Сообщение на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
консультация
Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh-nravst_vospitanie.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №84 «Радуга» города Ельца
Сообщение на тему:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Воспитатель
Туранова Я.Е.
г. Елец
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности
которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен
заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, монитор компьютера, с которых в жизнь ребенка входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается.
Но сегодня, наконец-то, о проблеме духовно-нравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.
А что же такое «Нравственность», «нравственное воспитание», «Духовность»?
- нравственность - это внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
- нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения
(Педагогическая энциклопедия)
- духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается в «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В нем говорится о том, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО :
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации;
- понимание своих национальных особенностей;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважение к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
- воспитание уважительного отношения к труду.
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.
Успех воспитания так же складывается из совместного дуэта родительского и педагогического опыта. Воспитатель должен объяснить отцу и матери важность поддержания семейных и народных традиций, привития эстетического вкуса, понимания и принятия духовных ценностей. В первую очередь именно родители ответственны за развитие своего крохи. Для каждого этапа взросления ребенка характерны свои особенности развития. Духовно-нравственное воспитание дошкольников предполагает учет индивидуальности ребенка, его характера, способностей, окружения. Именно такой подход позволяет развивать личность маленького человечка, формируя основу социального воспитания и осознания духовных ценностей.
Благодаря комплексной и системной работе формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с потребностями в здоровом образе жизни, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему «Духовно-нравственное развитие на основе изобразительного искусства». На муниципальном методическом объединении «Художественное творчество».
«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках,литературе, языке, живописи …Национальные отличия сохраняютсяи в ХХ1 веке, если будем озабоченнывоспитанием душ, ...
Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Данную работу я готовила на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.
В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и сложной проблемой, которая должна решаться сегодня все...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...