Формирование мотивации к учебной деятельности у детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа) на тему

 в материале рассказывается  о формировании мотивации к учебной деятельности с привлечением детского сада, семьи и школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация к  обучению в школе является одной из главных составляющих личностной готовности ребенка к школе.

     Не стоит забывать , что решающую роль в  формировании мотивов учения  играет семья, потому что основные потребности человека, прежде всего социальные и познавательные закладываются в раннем детстве. Интерес к новым  знаниям, навыки  поиска  интересующей  информации, осознание общественной значимости  школьного  учения, умение подчинять свое  «хочу» слову «надо»,  желание трудиться  и доводить  начатое  дело до конца. Умение  сравнить  результаты своей работы  с образцом и видеть  свои ошибки, стремление  к успеху  и адекватная  самооценка-все это  является  мотивационной  основой  школьного учения  и формируется,главным образом,в условиях семейного  воспитания, а также под влиянием дошкольного образования.

Формирование мотивов учения  и положительного отношения к школе  является важной задачей педагогического коллектива  детского сада и семьи при подготовке детей к школе. Для решения этих задач  в ДОУ  используются различные методы и формы работы. Такие как: экскурсии в школу, беседы о школе, разучивание стихотворений,  рассматривание иллюстраций о школе  и школьной жизни. При этом детям  важно  показать  образ «плохого ученика» и «хорошего ученика».

Формы работы  с педагогами  разнообразны: это круглые столы для  специалистов детского сада и школы, психологические консультации, семинары-тренинги,деловые игры,педагогические  гостиные для воспитателей, где они  делятся  с коллегами своим  опытом работы в данном направлении. Работа с детьми- это  психодиагностика мотивационной  готовности  к школьному  обучению  на начало  учебного года, экскурсии в школу, развивающие  занятия, игровая трапеция, организация досуговых  мероприятий. Направленных  на повышение  учебной   мотивации и, конечно, итоговая  психодиагностика.

Эффективна форма работы-это «Клуб родителей будущих первоклассников». Готовыми к школе  важно быть  не только детям, но и  их  папам и мамам. Родители тоже  испытывают  трудности в этот период жизни своих детей. Часто  они не готовы увидеть своих  чад повзрослевшими или  предъявляют  к детям  завышенные требования, а порой  переносят  на детей груз собственных негативных переживаний, связанных со школой. Конечно, родители будущих первоклассников остро нуждаются  в психологопедагогической  помощи. В рамках  «Клуба  родителей  будущих первоклассников» проводятся: анкетирование, консультации с участием педагогов, психологов, учителей, выпускников детского сада, различные  семинары и детско- родительское  занятия. Систематическая  работа по  повышению  мотивационной  готовности к школе несомненно принесет ощутимые результаты,в первую  очередь это  эмоционально благополучное отиношение  к школе  и учению, готовность к принятию  учебных задач и взаимодействию с учителем.

Для  того чтобы  взрослый (педагог, родитель) мог правильно  понять  поведение и действие ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы  доминируют в данной ситуации, формировать  и поддерживать те из них, которые  обеспечивают  высокий  уровень эффективности деятельности. В старшем дошкольном возрасте  структура   мотивов приобретает  относительную  устойчивость. Доминирующее положение  в ней  начинают занимать   познавательные и широкие  социальные потребности( потребность  в социальном признании, стремление к  неигровым видам деятельности,  потребность в самоутверждении). К концу дошкольного  возраста  ребенок  исчерпывает возможности  игровой  деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые  мотивы  продолжают играть  важную роль, но уже  не занимают  ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

При организации игры в школу можно  использовать сюжеты  различного  содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и  представлений), моделирование школы  будущего (формирование  эмоционального отношения к школе, раз питие  творческого  воображения  и свободы мышления).

В формировании у дошкольника  мотивов  учения  и собственно  учебных мотивов решающую роль играет   семья, так как  основные  человеческие потребности , прежде всего  социальные  и познавательные, закладываются  и активно развиваются  уже в  ранние  периоды детства. Интерес к новым  знаниям,элементарные навыки  поиска   интересующей  информации ( в книгах, журналах,справочниках), осознание общественной  значимости школьного учения. Умение подчинять  свое «хочу» слову «надо», желание  трудиться и доводить  начатое дело до конца , умение сравнивать  результаты своей работы с образцом  и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная  самооценка  все это  является  мотивационной основой  школьного  учения  и формируется  главным  образом в условиях  семейного воспитания.Поэтому при  планировании работы  детского сада по подготовке детей к школе особое  внимание  нужно  уделить   работе с родителями. Как же диагностировать готовность ребенка к школьному обучению? По мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли?- Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения -важный признак готовности. Под руководством Д. Б. Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком куча спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными.

Особо следует подчеркнуть, что формирование  и развитие  интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей и педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обуславливает возможность появления у его негативных и пагубных интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Дипломная работа Формирование мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением

Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образо...

Дипломная работа Формирование мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением

Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего среднего образо...

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»

Разработан и апробирован активный метод обучения  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации....