Конспект совместной деятельности педагога с детьми "Русский костюм"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Соколова Валентина Ивановна

Это занятие знакомит детей с русским костюмом. Воспитывет интерес детей к народным промыслам: шитью, вышиванию. Развивает речь детей через знакомство с народными половицами и поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kostyum.docx129.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №79  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

http://festival.1september.ru/articles/588168/presentation/1.JPG

        

     «Русский костюм»

Воспитатели:

                                     Александрова А.М.  

                                                              Соколова В.И.

                                                Санкт Петербург            

Программное содержание:

1.Познакомить детей с русским костюмом.

2.Воспитывать интерес детей к народным промыслам:

   шитьё, вышивание, отделка костюма по народному орнаменту.

3.Развивать речь детей: использовать и употреблять пословицы и народные поговорки.

4.Активизировать словарь детей за счет слов: сарафан, косоворотка, кокошник, порты, нечисть, челнок, кут, холсты.

Ход занятия:

        Дети входят в русскую избу.

   Хозяйка встречает детей поклоном, здоровается: «Здравствуйте, гости дорогие!». Рассаживайтесь по лавкам. Посмотрите на меня, как я сегодня одета: на мне русский народный костюм – расшитая тесьмой кофта и русский сарафан, обшитый тесьмой с русским орнаментом. В сарафан вставлены клинья, чтобы он был широким, а в тесьме использовались травянистые узоры, узкие длинные листья.

  У меня праздничный наряд. Так одевалась хозяйка дома, когда приглашала к себе гостей.

                       «Хозяйка в дому, что оладышек в меду,

                        Сама прибирает, сама подавает,

                        Сама одним одна за все отвечает».

  На голову, в праздники, молодушки надевали кокошники с разными украшениями, отделками. Молоденькие девушки и девочки плели косу и повязывали тесьму.

Расскажите, какая на мне кофта, какой сарафан?

 Дети рассматривают и рассказывают.

А на Руси дети одевались иначе, чем вы. Посмотрите, перед вами одежда девочки и одежда мальчика. Девочки носили сарафаны-летники, рубашки. На голову надевали платочки, повязывали тесьму, а на праздник надевали кокошник. Мальчики надевали порты (штаны), рубахи-косоворотки, подвязывались пояском. Пояс был необходим в одежде, так как считалось, что опоясывание хранит человека от бед и невзгод, от всякой нечисти. Одежда детей была яркой. Но праздник кончался, одежда снималась и пряталась до другого праздника. На ночь, чтобы волосы не путались, одевали колпак. Какую поговорку мы знаем про колпак? Про колпак мы скажем так: «Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, да  перевыколпаковать».

   Нравится вам одежда детей? Давайте наденем на себя эти костюмы и встанем в хоровод посреди избы. Посмотрите в окно, на улице дождик. Давайте попросим, чтобы он перестал, и нам радостно было бы водить хоровод:

                            «Дождик, дождик перестань.

                              Куплю Маше сарафан,

                              Останутся деньги,

                              Куплю Маше серьги.

                              Останутся пятаки,

                               Куплю Маше башмаки.

                              Будет Машенька ходить

                              И обновочки носить.

    Все движения сопровождаются показом по тексту.

Нарядные костюмы и повседневная одежда были из ткани. А готовых тканей в русской деревне не было. Всю ткань ткали на  самодельных ткацких станочках. Вот примерно на таком, как я держу в руках. Я покажу, как челнок ходит по ниткам. Ниточка за ниточкой – взад вперед, близко одна к одной, плотно, чтобы полотно было прочным. Так и получалась ткань, а из неё шили одежду, примерно такую, в которую вы сейчас одеты. А потом водили разные хороводы, играли в игры. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Жмурка». В середине стоит «бабушка» (выбираем считалкой), мы пойдем по кругу и будем говорить:

                               «Бабушка, бабушка – пора в пир».

                                Бабушка-жмурка отвечает:

                                «Не в чем. В рогоже – негоже.

                                 В лукошке – покато».

            Дети отвечают:

                                 «На крылышках полетай».

При последних словах все останавливаются. Жмурка встаёт перед любым игроком и старается узнать его по голосу. Игрок говорит: «Иди в кут, где холсты ткут. Там тебе холстик дадут». Если узнает, чей голос – игрок становится жмуркой.

   Игра повторяется.

Хозяюшка: «Понравилась игра? Для следующего раза припасена другая. Приходите, себя и гостей повеселите».

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...

конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению интегрированной деятельности «Мастерская»

Проектирование интегрированные формы работы с детьми дошкольного возраста:...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации детской деятельности в режиме дня во второй группе раннего возраста экспериментальная деятельность

Тема: Тонет – не тонетЦель: развитие у детей познавательного интереса, желания заниматься поисково-познавательной деятельностью....