Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории своего края и села с учетом ФГОС»
методическая разработка на тему

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Присвоение родной культуры – важная задача развития ребенка и составляющая процесса патриотического и духовного воспитания. Психофизическое благополучие детей достигается общей культурой воспитания через эмоционально обогащенную окружающую среду, построенную на лучших традициях народной педагогики и фольклора. Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 50

                                                               

                                                       


Семинар-практикум

для педагогов «Формирование у дошкольников познавательного интереса к  истории своего края и села с учетом ФГОС»

                                      Подготовила и провела

                                         старший воспитатель

Кочергина Мария Александровна

Архангельский 2015год

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Село моё на краешке земли.
Здесь всё, до каждой мелочи, знакомо…

Живут в селе мои отец и мать.
И я до глубины души довольна,
Что жизнь в селе пришлось мне начинать
И что в селе мои остались корни…

Светлана Комогорцева-Струкова.

Проблема освоения воспитанниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в педагогическом процессе. Педагоги нашего дошкольного учреждения решают эту проблему, обращаясь именно к традиционному народному наследию. Пути организации такой работы предлагают программы: О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Кулолаевой «Золотые зернышки», основой которых являются культурные ценности народа России. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Присвоение родной культуры – важная задача развития ребенка и составляющая процесса патриотического и духовного воспитания. Психофизическое благополучие детей достигается общей культурой воспитания через эмоционально обогащенную окружающую среду, построенную на лучших традициях народной педагогики и фольклора. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством в селе зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.



  Сегодня мы, взрослые, на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт?

Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Так мы, педагоги МАДОУ д/с общеразвивающего вида № 50 посчитали необходимым донести до сознания детей своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.

Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание русского народного фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Одним из приоритетов мы выбрали задачу - знакомство с атмосферой национального быта. Познакомили детей с предметами, характерными для русского народного быта.

Опираясь на иллюстрации,  знакомили с особенностями национального быта. Рассказывали о том, что такое горница, знакомили с ее убранством: печь, скамья, колыбель, рукомойник, половик; с предметами русского быта и кухонной утвари: ухват, кочерга, самовар, кадка, ковш, гребень, коромысло.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Вот вам и загадки попробуйте угадать?

Кто в избе рогат? /ухват/

Кривая собачка в печку глядит. /кочерга/

Сколько не мучь, не кипяти, а белее не сделаешь. /чугунок/

 Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит. /самовар/

 В углу стоит, все лето спит, зимой есть запросит и собой согреет. /печь/

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо. /самовар/

Богатые традиции русского народа бережно передавались из поколения в поколение в народных песнях, колыбельных и сказках.  А какие Вы знаете?

Саша в зеркало гляделся,
Сам собою любовался:
Рубашечка красная,
Шубейка атласная,
Шапочка с ушами,
Головка с кудрями.
Ладен телом,
А хорош ли делом?

***
Раным-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!"
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му!"
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

***
Киса, кисанька, коток,
Киса - серенький хвосток,
Приди, киса, ночевать,
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь ты, котя, не кроши,
Котя, больше не проси.

Все это оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Так, например, теме «Овощи» - соответствовала тема занятия «Что растет на грядке», которое прошло опираясь на русский народный фольклор. Это и игровая ситуация «Еду-еду к бабе, деду на лошадке в красной шапке…», и использование загадок об овощах, пальчиковая гимнастика «Чистим овощи для щей» и народная игра «Огуречик», а так же драматизация сказки «Репка».

Знакомя детей с колыбельными песенками приучали детей к  интонационному строю разговорной  речи. Малыши не только слушали   песенки, но и сами  поют  куклам  про кота,  про гулей, читают потешки.

Очень детям нравятся народные и хороводные игры. Особенно игры помогли нам в период адаптации детей, после перехода из группы в группу. Игры помогают в сближении детей друг с другом и с педагогом: «Солнышко», «Карусель», «Бабушка Маланья», «Кто у нас хороший?» и т.д.

Основным отличием народных песенок, потешек, прибауток и т.д., является соединение слова, напева, исполнения, которое сопровождается соответствующими жестами, мимикой.

