«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»
материал по логопедии

Черемохова Анастасия Сергеевна

Разработан и апробирован активный метод обучения  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sobstv._ped._opyty.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Опытная работа по теме

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»

        Аннотация

Актуальность

Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависит от психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать интерес у детей к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление знать позицию школьника.

В работе мы столкнулись с проблемой, которая стала для нас очень актуальной – у детей дошкольного возраста недостаточно сформирована положительная мотивация к учебной деятельности, хотя большинство из них неплохо считают, знают алфавит, многие читают.

Инновационная направленность 

Разработан и апробирован активный метод обучения  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации.

Практическая значимость 

Распределение по уровням сформированности мотивации детей с ОНР дает возможность применить индивидуализированный подход в коррекции общего недоразвития речи и на основании его разработать модель по формированию мотивационной сферы и, что особенно важно, мотивации к логопедическим занятиям.

Степень распространения представленных материалов

Модель «Гора успеха» была представлена на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ г. и направлена в сетевые ресурсы.

Опытная работа по теме

«Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения»

В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции и развития речи детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР), традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены этими детьми. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, общепризнанный всеми исследователями как ее "мотор"   (А.Н. Леонтьев), оказался за рамками анализа специалистов. Между тем, именно вопросы мотивации к получению логопедической помощи остаются одними из наименее изученных в теории специальной психологии и логопедии. О значении мотивации лишь упоминается в небольшом числе работ    (Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман,            И. Ю. Козина, Р. Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева).

Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы. Только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение - целенаправленной деятельностью.

Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями». Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения, связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

Мотивация у детей дошкольного возраста преимущественно игровая, внутренняя позиция при общем положительном отношении к школе еще «дошкольная» (ребенок стремиться сохранить дошкольный образ жизни). Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению. Дошкольный (игровой) мотив определяется совершенно другими компонентами: - «ребенок – партнер – игра» - и соответственно, неспецифичен для школы.

Из практики работы учителя-логопеда замечено, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи детей за последние десять лет изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Это все  побудило  к поиску новых подходов коррекционной работы, где большое внимание уделялось важнейшему компоненту деятельности – мотивации, признанной мотором, побуждающим к действию.

Для определения уровня сформированности мотивации детей с ОНР к учебной деятельности  в МБДОУ «Д/с №18» учителем-логопедом была проведена методика «Мотивационные предпочтения» (автор   Д.В. Солдатов), в котором выделен был наиболее важный показатель личностной готовности дошкольника к учебной деятельности.

По результатам проведенной методики  (Приложение 1) мотивация детей с ОНР  к учебной деятельности, в том числе и к логопедическим занятиям находится на низком уровне – 63% (12 детей), на среднем – 26% (5 детей), на высоком – 10% (2 ребенка). У большинства детей не сформирована положительная мотивация, лишь у 10 % воспитанников сформирована, а у 26% -  находится на стадии формирования. По итогам проведенного мониторинга с детьми логопедической группы было выявлено, что мотивация детей с ОНР к учебной деятельности, в том числе и к логопедическим занятиям сформирована недостаточно. Данные говорят, что одной из задач, стоящих перед учителем–логопедом является необходимость  формирования положительной мотивации у детей к логопедическим занятиям. Исходя из диагностических данных, основной задачей учителя-логопеда стала развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям. Решением этой задачи стало внедрение инновационных технологий в рамках введения ФГТ и ФГОС. Именно эта проблема повлияла на  поиск новых путей формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР.

Недостатки мотивационной сферы детей с ОНР в ДОУ снижают личную их заинтересованность в получении логопедической помощи:  дети пассивно (реже негативно) относятся к занятиям, отсутствует стойкий интерес к учебному материалу. Эмоциональный статус детей с несформированной мотивационной базой характеризуется как нестабильный, дети склонны к невротическим реакциям, эмоциональному заражению. Отмечается повышенная тревожность и различные страхи детей в незнакомых им ситуациях. Эти воспитанники реже пытаются самостоятельно найти выход из ситуаций проблемных постановок, редко обращаются за помощью к педагогу.

Эта проблема повлияла на выбор темы опытной работы -  поиска новых путей формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР.        

Тема опытной работы - «Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения».

Цель: формировать положительную  мотивацию к учебной деятельности у детей с ОНР средствами активных методов обучения. 

Новизной опыта выступает модель  «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации.

В опытной работе:

  • показано, что формирование положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста успешно достигается созданием ситуации успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки в условиях специально организованной деятельности;
  • обоснована необходимость в раннем формировании положительной мотивации на этапах дошкольного развития как основы для более успешной коррекционной работы по исправлению речи;
  • определена роль учителя-логопеда как инициатора и руководителя формирования компонентов положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  •  дети пройдут курс подготовки по проекту «Юные альпинисты», где научатся оценивать выполнение какого-нибудь отдельного задания или занятия в целом;
  • дети смоделируют «Гору успеха» для формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям;
  • дети овладеют правильным зкукопроизношением, посредством различных умений, навыков, приёмов речевого общения;
  • у детей формируется гармонически развитая личность;
  • у детей формируются навыки самостоятельной правильной красивой речи, творческой инициативы, умения фантазировать и творить, планировать работу и добиваться результата;
  • педагоги и родители являются участниками реализации опытной работы;
  • педагоги и родители помогают в работе учителя – логопеда, продолжают начатую работу на индивидуальных занятиях;
  • педагоги и родители оказывают эмоциональную поддержку.

Практическая значимость  опытной работы заключается в  использовании нетрадиционных форм работы, которые являются необходимым условием успешной коррекции и обучающего воздействия на детей с ОНР. Разработана модель развития по преодолению речевого дефекта используя методы активного  обучения. Данный опыт может использоваться педагогами разного уровня мастерства старших и подготовительных групп как для детей с общим недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей  направленности.

Опыт  может  быть  использован  в  работе  педагогов   ДОУ   как  для  организации  специальной  работы  по развитию  речи дошкольников через  организацию  непосредственной  образовательной  деятельности  с  детьми,  или   кружковой  работы, так  и  для  интеграции    всех  образовательных  областей  в  совместной  деятельности  по  следующим  направлениям: познавательно-речевое развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое и  физическое  развитие.

Трудности, которые испытывает учитель-логопед, работая в данной технологии:

  1. требует большой траты времени для совместной подготовки  модели индивидуального маршрута развития ребенка;
  2. конечный результат совместной работы виден не сразу;
  3. дети сравнивают свой «путь» с успехами других воспитанников,  радуются или огорчаются.

Опытная работа проводилась в три этапа: подготовительный (сентябрь, 2012 г.), основной (февраль, 2013 г.) и заключительный (2013-2014 г.).

На подготовительном этапе была изучена психолого-педагогическая литература по теме. Изучив теоретические аспекты исследователей современной педагогики и психологии, связанных с проблемой развития мотивации дошкольников можно говорить о многообразии  действенных методов, которые помогают  добиться положительной динамики каждого воспитанника.

В сборнике статей экспертов профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе» под редакцией    Т.В. Лазарева и И.Л. Арефьевой описаны самые действенные методы, которые обеспечивают высокую мотивацию в воспитании и обучении, позволяют добиваться положительной динамики каждого воспитанника. Идея этого сборника стала центральной в опытной работе. Основная мысль, вытекающая из опыта, предусматривает вариативность форм её применения.

Первый путь воспитания положительного отношения к логопедическим занятиям - создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществлялся при определенной эффективности учебной работы ребенка. Началом работы по формированию положительной мотивации к логопедическим занятиям реализовывалась через курсовую подготовку проекта «Юные альпинисты». Проект позволил сформировать интерес детей с ОНР к логопедическим занятиям, повысить личную значимость речевой деятельности ребенка с помощью беседы, рассказа, просмотра видео, иллюстраций о виде спорта - альпинизм.

В ходе проекта дети принимали самостоятельные решения в различных видах деятельности. Дети познакомились с видом спорта – альпинизм,  с правилами «Юные альпинисты» для успешного восхождения в гору. По окончанию курса дети получили сертификат альпиниста (Приложение 2). Знания, полученные в процессе реализации проекта, позволили им легче смоделировать свою модель «Гора успеха» (далее Модель) (Приложение 3). Модель выступает индикатором для самооценивания и фиксации результатов каждого ребенка на каждом занятии, направлена на создание учебной мотивации.                

С помощью этого приема дошкольник оценивает выполнение какого-нибудь отдельного задания или занятия в целом. В конце занятия воспитанники «ставят» себя на какую-нибудь из ступенек. Оценка собственного труда ребенка становится действительно его оценкой. Этот прием позволяет учителю-логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свои достижения.

Таким образом, доказано, что при развитии позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада происходит развитие навыков учебной деятельности, расширение системы отношений со сверстниками, родителями, воспитателями, удовлетворение потребности ребёнка в безопасности и любви, а также сближение субъектов учебно-воспитательного процесса. 

Коррекционная работа основной части была направлена на раскрытие личностных ресурсов ребенка, повышение его самооценки. Каждый воспитанник  знакомится с этапами коррекции  нарушений речи с помощью модели активного метода «Гора успеха» (Приложение 4), где на обычной бумаге для рисования, каждый ребенок сам рисует гору, затем совместно с учителем-логопедом  прикрепляет выступы, (кружки, с написанными на них буквами - звуками для исправления), до которых надо поочередно добираться. Следующий - путь  (обычная нитка пряжи), которая закрепляется у основания и вершины, предварительно нанизав на неё любую бусину и, наконец, флажок, который является указателем вершины горы.

На логопедических занятиях учитель-логопед формирует мотивационную базу поэтапно. Обучение правильной речи по данной модели требовало последовательных, регулярных занятий, которые позволили сформировать у ребенка определенный динамический стереотип, а так как речь связана с движениями речевого аппарата, то при устранении дефектов звукопроизношения большое значение занимает артикуляционная гимнастика для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений (Приложение 5). Процесс  исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. При постановке дефектнопроизносимого звука ребенок  передвигает бусинку на «Горе успеха» вверх. После автоматизации и дифференциации звука и введения его в речь поднимается еще выше. Это мотивирует ребенка к исправлению собственной речи.  Процесс продвижения вверх к горе длится у каждого ребенка в индивидуальном порядке в зависимости от степени тяжести речевого дефекта. Восхождение к вершине горы символизировало, что у ребенка сформирована чистая правильная речь.

Мотивы достижения детей – стремление добиться высоких результатов отражается на индивидуальной модели «Гора успеха».

На эффективность коррекционно-развивающего процесса  повлияла совместная деятельность учителя-логопеда, педагогов и родителей, способствующая скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющая им отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. Для овладения правильным звукопроизношением детьми педагоги на логочасах выполняли задания учителя-логопеда. Родители на основании методических рекомендации учителя-логопеда (Приложение 6)  закрепляли речевые умения и навыки при выполнении домашних заданий. Немало важен был контроль со стороны родителей над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. Поэтому только тесный контакт в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей  способствовало устранению речевых нарушений детей.

Заключительной этап опытной работы  позволил воспитанникам преодолеть нарушения устной речи, повысить самооценку, уверенность в своей значимости в группе.

В ходе опытной работы все воспитанники успешно «покорили» индивидуальные модели «Гора успеха». Результаты заключительной методики (Приложение 7) показали, что значительно повысился уровень развития речи: 21% (4 детей) – высокий уровень, среднем – 58% (11 детей), на низкий – 21%  (4 ребенка). У большинства детей сформирована положительная мотивация, лишь у 21%  воспитанников не достаточно сформирована.

Исходя из результатов, можно сказать, что развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям подтвердил правильное направление выбранного пути  работы. Использование нетрадиционных форм работы позволили сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, мобильным, увлекательны, интересным и запоминающимся для детей.         Выстроенная учителем-логопедом система работы с детьми в опытной работе дала положительные результаты, так как было уделено большое внимание важнейшему компоненту деятельности – мотивации, признанной мотором, побуждающим к действию. ДОУ является увеличение количества детей с общим недоразвитием речи, имеющих  трудности освоения  общеобразовательной программы.

        В результате каждый ребенок научился:

  • умению планировать результат своей деятельности (ближний и дальний результат, быстрее сделать домашние задания и прийти в кабинет учителя-логопеда, следить за успешностью исправления звуков на каждом этапе);
  • овладение правильным зкукопроизношением, посредством различных умений, навыков, приёмов речевого общения;
  • четко регламентировать временные рамки (опередить какой-либо этап работы);
  • адекватно оценивать свои возможности (часто дети сравнивают свой «путь» с успехами других воспитанников,  радуются или огорчаются);

анализировать свою учебную деятельность, искать правильные пути и решения.

В связи с этим  поиск метода коррекции речи позволили воспитаннику преодолеть нарушения устной речи, повысить свою самооценку, уверенность в своей значимости в группе, а главное, соответствовать новым требованиям стандартам, которые предъявляются в дошкольном образовании, а именно новой модели «Портрета выпускника детского сада».

Модель «Гора успеха»  изменяет  всех  участников   образовательной  деятельности. Дети-педагоги-родители, способствуют личностно-ориентированному обучению, создают условия для творческого  роста, самореализации, учат прислушиваться к мнению другого, самостоятельно добиваться успехов в учебной деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Результатами опытной работы являются:

- 2013 год – диплом II степени в  общероссийском конкурсе методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для     педагогов и обучающихся «Моя уникальная методика преподавания в ДОУ»;

- 2013 год – диплом III степени «МАУНЕД» общероссийского конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Лучшей интегрированный урок»;

- 2013 год - участник сетевого конкурса методических разработок в дошкольной образовательной организации «Образовательная деятельность в ДОО»;

- 2013 год – сертификат участника  второго открытого  фестиваля "Активные методы обучения в образовании";

- 2013 год – диплом победителя муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов  «Мой лучший урок».

Опыт работы учителя-логопеда размещены на интернет-сайтах: http://netedu.ru/node/15672, http://moi-amour.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/razvitie_rechi/quot_zvuk_quot_s_quot_izuchaem_i_oskolki_sobiraem_quot/150-1-0-2036, http://nsportal.ru/node/912552, http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/metodicheskie-rekomendatsii-mama-papa-pomogite-mne-krasivo-govorit, http://nsportal.ru/node/912736.

        

Черемохова Анастасия Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ «Д/с №18»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с бумагой как один из способов формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Необходимость создания данной работы  была продиктована тем, что в В настоящее время основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегич...

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....