технология познания предметного мира детьми пятого года жизни средствами моделирования
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Овладение детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология познания предметного мира детьми пятого года жизни средствами моделирования | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
город окружного значения Нижневартовск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 77 «Эрудит»
Воспитатель первой квалификационной категории
Старченко Светлана Михайловна
г. Нижневартовск
2010
|
ПАСПОРТ ТЕХНОЛОГИИ
Наименование технологии | Технология познания предметного мира детьми 4 – 5 лет средствами моделирования |
Рецензент | Кандидат педагогических наук, доцент Телегина И.С. |
Организация исполнитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образователь-ное учреждение детский сад компенсирующего вида № 77 «Эрудит» |
Адрес организации исполнителя, телефон, факс | 628600 Город Нижневартовск, улица Интернациональная 45 «А», телефон 8 (3466) 260787, факс 8 (3466) 260068 |
Ф.И.О., должность автора | Старченко Светлана Михайловна - воспитатель первой квалификационной категории |
Целевые группы | Дошкольники пятого года жизни с нарушениями опорно – двигательного аппарата |
Цель технологии | овладение детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования. |
Направленность технологии | Ассоциативно-рефлекторная, развивающая |
Вид | Дополнительная |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Уровень освоения технологии | Общепедагогическая |
Краткое содержание | Технология направлена на познание предметного мира воспитанниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата с использованием моделирования. Способствует ознакомлению детей с предметным миром, раскрывая действенные особенности предметов, закономерные связи, упорядочивая их ориентировочно–познавательную деятельность и формируя наглядно-схематическое мышление. В технологии, представлена схема предметного мира, объединившая предметы в три тематических блока: 1 блок: Предметы, которыми ребёнок постоянно пользуется: 2 блок: Предметы, которыми ребенок не действует: 3 блок: Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей: Последовательность реализации технологии подчинена логике обучения детей моделированию значительно расширяя возможности познания детьми предметного мира. Технология опирается на широкое использование разнообразных форм работы с детьми включая игровую деятельность Представлен инструментарий по изучению уровня познания детьми предметного мира. Даны методические рекомендации по использованию данной технологии всеми участниками образовательного процесса. |
Срок реализации | Один год |
Прогнозируемый результат: |
|
Пояснительная записка
В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) дана характеристика ребёнка дошкольного возраста, где подчёркивается, что он проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), показывает интерес к символическим языкам, графическим схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, в том числе, и предметным миром. Предметы окружают ребёнка всю жизнь, поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
Современная педагогическая наука считает, что познание дошкольников с предметным миром имеет особое значение в их развитии. Предметный мир, являясь первым объектом деятельности ребёнка, становится и первым объектом его познания. Чем больше ребёнок познаёт мир предметов, тем больше учится ориентироваться в его многообразии, правильно использовать по назначению в разных видах деятельности, тем богаче его знания об этом мире. Предметы характеризуются признаками, которые ребёнок познаёт с помощью мыслительных операций и именно это обеспечивает развитие его личности. (О.В.Дыбина, М.В.Крулехт, Т.С.Комарова).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 77 посещают дети с нейро–ортопедической патологией.
Учитывая литературные данные (И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук) и опыт работы МБДОУ с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата, выделен ряд специфических затруднений характерных для данной категории детей:
- не все дети имеют необходимый запас знаний, навыков и умений, который способствует усвоению программного материала;
- у некоторых из них недостаточно сформированы представления о предметах и явлениях окружающей действительности, элементарные языковые обобщения, бедность и поверхностность знаний о сезонных явлениях в природе, а так же неумение детей опереться на имеющиеся конкретные представления и при необходимости сделать какие-либо выводы, умозаключения;
- из-за бедности запаса конкретных представлений и элементарных общих понятий детям постоянно требуется наглядная опора. Более или менее поняв представленный наглядный материал и установив самостоятельно последовательность событий, эти дети испытывают большие трудности в составлении рассказа по ним, не умея полностью раскрыть сюжет и установить логические связи.
Увеличение и усложнение осваиваемой детьми информации об окружающем мире требует от современного педагога поиска эффективных средств активизации их познавательной деятельности, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и позволяющих им адекватно и самостоятельно овладевать знаниями и умениями, действовать в окружающем мире, с окружающими предметами, проявлять свою индивидуальность.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность в познании, предметного мира является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Психологами А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин доказана доступность метода моделирования для дошкольников шести – семи лет.
Однако недостаточно изучены особенности и возможности развития моделирования у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата пятого года жизни, в котором существуют предпосылки его совершенствования, такие как освоение знаково-символической деятельности: замещение, моделирование. В то же время освоение детьми данного возраста приемов моделирования, как средства познания целесообразно, поскольку позволит устранить противоречие между обобщённостью осваиваемого в дошкольном возрасте содержания (знакомство с объектами предметного мира, их признаками, свойствами и качествами) и доминирования наглядно-образного мышления. Кроме того, образовательная программа «Истоки» предполагает знакомство детей с окружающими предметами и объектами природы, используя модели начиная с шестилетнего возраста.
Налицо противоречие между потребностями системы дошкольного образования в использовании моделирования как вида познавательной деятельности детей пятого года жизни в познании предметного мира и отсутствием технологии его применения.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему, провести теоретическое обоснование и апробирование педагогической технологии применения метода моделирования в процессе познания предметного мира детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата начиная с пятилетнего возраста.
Цель: овладение детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования.
Задачи:
1. Обучить воспитанников действиям экспериментального и моделирующего характера, развивая и активизируя мыслительную деятельность, научить узнавать по заданной модели предметы.
2. Развивать у детей умение преобразовывать предмет, активизируя внимание, любознательность, обучать составлению модели.
3. Обеспечить единое образовательное пространство через совместную деятельность педагогов ДОУ и родителей, с целью закрепления представлений о предметном мире, сформированных в совместной и самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат работы.
- Ребенок владеет высоким уровнем познания окружающего предметного мира: умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета, рассказывать по теме, обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.
- Ребенок самостоятельно кодирует и декодирует информацию о предмете, окружающей действительности с помощью мнемотаблиц. Составляет небольшие рассказы по пройденной теме (одежда, транспорт и т.д.).
3. Повышается активность родителей в совместной деятельности с педагогами ДОУ с целью закрепления у детей представлений о предметном мире, сформированных в совместной и самостоятельной деятельности.
Концептуальная основа
В современной психологической науке существует ряд концепций, предполагающих своё понимание процесса усвоения знаний отдельным человеком и, соответственно, структуры его познавательных действий.
▪ Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн и др.). Суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, но также устанавливать и воспроизводить связи (ассоциации) между отдельными событиями, фактами, в чём-то сходными и различными. Согласно этой теории, усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных. В ходе обучения ассоциации непрерывно изменяются, преобразовываются, расширяются и удлиняются ассоциативные ряды.
Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определённую логическую последовательность, которая включает в себя следующие этапы:
- восприятие учебного материала;
- его осмысление, доведение до понимания внутренних связей и противоречий;
- запоминание и сохранение в памяти;
- применение усвоенного материала в практической деятельности.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:
- формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
- подача учебного материала в определённой последовательности;
- демонстрация и закрепление в упражнениях различных приёмов умственной и практической деятельности;
- применение знаний на практике.
▪ Активизация деятельности воспитанников через игровые педагогические технологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) – обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды.
▪ Повышение эффективности технологии основано на идеях Ж.Пиаже, П.П.Блонского – детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи и детали.
Возможность облегчить процесс обучения, освоить детям увеличивающуюся и усложняющуюся информацию об окружающем предметном мире требует поиска эффективных средств активизации их познавательной деятельности. Одним из таких средств, обеспечивающих успешность познания, является использование моделей и активное участие детей в процессе моделирования.
Применение педагогом метода моделирования на занятиях делает процесс обучения для ребёнка более привлекательным, обеспечивая мотивационный и эмоциональный настрой, заметно увеличивая его работоспособность.
Образовательные технологии:
- Личностно – ориентированная ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
- Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.
- Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самосто-ятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
- Индивидуализации обучения – форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует только с одним ребенком. Достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ребенка, так и педагога.
