Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО.
электронный образовательный ресурс на тему
Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО.
Мир удивителен, полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать.
(Из мыслей маленького человека)
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста становится чрезвычайно актуальной в современных условиях.
Формирование у дошкольников познавательных интересов через развивающие игры с учетом ФГОС ДО.
Мир удивителен, полон тайн и загадок – я хочу их узнать и разгадать.(Из мыслей маленького человека)
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста становится чрезвычайно актуальной в современных условиях. В федеральном государственном образовательном стандарте говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему. Сейчас мало обладать определенным кругозором, запасом конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде. Педагог должен развивать умения найти информацию, рассуждать.Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи - все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное, необходимое средство в обучении дошкольников. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным». Когда ребенок занимается из -под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по -другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес.
Познавательный интерес - это один из важнейших для педагога мотивов развития дошкольников. Под его влиянием занятия даже у слабых детей протекает более продуктивно. Но познавательный интерес дошкольника не может быть основан только на явлениях, предметах новых, удивляющих. Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти новым, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно развивать у дошкольников умение в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на занятиях. Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Одной из эффективных форм познавательного игрового общения является использования в работе с детьми игровых проблемно практических ситуаций, когда педагог создаёт игровые условия, «препятствия», которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, изобретать нестандартные разно-вариантные подходы, согласуя своё мнение с партнёрами по игре, выслушивая их аргументы, возражения - всё это рождает поисковый способ логических действий. Широкое использование этого метода помогает выявлять индивидуальные способности ребёнка, определять уровень его знаний, индивидуальные особенности и намечать эффективные пути воздействия на личность ребёнка. Формируя и развивая у него познавательный интерес, произвольное мышление, волю и умение отстаивать свой путь решения логическими доводами. Роль воспитателя в общении сводится к тому, чтобы поддержать того ребёнка, чей путь, предположительно оказался «тупиковым», рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине. Партнёрский стиль общения помогает убедить моих воспитанников, что без этого поиска логических опровержений многих версий партнёры не могут приблизиться к единственно правильному решению. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, просчитывают нерезультативный путь и отказываются от него. Малоактивные дети с пользой для себя участвуют в этой работе, способны совершить в воображаемом плане логические действия и первыми побуждают контролировать действия партнёров и при необходимости корректировать их. Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации. Трудности использования игровых проблемно-практических ситуаций состоят в том, что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально-познавательному общению со взрослыми и сверстниками. А педагог должен последовательно и постоянно без видимой опеки и авторитетного давления, выполняя определённую игровую роль, направлять поисковую деятельность детей. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в познавательном процессе не должны быть случайными. К этому процессу мы с детьми подходим через большую работу, направленную на формирование у них стойких познавательных интересов. Реализовать свою творческую и познавательную активность, индивидуальные возможности — ребёнок может только в практических видах деятельности, поэтому немаловажную роль в самостоятельной детской деятельности играет организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. В свободном пользовании у детей занимательные игры разной сложности, игровые материалы и пособия такие как: «Сложи узор», головоломки, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов, Танграмм, счётные палочки, домино, маршрутные игры, мозаики, блоки Дъенеша, Геоконт, волшебный квадрат Воскобовича и т.д.
Вся работа с детьми построена на основе самостоятельной познавательно игровой деятельности детей. Включая следующие задачи:
развитие интереса к решению познавательных, творческих задач
умение воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать
поддерживать интерес к творческому процессу познания
умение самостоятельно находить решения
развивать образное и логическое мышление
Реализуя эти задачи, в работе с детьми использовала разнообразные игры, задания, задачи-шутки. На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем усложняла варианты. Эти занятия способствовали развитию воображения, пространственного мышления, смекалки. Разнообразя и усложняя игровые задания, предлагала детям головоломки, например, составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек; преобразовать какой - либо предмет - из цветка сделать звезду. Для развития и поддержания интереса у детей к математическим играм, создавала игровые ситуации, например, коту Матроскину необходима помощь, Карлсон прислал письмо, Незнайку надо научить, Маша пришла в гости. Это оживляло занятия, делало интересными и эмоциональными. Дети свободно рассуждали, доказывая правильность решения. Старалась разнообразить игры, придумывала игры – задания. Много можно придумать игр – заданий используя блоки Дъенеша, на которых дети упражнялись в определении геометрических фигур, в закреплении знаний цвета, величины, нахождения закономерностей, например, «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по форме», что выше, что ниже, «Сделай так же». Играя в эти игры, дети учились сравнивать, рассуждать, выполнять правила.