Чтобы знакомить детей с русским театром в группах были созданы театрализованные зоны, где имеются разнообразные виды театра:      пальчиковый, теневой, театр игрушки, настольный театр, кукольный. Для драматизации русских  народных сказок, потешек, песенок собрали все необходимое: сарафаны, юбочки, платочки, рубахи,  фартучки. А также изготовили декорации: ширма.

Особая роль отводится и народному искусству. Мы приобщали детей к творчеству русских умельцев: дымковские игрушки, семеновская матрешка, рассматривали затейливые узоры. Рассказывали о красоте, особенности этих игрушек, постепенно подводя детей к осмыслению понятия «народная игрушка».

Наряду со знакомством атмосферы национального быта, широкого использования фольклора, знакомства с народным искусством, а так же народными и хороводными играми, мы начали знакомить с традиционными и обрядовыми праздниками. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Так во время встречи Масленицы, дети с удовольствием ели блины на улице.

Таким образом, у детей возникал интерес к традиционным и обрядовым праздникам.

Наши родители полноправные участники образовательного процесса в группе, поэтому мы всегда можем обратиться к ним за помощью в любом вопросе.  Развитию сотрудничества детей и взрослых, положительного отношения к достижениям друг друга способствует сочетание индивидуального и совместного творчества детей, педагогов и родителей.  И родителей и педагогов привлекают насыщенность совместных мероприятий, это может подтвердить проведенные нами праздники, где родители принимали непосредственное участие.

На празднике, посвященному 8 Марту, наши мамочки  вместе с детьми разыграли несколько веселых сценок. Чем порадовали не только детей, но и всех зрителей.

А на открытой НОД « Подарим матрешкам разноцветные платочки» родители с детьми с удовольствием рисовали вместе.

А так же наши родители с удовольствием принимали участие в постройке горки на зимнем участке, в украшении группы к Новому году.

Во время такой деятельности возможен поиск эффективных решений проблем ребенка и его семьи. Положительные результаты помогают ребенку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, приобщения к истокам русской народной культуры.

ИГРА С ПЕДАГОГАМИ

Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки принесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытие? В течение этого года мы узнали что-то новое, забытое, старинное, вечное. Не для кого не секрет, что основным видом деятельности ребенка является игра. Поэтому все занятия у нас проходят в игровой форме. Я предлагаю и вам очутиться на таком игровом занятии.

Итак, начинаем….

В зал пришли вы – не хмурьте лица,
будьте веселыми до конца!
Вы не зритель, и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не стесняйтесь, улыбайтесь,
Всем законам подчиняйтесь!

Ответившие на вопрос правильно, получают  орден. Все делятся на две команды, вопросы задаются поочередно каждой команде, если нет ответа – вопрос переходит соперникам. Победитель тот, кто набрал большее количество орденов.

Первый тур.

1. В русском фольклоре часто встречаются старинные слова.  А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

  • Баской – нарядный, красивый,
  • Браный – узорчатый (о ткани),
  • Година – хорошая погода,
  • Живот – жизнь,
  • Ладом – хорошо,
  • Орать – пахать,
  • Седмица – неделя,
  • Супостатка – соперница,
  • Имение – добыча, имущество,
  • Маклак – посредник, плут.

           2. Мы знаем много пословиц, но они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

  •  Молодо зелено, погулять велено.
  • Вольному воля, спасенному – рай.
  • Голод – не тетка, пирожка не подсунет.
  • Знай наших, последняя копейка ребром.
  • На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.
  • По Сеньке шапка, по Ереме колпак.
  • Попытка не пытка, спрос не беда.
  • Рука руку моет, обе белы бывают.
  • Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
  • Деньги счет любят, а хлеб меру.

           3. Отгадайте  загадки:

1. Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
    Голубые дали, а село большое как назвали?
 (Дымково.)

2. Одно из самых распространенных природных материалов в Кировской области? (Глина, мел.)

3. Какая домашняя живность была, в каждом подворье дымковских мастериц? (Корова, коза (молоко); куры, утки, гуси (желток яйца).)

4. Из чего готовили дымковские мастерицы яичницу в древние времена? (Из белков, т.к. желтки шли на изготовление красок.)