- Здоровьесберегающи - правильное дыхание, оптимальный двигательный режим, профилактика нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, психофизическая тренировка обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья за период посещения дошкольного образовательного учреждения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Принципы технологии
Технология познания детьми пятого года жизни предметного мира средствами моделирования строится на основе следующих дидактических принципах:
- Принцип систематичности и последовательности - по мнению Н.Н.Поддьякова, «Наиболее существенные сдвиги в умственном развитии ребёнка являются результатом усвоения не каких-то отдельных знаний и умений, а определённой системы знаний, отражающей существенные связи и зависимости той или иной области действительности, и их форм мыслительной деятельности, лежащих в основе этой системы знаний. Материал, упорядоченный в целостную систему простым принципом построения, легче усваивается, материал разрозненный, чем случайный»
- Принцип доступности – доступность обучения определяется возрастными особенностями дошкольников и зависит от их индивидуальных особенностей.
- Принцип научности – на каждом шагу обучения детей предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания.
- Принцип наглядности.
- Принцип стимулирования активности детей в разных видах деятельности (познавательной, игровой).
Структура педагогической технологии применения метода моделирования в процессе познания предметного мира детьми 5го года жизни
Целевой модуль | Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования. Задачи: I. Познавательная:
П. Развивающие:
III. Воспитательные:
|
Содержательный модуль | В целях повышения эффективности работы в технологии, я составила схему предметного мира, объединив предметы в три тематических блока: 1 блок: Предметы, которыми ребёнок постоянно пользуется: одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, овощи, фрукты и т.д. Задачи: Формировать знания детей о предметах ближайшего окружения (признаки, свойства и качества предметов, их назначение, происхождение), о родовых и видовых понятиях. Учить составлять описательные рассказы, навыки работы с моделями. 2 блок:. Предметы, которыми ребенок не действует: транспорт, электроприборы, проф. инструменты и т.д. Задачи: Формировать знания детей о предметах ближайшего окружения (признаки, свойства и качества предметов, их назначение, происхождение), о родовых и видовых понятиях. Учить составлять описательные рассказы, навыки работы с моделями. 3 блок: Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливая для удовлетворения своих потребностей: пластилин, глина, песок, тесто, ткань, нитки, бумага, дерево, природный материал. Задачи: Формировать знания детей о разных материалах. Учить сравнивать материалы и на основе сравнения выделять свойства и качества. |
Процессуально-деятельностный модуль | Участники образовательного процесса: дети 4-5 лет, воспитатели. Формы работы: а) Специально-организованное обучение. 1. Занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные); - обучение основам моделирования; - формирование обобщенных знаний о предметном мире; - развитие речи (составление рассказов о предметах – по аналогии, описательных, сравнительных, составление описательных загадок с опорой на модель); 2. Экскурсии; 3. Целевые прогулки; б) Совместная деятельность педагога и детей. - игры (дидактические, сюжетные, подвижные); - тематический рассказ воспитателя об окружающих предметах, чтение художественной литературы; - беседы и разговоры с детьми об окружающих предметах, о бережном отношении к ним; - рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций о предметах; - организация выставок детских работ. в) Самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: - игры (дидактические, сюжетные, подвижные) - моделирование обучающей ситуации с игровой мотивацией; - решение проблемных ситуаций; - вопросы поискового характера; - беседы (обобщающие, сопровождающие); -приемы, предполагающие знакомство с окружающим на основе иллюстративного материала; - экспериментирование с материалами (дерево, металл, кожа) - наглядное моделирование; Закрепление познавательного материала осуществляется в игровой деятельности - дидактические игры; Последовательность: поэтапная реализации экспериментальной работы подчинена логике обучения детей моделированию. |
Диагностический модуль | Модернизированная методика М.В. Крулехт «Познание предметного мира детьми 4-5 лет»: исходная (на начало учебного года, итоговая (на конец учебного года). Диагностические методы: игровые задания, игры парами, наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, ведение протоколов диагностики. |
Результативный модуль | Повышение уровня познания детьми предметного мира. |
В соответствии с предложенной структурой разрабатывается технологическая карта познания предметного мира детьми пятого года жизни с нарушениями опорно-двигательного аппарата согласно лексическим темам.
Технологическая карта работы (приложение 1)
Технологическая карта работы предусматривает последовательность операций по освоению дошкольниками приемов работы с моделями:
1 этап: Подготовительный.
Цель: знакомство детей с моделью (мнемотаблица).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовых моделей и готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
2 этап: Основной.
Цель: знакомство с общими моделями кодирования информации о предметах.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, посуда, мебель, транспорт, одежда и т.п.)
