"125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам..."
методическая разработка (старшая группа)

Борноволокова Елена Валерьевна

Сценарий урока мужества, посвященный блокаде Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_125_blokadnyh_gramm_1.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ № 38 «Детский сад Будущего»

СЦЕНАРИЙ

«125 БЛОКАДНЫХ ГРАММ С ОГНЕМ И КРОВЬЮ ПОПОЛАМ...»

составила

старший воспитатель

Борноволокова Елена Валерьевна

 

ГО Богданович Свердловской области

2019

Задачи: воспитывать патриотические чувства, средствами эстетического воспитания побуждать детей  уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой Отечественной войны. Воспитывать нравственные  качества и чувства: сопереживания, отрицательного отношения к насилию, к уничтожению человека, к нарушению прав человека, его свободы, осуждение того, что ведёт к человеческих жертвам.

 Предварительная работа: беседы о Великой Отечественной войне; рассматривание фотослайдов и кинохроники блокады Ленинграда; прослушивание и разучивание песен о Великой Отечественной Войне

Оформление зала: атрибуты, посвящённые празднику; создание презентации «Блокадный хлеб»

Ход мероприятия:

Зал украшен торжественно, на центральной стене – знамя Победы. На экране заставка «Снятие блокады». Звучит аудиозапись  песни «Давным-давно», дети заходят в зал, присаживаются на стульчики.

Ведущий 1: В одном красивом городе жила девочка Таня. У неё была дружная семья: мама, бабушка, братишка и сестренка. Танечка была очень счастлива, ведь все любили её. По праздникам вся семья собиралась вместе: они пели, шутили, веселились. А в выходные Таня с мамой гуляли в парке, по улицам родного города. Жила Таня в городе Санкт-Петербурге. Это сейчас он так называется, а тогда, когда в нем жила Таня, город назывался Ленинград. И вдруг, в один летний день все изменилось...

Запись песни «Священная война» (муз. Б. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)
Ведущий 2: На нашу страну вероломно, без всякого предупреждения напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война... Страшная, беспощадная...

Ведущий 1: Осенью 1941 года фашистские войска подошли и к Ленинграду. Фашисты хотели не просто захватить город, они хотели стереть его с лица Земли. Чем же был так ненавистен этот город для немцев? В нашей стране есть два главных города – Москва и Санкт-Петербург (Ленинград). В народе говорят, что Москва – это сердце страны, а Ленинград – её душа. Немцы считали, что если уничтожить этот город, то наш народ покорится захватчикам.

Ведущий 2: Немецкие войска окружили город со всех сторон.

На экране слайд с картой блокады Ленинграда.

 Посмотрите на карту, на что это похоже? (круг, кольцо) Такое кольцо называют блокадой. Все дороги, которые вели к городу, были захвачены врагами. В город нельзя было не въехать, не выехать. Потянулись страшные дни. Всего их было 900.

Ведущий 1: Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все от мала и до велика, и старики, и дети.

Ведущий 1: Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких. А нужно было продолжать жить. Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды. Дети помогали взрослым в борьбе против фашистов, работали наравне с ними.

Песня: «Им было всего лишь двенадцать, но были они Ленинградцы» -

Ребенок 1: От взрывов продыху не знали,

Те, кто уехать не смогли.

И днем, и ночью шла бомбёжка,

И днём, и ночью шёл обстрел.

На клумбах не цветы, росла картошка:

Защитник есть хотел.

Ведущий 2: Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой.

Ребенок 2: Черные окна,

И взрывов гул.

В грохоте, гари

Питер тонул.

Хмурые лица

И взгляд потухший.

Город унылый,

Серый и скучный

Ведущий 1: Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.

Ребенок 3: Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

...Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот.

На слайде кинохроника блокадного Ленинграда.

Ведущий 2: Так как все дороги в город были захвачены фашистами, то в него не могли привезти никаких продуктов. Скоро начался голод. Воду ленинградцы набирали на реке, потому что в городе снег был грязным от бомбежек. А хлеб получали в магазине, но не за деньги. Каждому жителю Ленинграда давали вот такой кусочек хлеба в день. Но хлеб не был таким как сегодня. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, древесной пыли.

