Родительское собрание с элементами тренинга:"Дайте детям наиграться!!!"
методическая разработка на тему
Данный тренинг поможет родителям осознать важность игровой деятельности и игрушек в жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_roditeleydayte_detyam_naigratsya.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 1096
г.Москва г. Московский
Родительское собрание с элементами тренинга:
«Дайте детям наиграться!».
"Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и творчества»
В.Сухомлинский.
Подготовил:
Ст.воспитатель Большакова А.А
Цель. Знакомство родителей со значением игры в дошкольном возрасте, с видами игр, с общими правилами проведения игр, ролью взрослых в развитии игровой деятельности детей.
Ведущие: Ст.воспитатель, педагог-психолог, воспитатель.
Ход собрания.
(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А.Зацепина, сл. Л. Дербенёва)
- Знакомство.
Упр. "Здравствуйте, рад познакомиться".
Психолог. Участникам собрания предлагается оформить себе визитку, на которой они укажут свои имена или имена и отчества. Визитка закрепляется булавкой на груди так, чтобы каждый член группы мог прочитать имя. В дальнейшем на протяжении всего собрания участники должны обращаться друг к другу только по этим именам.
После того как визитки будут готовы, все сидя на местах по очереди приветствуют друг друга. Монолог начинается со слов: "Здравствуйте, я рад с вами познакомиться"... Далее следует назвать своё имя и рассказать о том. В какие игры или игрушки они любили в детстве (одну-две). Например:
"Здравствуйте, я рада с вами познакомиться. Меня зовут Мария. Больше всего в детстве я любила играть в прятки, самая любимая моя игрушка была: большим плюшевым медведем.."
Психолог пишет на листе ватмана названия любимых в детстве игр.
Рекомендации ведущему: Следует заранее позаботиться о карточках и булавках для визиток. Проследить, чтобы участники внимательно слушать друг друга.
Психологический комментарий: Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека. Нужно учиться запоминать полученную о человеке информацию, проявляя внимание не только к его внешности, но и улавливая смысл его слов.
- Выставка различных игр, игрушек и пособий.
Ст.воспитатель.: Воспоминания нашего детства не могут идти отдельно от воспоминаний о наших любимых играх или игрушках. Поэтому, чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Обратите внимание на стеллаж с игрушками и играми. Вам предлагается разделиться на подгруппы с учетом наибольшей важности игровых пособий или игрушек и обосновать свой выбор: Что дает данная игра (ушка) ребенку. Как она помогает изучить окружающий мир. С какого возраста можно применять выбранные вами игрушки.
Выступление представителей групп.
Психолог подводит итог о важности каждой из игр для разного возраста.
Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?
Педагог: Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому - сюжеты и содержание игр.
Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить читать их чадо, которое и сидеть еще толком не научилось, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.
Современные психологи призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Именно игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. К сожалению, в наше время у родителей не всегда есть возможность поиграть с ребенком, даже, если в семье есть братья или сестры, то они тоже могут быть заняты, например, на учебе, и ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек.
В зависимости от возраста, вид и характер игр для детей дошкольного возраста должны быть разными. А именно:
- для детей до 1,5 года – предметная игра. Игрушкой для детей этого возраста может служить любой предмет, попавший в руки. Ходьба, бег и бросание являются основными игровыми операциями.
- для детей от 1,5 до 3 лет – сенсорно-моторные игры. В этом возрасте малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». Малыш дотрагивается до предметов, перемещает их, учится производить разные операции, получает тактильные ощущения. За частую, в три года малыш уже играет в прятки и догоняли, умеет кататься на качелях, велосипеде. В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
- К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.
Существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!).
Малыш моет куклу. Необходимо мыло, а его нет. Куском мыла может стать кубик, катушка, камешек. Чем покормить мишку? Опять же годится камешек, костяное колечко, деталь из строительного набора. Палочкой, карандашом измеряют температуру (это «заместители» градусника)... Главное — чтобы предметом - «дублером» можно было действовать так же, как реальным, а сходства в цвете, форме, величине пока не требуется.
