«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Коровина Юлия Андреевна

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Исходя из этого интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» является значимым в развитии дошкольника и является показателем его психологической готовности к обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

На тему: «Работа с бумагой (в технике «оригами») как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

«Истоки творческих способностей и дарования

 детей на кончиках их пальцев.

 Другими словами: чем больше

 мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность работы:

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться. Исходя из этого интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» является значимым в развитии дошкольника и является показателем его психологической готовности к обучению. 

 В качестве предпосылок овладения учебной деятельностью и нормальной адаптации к школе в отечественной психологии выделяются следующие: 

  • наличие познавательных и социальных мотивов учения,
  • умение ребенка фантазировать и воображать,
  • умение ребенка работать по образцу,
  • умение ребенка работать по правилу,
  • умение ребенка обобщать,
  • умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкции,
  • владение ребенком языком, на котором ведется обучение в школе,
  • умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.

Вышеперечисленные  показатели психического развития ребенка являются основными параметрами готовности, на которые опирается начальное обучение в школе. Психологическая готовность к школе это психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, которые формируются преимущественно внутри ведущей деятельности присущей дошкольному возрасту - то есть в игре (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). 

Реализуя образовательную программу, я пришла к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к работе с бумагой, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.

Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими навыками: обрыванием, сминанием, скатыванием, скручиванием и складыванием бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми нужно уделять больше времени и внимания.

Я считаю, что большие возможности для формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей таит в себе искусство оригами. Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.

    Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

 В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей: умение слушать воспитателя; принимать умственную задачу и находить способ ее решения; переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения; развитие самоконтроля и самооценки; осознание собственных познавательных процессов.

Оригами помогает: сделать рывок в развитии речи; улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать; предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников; развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявить творческие способности; играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;  научится управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов; ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Цель работы

 - работа с бумагой,  как формирование  предпосылок учебной деятельности.

Для реализации данной цели в своей работе предусматриваю решение следующих задач:

- формировать умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки;

-  развивать внимание, зрительную и слуховую память, наглядно-образное, пространственное и логическое мышление, творческое воображение; произвольность психических процессов;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, умение сотрудничать.

Проект находится на этапе реализации, и перспективы я вижу в следующем: увеличение конструктивных, познавательных и творческих способностей;  развитие мелкой моторики рук, таким образом, подготовится рука к письму; умение анализировать поделку; формирование положительного отношения к труду; повышение уровня самообразования посредством изучения литературы и информационных ресурсов; способствование более активному включению родителей в совместную творческую деятельность.

         В своей работе, я, активно использовала современные образовательные технологии и методики такие как: триз, мнемотехнику, икт.

Для решения поставленных задач мною был разработан и  использован в практической деятельности план воспитательно – образовательной работы  по освоению  техники «Оригами». Составлена картотека перфокарт и графических схем в соответствии с комплексно-тематическим планом ДОУ. В группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда: творческая мастерская «Уголок Самоделкина», персональная выставка поделок группы «Гномики», мини-музей поделок.

Для решения образовательных задач большое внимание уделялось знакомству детей с видами бумаги, для этого был создан альбом «Виды бумаги и её свойства». Также в своей работе я приминяла такие  техники работы с бумагой как: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», техника «бумагопластики» и  бумагокручения. Для более легкого и быстрого запоминания я использовала мнемотехнику и триз, также показывала презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты.

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей невозможно без участия родителей. С родителями проводились  коллективные формы работы, индивидуальные и наглядно–информационные (консультации:« Путешествие в мир оригами»; « Бумага + творчество = оригами», « Что необходимо иметь для изготовления поделок» предложена памятка « Что могут делать дети 5-6 лет», семинар- практикум « В мастерской Самоделкина»). Совместно с родителями и детьми была организованна выставка «Новое и удивительное своими руками».

        В результате проведенной работы можно констатировать: дети научились формировать умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки; развивать внимание, зрительную и слуховую память, наглядно-образное, пространственное и логическое мышление, творческое воображение; произвольность психических процессов;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, умение сотрудничать.

При проведении данной деятельности, я столкнулась со следующими временными рисками: низкая активность родителей на начальном этапе работы, недостаточное развитие мелкой моторики рук на начальном этапе работы. 

Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники «оригами»

На первом этапе практической работы была проведена диагностика для определения уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целями и задачами нашего исследования в ходе педагогического эксперимента необходимо было:

-выявить критерии оценки уровня сформированноети мелкомоторчых движений рук у детей старшего дошкольного возраста;

-провести диагностику уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста.