Я вспоминаю хлеб блокадных лет, 

Который в детском доме нам давали. 

Не из муки он был - из наших бед, 

И что в него тогда только не клали! 

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, 

С корой. Колючий так, что режет десна. 

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой, 

На праздник, очень редко - чистый просто.

Ребенок

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Ведущий1:Хлеб выдавали по специальным хлебным карточкам. Посмотрите внимательно на них (на слайде фото хлебной карточки дети рассматривают карточки). Они были дороже золота, дороже денег. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Ведущий 2: Давайте сравним наше меню с меню детей блокадного Ленинграда. Расскажите, что вы кушали на завтрак, что на обед, а что на ужин? А теперь посмотрите, что кушали дети во время войны: на завтрак - хлеб, на обед - остатки хлеба, кружка горячей воды, на ужин - кисель из обойного клея. Он был не очень вкусным, но все же съедобным. Вес хлеба  125 граммов. Смотрите, это норма хлеба на один день зимы, кроме хлеба ничего не было.

Ведущий 1: Покажите, как вы едите хлеб. (дети имитируют жевание хлеба) Блокадный хлеб ели по-другому. Его клали на ладонь, отламывали маленький кусочек и долго-долго жевали. Нужно было, как можно дольше жевать. А когда весь хлеб был съеден, подушечками пальцев собирали на середину ладони все крошки, аккуратно губами, словно хотели поцеловать, съедали их... (Дети изображают как ели блокадный хлеб)

Ведущий 2: Мужественно переживали все трудности и взрослые, и маленькие жители Ленинграда. Город постоянно обстреливали самолеты с воздуха. И тогда наша девочка Таня слышала такой сигнал

Звучит запись «Воздушная тревога»

Как вы думаете, что делали люди, услышав этот звук? (ответы детей) Они прятались в бомбоубежища – специальные помещения, которые находились в подвалах.

Ведущий 2: А после отбоя воздушной сирены люди слышали такой звук.

Звучит запись «Звук метронома»

Что вам напоминает этот звук? (Ответы детей: он напоминает звук биения сердца) Этот звук издавал метроном. Он напоминал всем, что жизнь в городе продолжается. В те тяжелые дни звук метронома не затихал ни на минуту. И люди не отчаивались, верили, что Родина помнит о них.

Ведущий 1: Ребята, я предлагаю получить кусочек хлеба обменяв талон.

Звучит аудиозапись «Реквием». Дети обменивают хлебную карточку на кусочек хлеба 125 г.

Ведущий 1: Чтобы никогда не повторилось это страшное время, мы с вами должны помнить всех, кто пережил ту страшную блокаду, кто не дожил до победы. Во всем мире всех погибших вспоминают минутой молчания. Давайте и мы с вами почтим минутой молчания всех солдат, которые погибли, освобождая Ленинград,

Запись голоса Юрия Левитана оснятии блокады с Ленинграда.

Ведущий 2:  27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все праздновали победу, на улицах все обнимали друг друга.

Танец «Спасибо вам, родные наши деды»

Использованные материалы и интернет-ресурсы:

1. Гайдаенко Е.А."Классные часы и коллективно-творческие дела".-1-4 классы,2016.

2. Музыкальная палитра. №2 – 2008г

3. Музыкальный руководитель №3- 2009г

Интернет – ресурсы:

http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познание» «СТО ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ БЛОКАДНЫХ ГРАММ»

НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной  группе к дню Победы....

Занятие по валеологии «Из чего состоит кровь. Переливание крови»

Занятие по валеологии для детей подготовительной группы ДОУ....

Проект "125 Блокадных грамм"

Проект «125 блокадных грамм» несет в себе не только цель педагога, сформировать у детей бережное отношение к хлебу и дать детям представление о тяжелой жизни ленинградцев  в годы ВОВ ...

125 военных грамм

Воспитание в детях патриотизма, уважения, и аккуратности ....

125 Блокадных граммов

Рецензия на методическую разработку....