Примерно в то же время, когда появляются предметы-«дублеры», дети начинают изображать в своих играх действия конкретного взрослого человека. Конечно, до развернутого исполнения роли взрослого в игре еще далеко, и все-таки это уже не просто изображение отдельного действия, которое наблюдал малыш (на это он был способен и раньше, когда «варил кашу», «читал»). Вот мальчик усаживает плюшевого зайца на газету, прикрывает ему грудь другим куском газеты, как салфеткой, и берет в руки прутик от метелки. На вопрос: «Что ты делаешь?» — отвечает: «Боя пиикмахел» (Боря — парикмахер) — и водит прутиком по голове и ушам зайца — стрижет его... Вот девочка моет дверь тряпочкой и кубиком (это у нее мыло), потом объявляет: «Аня — Маруся». Марусей зовут уборщицу, и маленькая Аня называет себя ее именем, потому что, начав играть, узнает в своих действиях действие взрослого человека.
Игры малышей становятся все более самостоятельными.
- для детей от 3 до 5 лет – игры с перевоплощением. К этому возрасту ребенок должен научиться переносить различные свойства предметов друг на друга. К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. Ребенок может представить себя любым предметом, взяв две игрушки, может распределить им роли, например, одна будет мамой, а вторая – папой. В этом возрасте также проявляется и такая разновидность игры как "имитация", когда малыши подражают и передразнивают тех, кто их окружает. Это порой вызывает злость у родителей, однако этот процесс является неизбежным этапом в развитии любого ребенка, при этом игры с перевоплощением сменяются социальными.
- для детей старше 5 лет – многозначные и всесторонние игры, которые должны включать элементы фантазии, творчества, воображения, носить структурный и организованный характер. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
III. Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей.
Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
- Вопросы родителям: Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка? И всегда ли это уместно?
- Обобщение психологом:
Вмешательство взрослого в детскую игру положительно влияет в том случае, если он пользуется авторитетом, доверием и уважением у детей, обладает необходимыми знаниями и умениями. Без знаний внутренних законов игры попытки управлять ею могут только навредить.
Психолог: Я прошу вас составить Правила игры с ребенком. В чем они заключаются. Например, Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.
Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей. Важно сохранить эту свободу и ненавязчивость. Продуктивное общение взрослых с детьми в условиях игры возникает чаще всего в случае принятия взрослым на себя одной из ролей, обращение к детям через свою роль.
Кроме того, совместная игра с малышом имеет еще один важный аспект: только через общение с ребенком взрослый проникает в его душу, способствует возникновению доверия и взаимопонимания.
- Игры-развлечения с родителями:
Психолог: Сейчас предлагаю вам поиграть. Вспомнить наше золотое детство.
- Упр. «Инструкция»
- Упр. «Зеркало»
- «Странный зверек».
Формируются группы из 4 родителей. Каждая группа получает бумагу, сложенную вчетверо. Первый участник рисует голову зверушки и передает второму, который не видя первого рисунка, рисует туловище, третий игрок рисует ноги, четвертый – хвост. Затем лист разворачивают и получается странное животное. Здесь каждый игрок обнаруживает свою фантазию, рисуя различные части зверушки.
V. Беседа с родителями «Что такое хорошая игрушка?»
Ст.воспитатель. Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, конечно же, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.
Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, чем вы руководствуетесь?
На что вы, в первую очередь, обращаете внимание при выборе игрушки?
Игрушка должна быть:
1. Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
2. Эстетичной на вид
3. Соответствовать возрасту
4. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
5. Технические качества игрушки: ее прочность и качество изготовления. Если у машинки, скажем, отваливаются колеса, а у куклы вылезают волосы или болтается голова, это сделает невозможной нормальную игру с ней и принесет малышу серьезные переживания.
Действительно, в настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции. В большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних, поверхностных признаков игрушки (привлекательности, величины, стоимости, желания угодить малышу), либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. В результате детские комнаты нередко завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужных и важных для детского развития - нигде нет. Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? При существующей стихии рынка разобраться в этом непросто. При выборе игрушек чрезвычайно важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное психологическое влияние на развитие ребенка.
- Как вы думаете, в чем заключается главная функция игрушки?
- Она заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Этот аспект должен отчетливо осознаваться при покупке игрушек: выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать.
- Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.). В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).
Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, - мишки, зайчики, собачки – и, конечно же, куклы со всевозможной кукольной утварью. - Большим разнообразием отличаются современные конструкторы. Различные варианты замечательного конструктора "Лего", гибкий конструктор "Такеши", разные виды "строительного материала" - от мелких наборов до крупногабаритных конструкций, - все они, безусловно, полезны для дошкольников, в том, конечно, случае, если позволяют самостоятельно создавать разные постройки и конструкции - домики, мебель, замки, парки и т. п. Особенно важно при этом, если созданные малышом постройки будут впоследствии включены в игры - с куклами или с друзьями.
