – май

Апрель

5.этап Обобщающий

Оформление папок-передвижек на тему: «Духовно-нравственные ценности»; «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим», «Вербное Воскресение»; «Пасхальные стихи».

Консультации для родителей на темы: «Роль семьи в нравственном воспитании ребенка»; «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Будем добры», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка»; «Воспитание чтением».

Апрель – май

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....

«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, вс...

ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.

Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Рос...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...

План по самообразования: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью п...