На основании изученной психолого-педагогической литературы научные труды (работы Парамоной Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. и др.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников нами были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:

-точность совмещения частей;

-придерживание совмещенных сторон одной рукой;

-оптимальность нажима на бумагу:

-разглаживание бумаги;

-фиксация сгибов;

-проглаживание сгибов;

-точность тактильных ощущений (умение выбрать бумагу для поделки на ощупь).

-украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей).

В научной литературе под точностью совмещения частей подразумевается степень его соответствия требованиям двигательной задачи, поскольку эта задача будет выполнена, только если соответствует ей по пространственным, временным и силовым характеристикам (В.М. Зациорский). Формирование точности движений находится в определенной взаимосвязи с формированием и совершенствованием двигательных навыков и подчиняется общей закономерности их образования. В каждом двигательном навыке точность подвергается и хорошо поддается зрительному развитию путем упразднений. Повышение точности в каком-нибудь навыке заметно улучшает ее и во множестве других, сходных по своим координационным механизмам. Применительно к конструированию из бумаги точность проявляется в умении ребенка совместить детали выкройки на глаз, точно сложить стороны и углы выкройки в соответствии с поставленной задачей.

Придерживание совмещенных сторон одной рукой подразумевает умение ребенка удерживать бумагу одной рукой с определенным нажимом так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.

Оптимальность нажима на бумагу - умение ребенка при выполнении любой операции выбирать усилие нажатия на бумагу таким образом, чтобы не повредить ее, но в то же время произвести необходимые физические изменения в материале (согнуть, разогнуть, сжать и т.д.)

Разглаживание бумаги - это умение выравнивать бумагу тыльной стороной ладони.

Под фиксацией сгибов подразумевается умение ребенка наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба.

Проглаживание сгибов - это движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям.

Точность тактильных ощущений определялась нами как умение выбрать бумагу для поделки на ощупь (не тонкая, не толстая, хорошо сгибается, плохо сгибается и т.д.). Этот критерий очень важен для развития самостоятельной художественной деятельности дошкольников по созданию поделок оригами. В  результате обучения ребенок должен уметь самостоятельно выбирать бумагу в соответствии со своим замыслом.

Украшение поделки - подразумевается умение ребенка рисовать мелкие детали, владеть приемами вырезания.

На основе выявленных нами критериев оценки мы разработали пятибалльную систему оценивания сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:

5 баллов (высокий уровень): ребенок точно совмещает части заготовки на глаз после повторных примериваний; придерживает совмещенные стороны одной рукой с определенным нажимом, чтобы совмещенные части не разъехались; ребенок точно выдерживает оптимальность нажима на бумагу, так чтобы выполнить операцию по преобразованию заготовки и не повредить бумагу; разглаживает бумагу тыльной стороной ладони, расправляя её, но не повреждая; фиксирует сгибы кончиком пальца, но иногда проводит сгибы с ошибкой, проглаживает сгибы по точно намеченной линии с оптимальным усилием, так чтобы сгиб получился четким, а бумага не повредилась; умеет выбрать бумагу для поделки на ощупь после показа или словесного указания педагога.

3 балла (средний уровень): ребенок совмещает части заготовки только после повторных примериваний и с помощью педагога; придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони, иногда повреждает её; фиксирует сгибы кончиком пальца, только после указания педагога; поглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет выбрать бумагу для поделки только с помощью педагога.

1 балл (низкий уровень): ребенок совмещает части заготовки только с помощью педагога, придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони только с помощью педагога; не фиксирует сгибы, даже после указания педагога; проглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет работать только с бумагой, выбранной для поделки педагогом.

В ходе констатирующего эксперимента была использована методика, разработанная Тарабариной Т.И., детям было предложено выполнить пять диагностических заданий для изготовления поделок способом оригами. В течение месяца дети выполнили целый ряд поделок. Основные темы моделирования поделок: «Грибок», «Елочка», «Ежик», «Рыбка», «Курочка».

Диагностическое задание №1

Тема: «Ёлочка»

Цель: Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, четко совмещая стороны и углы.

Развивать: память, смекалку, мелкую моторику рук, учить придерживать совмещение сторон одной рукой.

Методические приемы: Беседа о ёлках, чтение стихотворения. Рассматривание поделки, рассказ о последовательности выполнения.

Материал: 3 квадрата зеленого цвета размером 15 х 15 см, 10 х 10 см, 5 x 5 см, клей.

Ход занятия:

1. Согните квадрат пополам, совмещая противоположные углы.

2. Перегните полученный треугольник (согнуть, совмещая углы, развернуть).