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, яблоко и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием наводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
3 этап. Творческий
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
В соответствии с возрастными особенностями детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата пятого года жизни, в технологии разработаны занятия углублённо – познавательного и обобщающего типа, где используется методы, включающие разнообразные исследовательские действия, работу по обучению моделированию (приложение 2). Дети учатся активно сравнивать, обобщать, анализировать, строить умозаключения, делать выводы. Взрослый побуждает ребят к сотрудничеству в проблемных ситуациях. При этом важно избегать прямого руководства: директивных советов, готовых рецептов и рекомендаций.
Наводящими вопросами взрослый побуждает детей к исследовательским действиям для выделения признаков предмета.
Одновременно они составляют мнемотаблицу (подбирая соответствующие карточки, выделенных признаков), которая в конце занятия помогает им описать предмет. Знакомство детей с различными способами замещения на занятии проходит с помощью ответа на поставленные вопросы:
- «что нам помогает увидеть яблоко - его цвет, форму, величину?», - глаза
(на доску помещается карточка с изображением «глаз»;
- «какой карточкой можно обозначить цвет предмета?» - карточкой с цветом предмета и т.п.
Не менее важны интегрированные занятия, специфика которых состоит в том, что они представляют собой взаимосвязь содержания нескольких разделов программы, направленных на решение одной познавательной задачи
Для познания детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата многообразия предметного мира недостаточно одних только занятий, поэтому мной в технологии используются такие формы работы, как экскурсии, целевые прогулки с наблюдениями за окружающим миром и предметами. Выбор данного вида деятельности обоснован тем, что в ходе их проведения происходит накопление и обогащение познавательного опыта детей, расширение кругозора и знаний о предметах (приложение 3).
Технология опирается на широкое использование игровой деятельности. Использование игровой ситуации помогает воспитанникам активно, с увлечением выполнять действия и называть существенные признаки предметов. Детям предлагается играть, упражняться, размышлять вместе с игровыми персонажами, приходить им на помощь. В совершенствовании и закреплении знаний детей о предметном мире особая роль отводится организации дидактических игр (приложение 4).
Таким образом, моделирование в процессе познания детьми предметов, при использовании разнообразных форм организации, методов и приёмов, повышает их способности: они лучше ориентируются в мире предметов, осваивают способы действия с ними.
Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику уровня познания предметного мира детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Ее результаты используются в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, составлении индивидуального образовательного маршрута на ребенка с трудностями в усвоении метода моделирования, и в консультировании родителей.
Работа с родителями.
Родители — это «профессия» педагогическая, но очень часто родителям не хватает элементарных педагогических знаний.
Уже на начальном этапе работы с родителями прогнозируется возможность и степень включенности их в работу, объем работы, на который способны родители с учетом различных факторов (профессиональной занятости, материального положения, уровня образования, и т.д.).
Формы работы с родителями:
- привлечение к совместной с ребенком деятельности при проведении конкурсов, экскурсий, выставок, проектной деятельности, подготовке к утренникам и т.д.
- привлечение к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях, и реализации их в повседневной жизни (составление описательных рассказов с опорой на модель, создание мнемотаблиц и т.п.);
- проведение родительских собраний и «дней открытых дверей» с демонстрацией методов и приемов освоения технологии моделирования.
Критерии оценки
Для определения уровня познания предметного мира дошкольниками, за основу взята методика М.В. Крулехт по выявлению представлений детей 4-5 лет о предметном мире, в которой подобраны игровые диагностические задания. Однако, в рамках моей работы этого было не достаточно, поэтому методика дополнена диагностическими заданиями для получения полных данных по формированию познавательного интереса к предметам («Посылка из Простоквашино») и бережного отношения к ним (наблюдение за бережным отношением детей к предметам в процессе самостоятельной деятельностьи).
Так же, опираясь на методику М.В. Крулехт, определены критерии и показатели познания предметного мира детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата пятого года жизни.
Таблица 1
Критерии и показатели уровня познания предметного мира
детьми пятилетнего возраста
Критерии | Показатели |
Полнота представлений | Знает названия предметов. |
Знает назначения и функций предметов. | |
Знает происхождение предметов. | |
Использование детьми представлений о предметах в практ. деят-ти. | Выделяет все признаки в предмете |
Обобщает и классифицирует предметы по существенным признакам (родовые и видовые понятия). | |
Отражает представления в изобразительной деятельности. | |
Использует перцептивные действия. | |
Познавательное отношение к предметам | Проявляет интерес к происхождению и назначению предметов. |
Обращается к взрослым за информацией о предметах. | |
Бережное отношение к предметам. | Без напоминания убирает предметы на место. |
Аккуратно складывает одежду в шкафчик и на стул. |
В соответствии с этими критериями определены три уровня познания детьми предметного мира: высокий, средний, низкий, где высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.
