Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий
статья по теме

Каминская Екатерина Александровна

ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности выступает как средство лучшего усвоения программного материала и активизации познавательного интереса у дошкольников, потому, что восприятие дошкольника становится более конкретным, целенаправленным, анализирующим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_o_kompre.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий

 «Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».                                          

К. Д. Ушинский.

Научно доказано, что наглядность - один из компонентов целостной системы обучения, которая помогает ребёнку дошкольного возраста легче усвоить изучаемый материал. Воспринятые из внешнего мира образы являются единственными, над которыми и посредством которых работает мыслительная способность человека.

Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, К.Д. Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». Этот принцип предполагает, прежде всего,  усвоение детьми знаний путем  непосредственных наблюдений предметов и явлений, путем их чувственного восприятия.

В настоящее время, образование ориентировано на использование современных методов, приёмов обучения, основу которых составляют новейшие технологии, в том числе - цифровые ресурсы.

Дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне грядущих перемен, и побуждает педагогов пересмотреть организацию работы с детьми в соответствии  с требованиями к современной педагогике, ее технологиям и  СанПиН.

Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса, а именно, о цифровых образовательных ресурсах, как об информации образовательного характера, сохранённой на цифровом носителе.

ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности выступает как средство лучшего усвоения программного материала и активизации познавательного интереса у дошкольников, потому, что восприятие дошкольника становится более конкретным, целенаправленным, анализирующим. В нем концентрируются произвольные  действия – наблюдение, рассматривание, поиск, и, следовательно, облегчается понимание и освоение информации.  

Зная  о том, что в основе знаний ребенка лежат образы тех предметов и явлений, с которыми он сталкивался в течение своей жизни, а так же  о большом дидактическом потенциале ИКТ, мы обогощаем мировоззрение дошкольников с помощью наглядных пособий  воспроизводимых на экранах:  мультимедийного  проектора, телевизора, монитора.

Иллюстрационный материал для работы с воспитанниками мы  подбираем с Интернет сайтов: http://www.specialist-detsada.ru, http://skyclipart.ru/, http:// wiki.rdf.ru, используем фильмы ВВС. С помощью программ  Power Point и CorelDRAW оформляем дидактические игры, презентации.

Решению образовательных задач способствует использование  различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний.

Например, на занятии по предметному и рукотворному миру по теме «Путешествие в прошлое ложки» нами использовалась презентация исследовательского характера в игровой форме,  которая являлась большим стимулом познавательной активности детей. Дидактическая функция данной презентации состояла в том, что она послужила средством формирования чувственных образов объектов и явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых знаний, позволила выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствовала эффективному формированию понятий. После повторного просмотра презентации,  в совместной деятельности, ребята смогли безошибочно рассказать последовательное происхождение ложки, несмотря на то, что информация подавалась в мультипликационной форме.

Для расширения знаний у дошкольников хорошо зарекомендовали себя электронные энциклопедии, кроссворды, видео – и аудио записи, мультимедийные экскурсии позволяющие привлечь и сконцентрировать внимание детей, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, что позволяет повысить познавательный интерес и более реалистичное представление воспитанников об объекте.    В совместной деятельности мы применяем интеллектуально-творческие игры, которые привлекают своей красочностью, наглядностью и помогают закреплять знания о предметах окружающего мира, побуждают думать ребенка и делать выводы. Полюбилась малышам серия игр «МУМИ-ТРОЛЛИ» выпущенная ООО «Новый Диск». Игра – квест, сделанная по мотивам сказки Туве Янссон «Крошка Мю», знакомит детей с волшебной силой доброты, учит правилам счета, названиям растений и грибов, тренирует наблюдательность, внимание и изобретательность, развивает голосовые связки.

Важным средством ознакомления детей с предметным миром является воспитательно-образовательное кино. Это обусловлено тем, что кинофильм позволяет:

  1. воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности;
  2. осуществлять анализ предметов и явлений с присущим им динамизмом в единстве с синтезом;
  3. показать в концентрированном виде за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;
  4. воспроизводить предметы и явления, недоступные непосредственному восприятию;
  5. моделировать явления посредством мультипликации, показывая их в динамике.

Воспитательно-образовательное кино мы применяем на разных этапах процесса обучения. Так, например, при сообщении новых знаний кинофильм служит иллюстрацией рассказа воспитателя. Он обогащает излагаемый материал зрительными и слуховыми образами, способствует формированию у дошкольников основных представлений и понятий.

Практика  показывает, что при систематическом включении наглядных средств у дошкольников увеличивается самостоятельность, возрастает активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе воспитания личности.

Для взаимодействия с родителями и повышения их педагогической компетентности в группе, в электронном варианте, работает консультационный пункт «Советы педагога», детская библиотека, студия «Колокольчик» содержащая видеозапись воспитательно-образовательного процесса  с комментариями.  С помощью электронной почты и ICQ осуществляется общение с родителями, что позволяет им быть в курсе событий НДОУ и группы. На сайте детского сада http://www.ds203-berezka.centerstart.ru родители получают консультации специалистов, задают интересующие их вопросы, а так же общаются с другими родителями.

Отсюда можно сделать вывод: средства ИКТ помогают улучшить, разнообразить и дополнить образовательную деятельность  в ДОУ в процессе  реализации задач дошкольной педагогики.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  2. Ознакомление дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007
  3. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11
  4. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей раннего возраста

Презентация. Предметная деятельность в раннем возрасте....

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Выступление на консультации "Формирование познавательного интереса к предметному миру детей дошкольного возраста"

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным услов...


 

Комментарии

Гильманова Гульназ Талгатовна

Это ваша тема самообразования? или Выступление- доклад?

Каминская Екатерина Александровна

Это тема моей будущей аттестации и соответственно статья на эту тему.