5. Какой отличительный признак есть у фигурок – дымковских барышень? (На плоском лице – бугорок носа, сделанный методом налепа.)

6. Чем привлекает детей дымковская игрушка? (Яркими красками и знакомым узором.)

7. Как мастерицы называли юбку-колокол у барышень? (ступка.)

8. Что придавало яркость и блеск дымковской росписи? (Желток в красках.)

9. Какие свистульки самые многочисленные? (Уточки и уточки-крылатки.)

10. Чем отличаются свистульки уточки от уточек – крылаток? (Налепленные горизонтальные оборочки– крылья.)

           4. Что означают эти народные приметы.

  • Если двое зевают одновременно (значит, им вместе водку выпивать).
  • Не ешь с ножа (будешь злым).
  • Нельзя подавать другому соль из рук (к ссоре)
  • Что не поссориться, подавая соль (нужно засмеяться).
  • Нельзя давать другому булавку (к ссоре)
  • Выходить куда-либо в дождь (к благополучной дороге).
  • Локоть чешется ( на новом месте спать).
  • Прищемить одежду в дверях (быть еще раз в этом доме).

Второй тур.

1. Перед вами слова: Масленица, Рождество, Крещение, Пасха, Новый год.

  • Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица).
  • В переводе название этого праздника означает «прохождение мимо». В этот день играли в игру «чокание» (Пасха).
  • Этому празднику предшествует сорокадневный пост. На праздник готовят блюда из свинины, из теста пекут коровок, бычков, петушков. (Рождество).

2. Во многих произведениях русской литературы описываются пиршества с их яствами и любимыми блюдами.

  • Назовите любимое блюдо Ивана Грозного. (борщ, рассольник, щи)
  • Какой из нижеперечисленных постов самый голодный? Это не в смысле запрета на еду, а в смысле нехватки продуктов. (Великий, Петровский, Успенский, Рождественский).
  • Кому принадлежит следующее высказывание: «если человеку подарить рыбу, он будет сыт один день, ели две – два дня, но если человека научить ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь»? (Петр 1, Л.Н. Толстой, народная мудрость)
  • Соком какого овоща лечили на Руси боли в животе? (капуста, репа, свекла, морковь)
  • Хлебное вино, так называли на Руси водку, - напиток чисто русский, который появился в 14 веке. Но узаконен и назван водкой он был в указе одного из царей. Какого? (Елизавета, Петр 1, Екатерина, Павел)
  • Как называлась каша из крупных зерен пшеницы или ячменя с медом? (кутья, ярица, китина)
  • Какой овощ на Руси назывался «палочкой – выручалочкой». (картофель, кислая капуста, соленый огурец)

Решение семинара-практикума «Формирование у дошкольников познавательного интереса к  истории своего края и села»

  1. Систематизировать и углубить знания педагогов о  народной культуре своего края и села;
  2. Разработать и изготовить дидактические игры для детей по ознакомлению с росписями «Хохлома», «Гжель», «Дымковская», «Городецкая»;
  3. Продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры через синтез искусств;
  4. Продолжить  кружковую работу по изготовлению глиняных игрушек детьми;
  5. Продолжить работу по обмену опытом с педагогами других ДОУ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий

ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности выступает как средство лучшего усвоения программного материала и активизации познавательного интереса у дошкольников, потому, что восприятие дошкольн...

Статья.Формирование у дошкольников познавательных интересов через проектную деятельность.

Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И т...

Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО.

Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО.14.04.2016 18:27Мир удивителен,  полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать.(Из мыслей ...

Консультация для педагогов «Создание условий для формирования у дошкольников познавательных интересов к математике»

Консультация для педагогов «Создание условий для  формирования у дошкольников познавательных интересов к математике»...

Экологическая тропа, как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к природе родного края

Экологическое воспитание – это формирование правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально – эстетический и действенный аспекты. Вз...

Семинар - практикум на тему: «Роль семьи в развитии познавательного интереса дошкольников»

Семинар - практикум на тему:«Роль семьи в развитии познавательного интереса дошкольников»...