III (высокий) уровень: Ребёнок владеет видовыми и простейшими родовыми понятиями, легко справляется с заданиями на группировку данных предметов. Самостоятельно выделяет признаки и точно называет их, определяет назначение предмета и его функцию, знает происхождение предмета; для обнаружения признаков способен использовать исследовательские действия; самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете. Проявляет познавательный интерес к предметам: о происхождении и назначении предмета, обращается за информацией о предмете к взрослому. Поведение ребёнка характеризуется бережным отношением к предметам.
II (средний) уровень: Ребёнок правильно называет предметы близких видов, затрудняется в группировке предметов по родовым и видовым признакам. Самостоятельно называет незначительное количество признаков; на наводящие вопросы отвечает чаще правильно, перцептивные действия применяет по указке педагога, описательный рассказ составляет с его помощью. Познавательное отношение к предметам проявляется с помощью взрослого: который обращает внимание на предметы, показывает действия с предметом. Чаще всего проявляет бережное отношение к предметам после напоминания.
I (низкий) уровень: Ребёнок часто ошибается в назывании предметов, задание на группировку предметов по родовым и видовым признакам не принимает. Количество выделенных признаков незначительное; признаки не соотносятся с сенсорными эталонами; на наводящие вопросы педагога отвечает редко, перцептивными действиями не пользуется, описательный рассказ составить не может. Познавательный интерес к предметам кратковременный либо не проявляется. Не аккуратно и небрежно относится к предметам.
Литература
- Алексеева, Н. Формирование сенсорных способностей [Текст] / Н Алексеева // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 5. – С. 34 – 36.
- Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2005.- С. 3 – 10.
- Артамонова, О.В. (Дыбина О.В.) Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир» [Текст] / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 72 – 75.
- Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1988. - С. 5 – 8.
- Гризик, Т.И. Обучение детей описанию предметов [Текст] / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 5. – С. 23 – 25.
- Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: Учебное пособие [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. - С. 3 – 23.
- Дыбина, О.В. Игра – путь к познанию предметного мира [Текст] / О.В. Дыбина // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 14 – 28.
- Использование моделирования в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст] / Е.В. Гончарова, Р.И. Капустина, Н.С. Малетина, М.Ю. Краснопольская. – Шадринск: Издательство ПО Исеть, 1997. - 96с.
- Концепция содержания и непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Текст] // Обруч. – 2004. - № 3. _ С. 1 – 7.
- Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир [Текст] / М.В. Крулехт. – СПб: Детство – Пресс, 2002. - 160с.
- Крулехт, М.В. Ребёнок познаёт предметный мир [Текст] / М.В. Крулехт //
- Малетина Н.С. Обучение дошкольников описательной речи / Н.С. Малетина. – Нижневартовск: НГПИ, 2000. – 38 с.
- Сапогова, Е.Е. Моделирование как этап развития знаково – символической деятельности у дошкольников [Текст] / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 1992. - № 5 – 6. – С. 26 – 28.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. С. 14-25, 31-34.
- Ткаченко, Т Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 10. – С. 16 – 21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования
Уже с младшего возраста предлагается использовать моделирование. В среднем дошкольном возрасте целесообразно использовать модели как опору действий....
Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.
Ознакомление ребенка с окружающим миром, очень важно начинать через художественную литературу. С помощью художественной литературы взрослый сеет в душе ребенка "разумное, доброе, вечное"....
Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.
На третьем году жизни ребенка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный хара...
НОД по образовательной области «Познание»(математика) для детей пятого года жизни Тема: «Колобок ищет друзей»
Формировать у детей интерес к математике...
Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни
Художественные произведения помогают ребёнку закрепить представления не только о бытовых процессах, но и о многих предметах, явлениях взаимосвязях окружающего мира ...
Статья "Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни"
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложеннные в до...
Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми 3го года жизни
Важным достижением ребенка от 2ух до 3ех лет является овладении слушанием речи: значительно увеличивается способность концентрации. Дети охотно воспринимают рассказы, сказки, стихи, что значительно об...