В следующей группе задачи усложнялись. Знания и умения, полученные детьми ранее, позволили усложнить алгоритмы в играх, например, «Собери бусы» (по двум признакам: цвет и форма) и т.д. Предлагала игры на нахождение закономерностей, игры на составление целого из частей.
В работе с детьми старшего возраста использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам. Сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерности алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий, творческие занятия, практические упражнения на основании всех видов задач предлагала в интересной ребятам форме, стараясь развивать самостоятельное творчество, инициативу. При первичном знакомстве с играми дети рассматривали элементы, группировали, составляя из двух — трёх элементов новые формы, силуэты предметов, животных. Так же предлагалось составить силуэт по расчленённому образцу. Дальнейшее освоение происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Блоки Дъенеша». В играх «Сложи так же», «Что изменилось?», «Геоконт», палочки Кюизинера, «Угадайка», - дети упражняли своё внимание и память. Подготовила детям игры — задания на развитие ориентировки в пространстве и нахождение закономерности. Продолжая работу по блокам Дъенеша, задания для детей усложнялись по сравнению со средней группой тем, что детям необходимо разделять фигуры по трём – четырём признакам (форма, цвет, величина, толщина). Вносятся условные обозначения. Находя решение игр — заданий, дети делают свои умозаключения, выбирают нужное решение из множеств вариантов. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр, ситуаций, подбирали пособия, в играх самостоятельно выстраивали логические цепочки, умея их обосновать, доказать. Так постепенно инициатива в играх переходит к детям. Они перестают обращаться за помощью, увлечённо ищут новые решения задач. Меня радует возросшая инициатива и творчество в деятельности детей. Они научились в определённой последовательности выполнять действия, выявлять составляющие части, планировать характер действий, и осуществлять контроль правильных решений. Вся эта работа проводилась в тесном контакте с родителями. Были проведены консультации, где рассказывалось, как заинтересовать детей такими играми, родители ознакомились с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могут использовать для досуга дома. На консультациях знакомила родителей с новинками игр математического характера. Результаты проведённой работы дают возможность утверждать, что использование игровых проблемно-практических ситуаций повысили у детей понимание необходимых знаний при решении нестандартных практических ситуаций.Дети приобрели познавательный и практический опыт реализации поисковой деятельности; опыт отработки алгоритма поискового поведения. Дети научились усваивать познавательную информацию не про запас, а с целью регуляции игровых и практических действий. Развитие эвристического мышления помогает им не бояться ошибок, взаимодействовать с партнёрами, а самое главное у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания. Итогом работы будет проведение развлечений математического и познавательного содержания. Во всех этих мероприятиях, в подготовке к ним активно привлекаются родители. Такое содружество в работе принесет свои плоды: поможет закрепить знания детей, поддержать стойкий интерес к математической деятельности, укрепить уважение и доброжелательность между детьми, родителями, педагогами.
Анализируя свой педагогический опыт, прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования игрового материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям. Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте успешными своих детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Абашина В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. С. 4-12.
МихайловаЗ. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов ДОУ - СПб., 2002. - 112 с.
Смирнов С. А., Котова И. Б., Шиянов Е. И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии Москва: Издательский центр: «Академия», 2009.
Тихомирова Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей– Екатеринбург: У – Фактория, 2006. - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории своего края и села с учетом ФГОС»
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Присвоение родной культуры – важная задача развития ребенка и составляющая процесса патриотического и духо...
Статья.Формирование у дошкольников познавательных интересов через проектную деятельность.
Развитие познавательного интереса как сложного личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную ситуацию. И т...
Презентация "Формирование у дошкольников познавательных интересов об объектах окружающей среды через коллекцию"
Презентация "Формирование у дошкольников познавательных интересов об объектах окружающей среды через коллекцию"...
Формирование у дошкольников познавательного интереса к миру профессий через проектную деятельность
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого...
Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения.
Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения»....
«Развитие познавательного интереса через развивающую игру Никитиных «Сложи квадрат».
Изучение методики развивающей игры Никитиных «Сложи квадрат»....
сообщение: "Развитие познавательного интереса через интерактивные игры и анимационные презентации"
Одним из средств поддержания и развития интереса на ранних стадиях его становления является игра. Интерактивные игры-презентации способствуют развитию внимания и усидчивости детей. Реализуются игры с ...