Конспект НОД ОО «Познание» «СТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ БЛОКАДНЫХ ГРАММ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе к дню Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_sto_dvadtsat_pyat_blokadnyh_gramm.doc | 712 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
ОО «Познание»
в подготовительной группе
«СТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ БЛОКАДНЫХ ГРАММ»
Нет! – сказали мы фашистам,
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот».
С.Михалков «Быль для детей»
Актуальность:
Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — я считаю важной частью в своей педагогической деятельности.
К сожалению, во время приема пищи в группе было замечено не всегда уважительное отношение к хлебу: дети могли раскрошить хлеб и даже бросить.
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого фашистами города. А людям нужно было работать, жить, выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Во время ВОВ жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней и ночей вражеской блокады. Жители города получали 125 грамм хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, выжить, но и победить. Много жителей Ленинграда погибли в дни блокады от голода.
На Пискарёвском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».
Люди, видевшие и пережившие войну, голод, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи, хлеба в мусорное ведро.
Цель:
Расширение представлений у детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;
Формирование основ патриотизма. Знать цену хлеба.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о жителях блокадного Ленинграда в годы ВОВ.
Учить помнить героическое прошлое наших участников войн.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, уважение к её историческому прошлому и гордость за её великую победу и благодарность за подвиги соотечественников в годы Великой Отечественной Войны.
Воспитывать уважение в память павших бойцов.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы - восприятие, память, внимание, воображение, образное мышление и мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Расширить словарный запас, связную речь, активизировать словарь.
Словарная работа: блокада, «дорога жизни», паёк.
Ожидаемый результат:
Собрать информацию, картинки, создать альбом «Блокадный Ленинград» - о тяжёлых временах в годы Великой Отечественной Войны, о подвигах.
Предварительная работа:
1. Подборка книг, иллюстраций и картин.
2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей – о защитниках Отечества, о Великой Отечественной войне, о подвигах.
В. Степанов «Рассказ ветерана»
Ю. Збанацкий «Щедрый ёжик» М. «Детская литература», 1975г.
О. Глинской «Прости меня, хлеб»
С.Михалков «Быль для детей»
А. Митяев «Землянка»
Л. Кассиль «Твои защитники»
А. Твардовский «Василий Тёркин»
С. Алексеев «Дом»
3. Информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
4. Подготовка тематической выставки детских рисунков, посвященной к 9 Мая ко Дню Победы.
5. Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.
6. Экскурсии к памятным местам к Вечному огню, к памятнику погибшим войнам, возложение цветов к памятнику, минута молчания, встречи с участниками войн, с ветеранами.
7. Посещение библиотеки и музея.
8. Слушание песен на военную тему.
В группе создан уголок о патриотическом воспитании, где мы собрали материалы с символикой нашей страны, нашей республики, папки передвижки, информацию о Дне Победы.
На тематическом празднике «День Победы!» стояла главная задача: воспитывать чувство гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Методы и приёмы:
Сюрпризный момент (загадка)
Метод решения проблемной ситуации.
Беседы.
Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.
Чтение художественных произведений, заучивание стихов, повторение новых слов.
Работа в книжном уголке.
Целевые прогулки и экскурсии
Встреча детей с защитниками Отечества, с ветеранами ВОВ.
Праздник:
« Этот День Победы – порохом пропах»
Материал:
Картинки, иллюстрации;
Художественное слово;
Ход совместной образовательной деятельности:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдёт речь?
Загадка о хлебе:
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый… Хлеб
- Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек чёрного хлеба. (Показываю на ладошке чёрный хлеб.)
- Как вы думаете, почему я хотела поговорить именно о хлебе в канун праздника Дня Победы? (Ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны на жителей города Ленинграда ( Санкт – Петербург) напали фашисты. Началась блокада. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей они были самые страшные, обрушился страшный голод, а для жителей города блокада означала – смерть. Никакого подвоза продовольствия к городу не было.
- Кто из вас, ребята, слышал это слово - блокада? Как вы думаете, что оно обозначает? (Дети высказывают предположения)
Вражеские немецкие войска захватили, взяли в кольцо славный непокорный город Ленинград, блокировали его, никто не мог проникнуть в город и выйти из него. Именно это и называется блокадой.