Сложите такие же детали из оставшихся квадратов.

3.Составьте из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали, соедините заготовки с помощью клея.

Установите ёлочку, перегнув её пополам по линиям перегибов».

На первом занятии по, теме "Ёлочка" дети работали активно, но у некоторых детей (Рыкунов Г., Палтусова К.) были трудности с точностью совмещения частей, что выражалось в неумении ребенка совмещать детали выкройки на глаз или неточности слаживания сторон выкройки. Так же трудности были у детей (Беглянин М, Шомин Г.) с придерживанием сторон одной рукой, у детей разъезжалась бумага и мялась.

Диагностическое задание №2

Тема: «Грибок»

Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам, совмещая короткие стороны.

Развивать: воображение, смекалку. Закреплять: фиксацию сгибов, проглаживание сгибов поделки. Учить правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь.

Материал: приготовить красные прямоугольники 15 х 7,5 см, и зеленый квадрат 10 х 10 см, клей, ножницы, полоска белой бумаги.

Ход занятия:

Шляпка.

1. Перегнуть прямоугольник пополам, совмещая стороны.

2. Опустить верхние углы к линии сгиба.

Ножка.

1.Половить квадрат белой стороной к себе.

2. Отогнуть снизу полоску. Перегнуть деталь.

3. Перегнуть прямоугольник пополам "книжкой", совмещая короткие стороны.

4. Опустить короткие стороны (боковые) к линии перегиба.

5.Ножка готова. Наденьте на неё сверху шляпку.

6.Подклеить обе детали. Перевернуть фигурку.

7. С помощью надрезов на зеленой полоске снизу сделайте травку. Украсьте шляпку белыми кружочками.

На втором занятии по теме "Грибок" сложности были у детей

(Рыкунов Г., Палтусова К., Евдакимова Я.) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон одной рукой, фиксацией сгибов (не могли наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба), точностью тактильных ощущений (неправильно подбирали бумагу для поделок на ощупь) и украшением поделки (вырезывание мелких частей) составило для некоторых детей трудности.

Диагностическое задание №3

Тема: "Рыбки" обучение оригами дошкольный поделка

Цель: Закреплять умение делить квадрат по диагонали. Учить вырезать недостающие детали на глаз.

Материал: Квадратный лист бумаги, ножницы, клей.

Методические приемы: Рассматривание картинки "Рыбки в аквариуме". Беседа о рыбках, чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Золотая рыбка". Рассматривание рыбок в аквариуме. Объяснение способа складывания выкройки, технике вырезания деталей (плавники, хвост).

Ход занятий:

1. Квадратный лист бумаги сложить по диагонали, развернуть и сложить еще раз по диагонали, а затем согнуть лист пополам от себя.

2. Сложить выкройку по линиям сгиба.

3. Получившиеся треугольники свернуть пополам для симметричного вырезания плавников и расходящегося веером хвоста.

4. Развернуть поделку. С помощью аппликации выполнить украшение поделки.

На третьем занятии по теме "Ёжик" также у детей (Рыкунов Г., Палтусова К.) были проблемы с точностью совмещения частей, оптимальностью наития на бумагу, фиксацией сгибов, точностью тактильных ощущений, украшением поделки (рисование мелких частей на поделке), один ребенок плохо разгладил бумагу.

Диагностическое задание №4

Тема: «Ёжик»

Цель: Закреплять умение делить квадрат пополам. Закреплять оптимальность нажима на бумагу и фиксацию сгибов.

Учить аккуратно украшать поделку мелкими деталями приемами рисования.

Материал: Приготовить серый (коричневый) квадрат размером 10 х 10 см, карандаши.

Методические приемы: Чтение рассказа о ежах. Рассматривание ёжика на картинке. Рассматривание поделки "ёжик". Подробное рассказывание последовательности поделки.

Ход занятия:

1. Положите квадрат белой поверхностью к себе и перегните его пополам "книжкой".

2. Согните верхние углы: один немного, а другой к линии перегиба.

3. Согните деталь по имеющейся линии перегиба.

4. Переверните деталь на другую сторону. Согните верхний угол так, чтобы его верхняя сторона легла на сгиб.

5. Согните внизу уголок первого слоя от себя, вогните внутрь угол от края. Переверните деталь.

6.Согните нижний угол, убирая его внутрь фигурки. Потяните за угол - носик.

7. Нарисуйте на мордочке глазки и иголки на шубке.

На четвертом задании по теме «Ёжик» трудности были у детей (Шомин Г., Беглянин М.) с точностью совмещения частей, придерживанием совмещенных сторон, разглаживанием бумаги, фиксацией сгибов, точностью тактильных ощущений, украшением поделки.

Диагностическое задание №5

Тема: «Курочки»

Цель: Закреплять умение правильно выбирать бумагу для поделок на ощупь, проглаживание сгибов, придерживание совмещенных сторон одной рукой.

Учить украшать поделку при помощи вырезывания мелких деталей.

Развивать: воображение, память, мелкую моторику рук.

Методические приемы: Беседа о домашней птице. Рассматривание поделок, рассказ о последовательности выполнения.

Материал: Красный квадрат размером 3 х 3 см и желтый (оранжевый) квадрат размером 15 х 15 см, клей, карандаши.

Ход занятия.

1.Перегнуть квадрат (желтый) дважды "косынкой".

2. Один из боковых углов опустить к центру квадрата.

3. Отогнуть часть угла, опущенного к центру квадрата, получая неглубокую складку. Равномерно согнуть верхний и нижний углы.

4. Согнуть деталь пополем.

5. Потянуть угол, вытягивая бумагу из складки наружу. Получится хвостик. Перегнуть противоположный хвостику уголок, помечая клюв.

6. Вогнуть угол внутрь.

7. Положить перед собой маленький квадрат белой поверхностью к себе и согнуть его "косынкой". Приклеить эту деталь, поместив её внутрь фигуркой под клювом курицы, оставив видимой только небольшую часть - бородку.

8. Вырезать из бумаги гребешок. Приклеить его, помещая частично внутри вогнутого угла. Обозначить карандашом крылья, перья, нарисовать глаза.

На пятом занятии по теме: «Курочки» трудности были у детей (Косенкова У, Рыкунов Г., Палтусова К, Потапов А.) лишь в придерживании совмещенных сторон (у некоторых детей немного не совпадали углы), проглаживании сгибов, украшении поделки.

В целом дети работали на занятиях очень активно, старались выполнять свои поделки аккуратно, красиво, Даже те дети у которых что-то не получалось очень старались как можно лучше выполнить свою работу

Результаты пяти протоколов были обобщены и оформлены в таблицу 1.

Таблица 1. Сводные результаты диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «оригами»

 Фамилия, имя ребенка

Тема №1

Тема №2

Тема №3

Тема №4

Тема №5

Ср. кол-й показатель результатов

по ТМДП

Ср. кач-й

Показатель результатов по ТМДП

Топоркова Софья

4

5

5

5

4,9

4,8

УВС

Плотникова Дарья

5

5

5

5

5

5

ВУ

Евдокимова Яна

3

4

2

3

4,9

3,5

Рыкунов Геннадий

2

3

2

3

4,9

3

Кропотова Лиза

4,9

5

5

5

4,5

4,9

УВС

Ничкова Катя

4,9

5

4,8

4,9

5

4,9

УВС

Чусовитина Марина

5

5

5

5

5

5

ВУ

Шомин Гордей

3

4

2

3

4,9

3,5

Палтусова Кристина

2

3

3

3,5

2

3,1

УВС

Фролова Софья

5

5

5

5

5

5

ВУ

Грошев Ярослав

4,9

5

5

5

4,5

4,9

Косенкова Ульяна

3

4

2

3

4,9

3,5

Доможирова Даша

4,9

5

5

5

4,5

4,9

УВС

Ульянова Катя

5

5

5

5

5

5

ВУ

Потапов Алексей

4,9

5

4,8

4,9

4,9

4,9

Порубов Виктор

4,9

5

4,8

4,9

5

4,9

Ярушин Глеб

4,9

5

4,8

4,9

4,9

4,9

УВС

Золотов Андрей

5

5

5

5

5

5

Беглянин Максим

2

3

2

3

4,9

3

СУ

Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной. Так как занятия оригами благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики, развитии речи, к тому же очень интересны детям.

 Я предполагаю продолжить работу в этом направлении со своей группой детей. Планирую использование различных техник, таких как квиллинг и модульное оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...

Материал из опыта работы на тему: "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного творчества".

Представляю вашему вниманию материал из опыта работы на тему:   Формирование предпосылок   учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественно...

Семинар-практикум для педагогов "Работа с бумагой - как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего возраста"

Данный семинар-практикум имеет основную цель - повышение компетентности педагогов при работе с детьми по данному направлению....

«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...

Содержание работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Данная консультация познакомит вас с содержанием работы по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.  Здесь есть рекомендации, как нужно правильно оформ...


 

Комментарии

Фёдорова Ирина Сергеевна

Очень понравилась ваша разработка. Спасибо, возьму себе в копилку!