занятие "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

 Смолина Лариса Николаевна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_byvaet_raznoy.doc36 КБ
Файл zhivaya_i_nezhivaya_priroda.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность «Живая – неживая природа. Вода бывает разной»

Программное содержание:

Формирование элементарных представлений о живой и  неживой природе.

Закрепить знания детей  о свойствах воды, путём экспериментирования выявить сходство и различие пресной и морской воды.

Развивать речь, сенсорные способности, любознательность, внимание, наблюдательность, память.

Воспитывать бережное отношение к объектам природы (воде), закреплять  правила поведения на природе.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование. Презентация «Живая – неживая природа».

Карточки для игры «Четвертый лишний».

Стаканчики для воды (по 2 на каждого ребенка: с пресной и морской водой).

Пластиковые ложечки (на каждого ребенка).

Камешки (по 2 на каждого ребенка).

Емкости для перелива воды (на каждом столе).

Демонстрационный материал: вареное яйцо, прозрачные сосуды с пресной и морской водой.

Магнитофон. Аудиозапись рассказа «Почему река обиделась».

Ход занятия:

Воспитатель и дети стоят в кругу. Хором читают стихотворение:

Так бывает интересно

Всё на свете наблюдать,

Всё услышать и увидеть,

Всё как следует понять.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

Воспитатель:

Дети, сегодня мы продолжим знакомство с природой. Посмотрите на экран.

Читает стихотворение Наташи Б.(в сопровождении слайдов).

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою  родной земли

Зовется этот дом.        

Дети, а что такое природа? Как вы понимаете это слово? (Дети высказывают свои предположения, приводят примеры).

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы.  Живое – то, что движется, растет, развивается, размножается; а неживое – нет.

Упражнение «Живое–неживое»

Давайте, попробуем вместе разобраться, какие предметы относятся к живой природе, а какие – к неживой. Посмотрите на экран.

На экране поочередно появляются изображения (звери, птицы, цветы, деревья, горы, реки, планеты..)

Дети обсуждают, какая это природа – живая или неживая.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

У каждого ребенка на столе карточка с изображением предметов (живых и неживых). Задание: назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Проводится физминутка «Три стихии: земля, вода, воздух».

Воспитатель:

Отгадайте мою загадку. В ней говорится о неживой природе. Кто отгадает, что это?

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Дети, как вы думаете, можно прожить без воды?

Кому нужна вода? Для чего нужна вода?

Где в природе есть вода?

Какая вода в реках - пресная или солёная?

Какие свойства пресной воды мы знаем? Вспомните, как мы ее изучали. (Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, может течь, бывает холодной и теплой).

Сегодня мы познакомимся с другой водой, водой из моря. Такая вода называется морской.

Как настоящие исследователи, мы будем сравнивать пресную и морскую воду. Какие свойства похожи, и чем отличаются?

Исследование свойств воды.

На столах у детей 2 стаканчика (в одном пресная вода, в другом – морская)

- Есть ли запах у воды в 1 стаканчике? Во 2 –м? (Ни пресная, ни морская вода не имеют запаха)

- Какая вода на вкус в 1 стаканчике? А во 2ом?  (Пресная вода не имеет вкуса, а морская вода – соленая). Можно пить морскую воду? ( Нет. Человек пьёт только пресную воду).

- Опустите в каждый стаканчик камешек. Посмотрите, в каком стаканчике вода более прозрачная? (Пресная вода прозрачная)

- Попробуйте перелить воду из этих стаканчиков в мисочку. (И пресная и морская вода может течь и    принимает форму того предмета, в котором находится). Вода в реках, ручьях течет. В домах вода течет из крана.

- Что можно делать и в пресной и морской воде? (Можно плавать)

- Как вы думаете, в какой воде легче плавать? (ответы детей)

Давайте проверим, кто из вас прав.

Опыт по погружению вареного яйца

Погружают яйцо сначала в пресную, а потом в соленую воду.

В какой воде легче плавать?

Когда поедете с родителями на море, то под их присмотром вы можете быстро научиться плавать в морской воде.

Обобщение результатов опытов:

Какие свойства у пресной и морской воды одинаковые? (прозрачность, текучесть, не имеют запаха и цвета)

Какими свойствами морская вода отличается от пресной?

Вода нужна всем. Земля наша и все живое на ней без воды погибли бы. Воду и в реках, и морях нужно беречь, чтобы не случилось беды.

Звучит аудиозапись рассказа «Как люди речку обидели» (Н.Рыжовой).

Рассказ «Как люди речку обидели»

«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.

- посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, а, купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.

Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».

Вопросы по рассказу:

1. Почему река обиделась на людей?

2. Что  бы вы сделали на месте Кости?

Итог занятия:

Дети, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вода бывает разной Живая и неживая природа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...