тренинг профессионального выгорания педагогов
методическая разработка на тему

Ямалова Земфира Ильдаровна

тренинг  профессионального выгорания педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в детском саду »

Цель: Формирование компетентности педагогов в области профилактики преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

- формировать навыки самопознания и саморазвития личности в целом

- формировать потребность заботы о себе

- развивать навыки управления своим состоянием, навыки самоподдержки и саморегуляции, навыки снятия эмоционального и мышечного напряжения

- создание благоприятных условий для работы группы

- укрепить позитивное отношение к своей работе

Материалы и оборудование:

- стулья по числу участников

- магнитофон, диск с музыкой для релаксации

Ход занятия

I этап. Организационный

Участники рассаживаются на стульях по кругу.

Ведущий: Здравствуйте коллеги! Я предлагаю Вам поздороваться сегодня друг с другом при помощи «волшебной» игрушки.

Упражнение «Приветствие»

Цель: настроить на занятие, сплотить коллектив.

Инструкция: Каждый из участников, по очереди, берет в руки мягкую игрушку (или мягкий мяч), произносит позитивное пожелание: «Здравствуйте, я желаю вам…». Затем передает ее дальше соседу слева. Начинает ведущий и далее по кругу.

II этап. Мотивационный

Презентация.

Слайд 1.

Человек усваивает:

  • 10% того, что слышит
  • 50 % того, что видит,
  • 70 % того, что сам переживает,
  • 90% того, что сам делает.

 Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Слайд 2

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Слайд 3

Естественные приемы регуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем за окном;
  • рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ;
  • "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Раздача буклетов

Давайте с вами проработаем некоторые упражнения, которые мы можем использовать в ежедневной практике, как дома, так и в детском саду, вместе со своими воспитанниками

“Звуковая гимнастика”

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

Упражнение "Муха"

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

      Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение "Сосулька" ("Мороженое")

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.



Предварительный просмотр:

ПОМОШЬ ПРИ ПРИЗНАКАХ ВЫГОРАНИЯ

«ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА”

Стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

•        Припеваем следующие звуки:

•        А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

УПРАЖНЕНИЕ "МУХА"

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

УПРАЖНЕНИЕ "СОСУЛЬКА" ("МОРОЖЕНОЕ")

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

   Встаньте,  руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

ПОМНИТЕ, ЧТО ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ В ВАШИХ РУКАХ!

ВЫ НУЖНЫ СВОИМ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ ЗДОРОВЫМЫ И КРАСИВЫМЫ!

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида  № 6 «Радуга» п.г.т.Кукмор

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Ямалова Земфира Ильдаровна-

ст.воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6 «Радуга»

Кукмор 2015

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания - опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, всех, чья деятельность невозможна без общения.

     

ПРИЧИНЫ НАПРЯЖЕННОСТИ

ПЕДАГОГА

 Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;

 Загруженность рабочего дня;

 Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки

 Чувствительность к имеющимся трудностям

 Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе

Требование творческого отношения к профессиональной деятельности

 Нестабильность заработной платы.

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

(ПО СТАЖУ РАБОТЫ):

- Чаще всего у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет

- 8–11% – от 1 года до 3 лет, и у

педагогов с 10-летним стажем

(адаптация в ОУ, у педагогов со стажем более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты)

- 22% – от 15 до 20 лет

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

-возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

 -неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии в – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

-притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

-такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПЕРВАЯ ГРУППА:

Психофизические симптомы

-Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна

 ( симптом хронической усталости );

-ощущение эмоционального и физического истощения;

-снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

-общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

-частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

-резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

-постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности.

ВТОРАЯ ГРУППА:

Социально-психологические симптомы:

-Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

-частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;

-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА:

поведенческие симптомы

-Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;

- -руководитель затрудняется в принятии решений;

  -чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

-злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...