В городе оставалось более трёх миллионов жителей, среди которых были и дети, кругом был слышен вой сирены, постоянные обстрелы, летящие с неба бомбы. Люди жили в разрушенных от бомбежек домах, без света, тепла, воды и еды. К людям все ближе подкрадывался голод, они болели, замерзали, страдали, погибали, но верили, что про них не забыли, о них помнят.
- Кто из вас слышал рассказ или видел по телевизору, как ленинградцы питались, чем кормились во время блокады? (Дети деляться своими знаниями)
В это время главным врагом Ленинграда был голод, для жителей самым вкусным и сладким для них была не конфета, а единственный продукт питания был вот такой (фото№1 и кусок хлеба чёрного) крошечный ломтик черного хлеба, который выдавали по специальным карточкам (фото №2). Кусочек хлеба был так мал. Что человек не ощущал его на руке, а это было всё, что можно было съесть.
Наш хлебный, суточный паек,
Ладонь и ту не закрывает.
Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
… О, мы познали в декабре -
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь…
О.Берггольц «Ленинградская поэма», 3 глава
И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью! Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере, не возобновляется!» Она была дороже денег, картин и шедевров искусства.
Пайка блокадного хлеба.
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба —
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок, он был некачественный, пополам с целлюлозой и прочими примесями.
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был — из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко — чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали…
Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг безпощадно бомбил город и днём и ночью. Лишь только одна дорога связывала блокадный осаждённый город с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином, поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев, по ней смогли эвакуировать, вывозить часть населения (обессиленных от голода и холода людей — женщин, детей, стариков) и доставляли самые необходимые продукты, медикаменты, боеприпасы для войск, поэтому её назвали «Дорогой жизни». (фото№3,4)
Дорогой жизни шёл к нам хлеб.
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле.
Страшней и радостней дороги.
О.Берггольц «Ленинградская поэма» 4 глава
Дорога жизни.
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Всё же идет машина.
Хлеб в Ленинград везет
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас! (фото№5)
- Как вы думаете, что такое «дорога жизни»? ( Ответы детей)
В память о Блокаде Ленинграда было написано большое количество стихов, картин, музыкальных произведений. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба. (фото№6)
- Как вы думаете, глядя на вас, наши прадеды обрадуются, за то, что вы бережно относитесь к хлебу?
-А всегда ли вы всё съедаете? ( Ответы детей)
-Вызовет ли радость у старшего поколения то, что вы знаете цену хлебу, умеете беречь его?
Рефлексия:
-О чём мы беседовали?
-Почему в городе сложилось тяжелое положение?
-Что такое блокада?
-Сколько дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда?
-Что такое «Дорога жизни»?
-Где она проходила?
-Какие вы испытываете чувства, когда слушали стихи о блокадном Ленинграде?
Используемая литература:
- Журнал «Дошкольная педагогика» апрель - 2010 год, стр. 67 (Рекомендательный список литературы «Что читать дошкольникам о Великой Отечественной войне»)
- Дошкольникам о защитниках Отечества.
- Белоусова Л.Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед – рассказов для детей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. стр.8-15, картинки
Интернет ресурсы:
- http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru – стихи
- http://zdocs.ru/docs/index-873287.html- картинки
- http://moi-portal.ru/novosti/4761.html картинка в музее
- http://bpressa.com/624/- картинка карточка хлебная
- http://neugasimaya.livejournal.com/-картинка картинка хлеб на ладони
ПРИЛОЖЕНИЕ:
№1 №2
№ 3 №4
№5 №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технология познания предметного мира детьми пятого года жизни средствами моделирования
Овладение детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования....
Формирование Элементарных Математических Представлений. Познание. Четыре и Пять
конспект НОД по ФЭМП. Знакомство со следующим числом (четыре и пять)...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ. Тема: «Где живут чудеса» (Двадцать пять лет нашему детскому саду «Берёзка»).
План-конспектнепосредственно образовательной деятельностис дошкольникамив подготовительной к школе группе с использованием ИКТ.Тема: «Где живут чудеса» (Двадцать пять лет нашему детскому саду...
Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"
Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...
"125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам..."
Сценарий урока мужества, посвященный блокаде Ленинграда...
Проект "125 Блокадных грамм"
Проект «125 блокадных грамм» несет в себе не только цель педагога, сформировать у детей бережное отношение к хлебу и дать детям представление о тяжелой жизни ленинградцев в годы ВОВ ...
125 Блокадных граммов
Рецензия на методическую разработку....