- Однако "полезность" игрушки далеко не единственный критерий ее оценки. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Она должна быть увлекательной и привлекательной, что, собственно, и делает ее игрушкой, а не дидактическим пособием. Интересы и предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Однако главное достоинство игрушки, привлекающее малыша, - это возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если игрушка вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки и т. п.), ребенок захочет скорее взять ее в руки и начать игру.
Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но стереотипные однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, только не игры - Чем более определенной по способу употребления и завершенной по своей конструкции является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открытой для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки, как мячи, кубики, вкладыши, обычные куколки и т. п., не могут наскучить ребенку, так как благодаря своей простоте они чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения и тысячи новых комбинаций с ними. Например, прекрасной игрушкой для малыша может стать пустая картонная коробка, в которую можно забраться. Она может быть и кораблём, и крепостью, и ракетой. Такая игрушка стимулирует и фантазию и воображение. Её можно использовать такой, какая она есть. А можно прорезать в ней дырки – иллюминаторы, разрисовать. Игрушки-самоделки имеют большое воспитательное значение.Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важнейшие требования для хорошей игрушки.
- Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для ее решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.
И наконец, самое главное. Ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Игрушка может только помогать настоящей детской игре или мешать ей, превращать игру в автоматические манипуляции. Но если ребенок не умеет играть, если у него отсутствует воображение, желание думать, преобразовывать и создавать новые образы и сюжеты, - никакие игрушки не помогут. Только в руках старшего и умеющего играть партнера игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.
5. Игра-задание
Психолог. Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх в детстве
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
V. Итог тренинга:
Все участники встают в круг. Произносят то, что им больше всего понравилось. А что нет.
В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
ПРАВИЛА для играющих
- Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому.
- Заинтересуйте ребенка, не заставляйте его играть, не вызывайте переутомления игрой.
- Все задания дети должны выполнять самостоятельно.
- Задачи должны быть посильными для детей.
- Больше хвалите за успехи.
- Не сдерживайте двигательную активность ребенка, создавайте в игре непринужденную обстановку.
- Устраивайте соревнования на скорость решения игровых задач
- Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя.
- Играйте с ним на равных.
- Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям. Время от времени спрашивайте: «Покажи, пожалуйста, что ты сделал?», «А куда же ты едешь?»
- Если малыш хочет вас посвятить в свою игру — откликнетесь обязательно. Не только одобрите или похвалите его, но и задайте вопрос, который побудил бы малыша усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной.
- Время от времени и сами принимайте участие в игре ребенка, чтобы поддержать интерес к ней, подсказать, как еще можно поиграть той или иной игрушкой. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть, что молоко пьют из чашки, а не из тарелки, что в чай кукле надо положить сахар (разумеется, воображаемый). При этом вы не будете навязывать малышу готовую игру — это отобьет у него охоту играть. Вы постараетесь лишь усложнить ее, разнообразить, сделать более сосредоточенной, последовательной.
- Пусть малыш учится доводить начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по ходу игры могут возникнуть. И мы уж не говорим о том, что нельзя чрезмерно опекать ребенка и засыпать его постоянными указаниями: «Нельзя так, сделай вот так». «Ты не умеешь, давай я тебе сделаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"
В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...
Родительское собрание с элементами тренинга "Психологические особенности ребенка 4-5 лет.Сплочение родительского коллектива".
Данный материал может быть интересен воспитателям и психологам ДОУ для успещной работы с детьми и родителями средней группы....
Родительское собрание с элементами тренинга «Домашние обязанности ребёнка: формирование положительных личностных качеств» (для родителей детей 6-7 лет)
Цель: совместно с родителями найти способы формирования положительных личностных качеств ребёнка через привлечение его к работе по дому. Задачи:1. создать доброжелательную...
Родительское собрание с элементами тренинга "Правила для родителей и детей"
Данная публикация составлена по всем правилам тренинга. В материале представлены игры и упражнения для родителей, так же содержится информация о стилях семейного воспитания....
Родительское собрание с элементами тренинга «Дети и родители» Бондаренко Т,А,
способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет
Родительское собрание с элементами тренинга «Возраст упрямства и строптивости» для родителей детей 3–4 лет...
Родительское собрание с элементами тренинга для вновь прибывших детей. «Давайте познакомимся»
Родительское собрание с элементами тренинга для вновь прибывших детей.«Давайте познакомимся»Цель:Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Информировать родителей о содержани...