Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми «Добро и зло»
материал (подготовительная группа) на тему
Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми подготовительной группы «Добро и зло» направленна на приобщение детей и родителей к семейным духовно-нравственным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми
«Добро и зло»
Пояснительная записка
Жанр и форма мероприятия: тематическая встреча – дискуссия с родителями и детьми.
Возраст детей: 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа).
Актуальность.
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, порядочность. Нравственное развитие детей дошкольного возраста актуализируется сложившийся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Задача педагогов и родителей совместными усилиями исправить это положение. Как писал естествоиспытатель и педагог Н. И. Пирогов «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Цель мероприятия:
1.Приобщение детей и родителей к семейным духовно-нравственным ценностям.
Задачи мероприятия:
1.Формировать представление детей о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость.
2.Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
3.Воспитывать желание поступать правильно; критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению своему и других.
4.Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.
5.Способствовать укреплению авторитета родителей, установлению дружеских, добрых отношений между поколениями.
6.Помочь родителям понять процесс формирования личности ребенка и становления его характера.
7.Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности.
Предварительная работа: разучивание родителями и детьми стихов, пословиц и поговорок о добре и зле; репетиция сказки Евгении Хочинской «Сказка про добро и зло»; изготовление вместе с родителями бумажных поделок – игрушек для детей младших групп; разработка памяток для родителей (приложение №1).
Оборудование и материалы:
- проектор, презентация «Добро и зло»;
- заготовки вырезанных из бумаги цветов, фломастеры;
- карандаши, по два листа белой бумаги для каждой семьи;
- для инсценировки сказки - накидки для детей и родителей, полумаски на которых написано: зло, зависть, жадность, добро, сострадание, щедрость, любовь;
- бумага для записи, ручки, поделки для малышей;
- «Старинные весы» сделанные из маленького коромысла и двух ведер черного и белого цвета;
- «волшебная» коробочка с тройным дном, конфеты и диски с песнями о дружбе на каждого ребенка, платок, двусторонний конверт для фокуса (с одной стороны вложена газета, с другой - памятки с афоризмами и рекомендациями для родителей);
- грустные и веселые смайлики.
Основная часть
Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми
«Добро и зло»
Родители и дети вместе заходят в зал, их встречает клоунесса Веселушка.
Веселушка:
Здравствуйте, дети!
Самые лучшие на свете!
Добрый день вам, папы!
Поклон вам, мамы —
Лучшие самые.
Бабушкам внимание,
Дедушкам — почтение.
Посмотрите, что у меня есть (слайд 1 «Карта сказочной страны). Это карта, которая нас приведет в удивительный город Добряндию (слайд 2 «Добряндия»). Здесь живут самые веселые и добрые человечки барбарики. В Добряндию мечтают попасть все люди на земле, но не всем это удается! Надо преодолеть много преград и опасностей. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! (Слайд 3 «Развилка двух дорог»). Ой, смотрите, мы стоим на развилке двух дорог. Одна дорога «ЗЛА», а другая «ДОБРА». Что бы это значило? Дети, родители, помогите мне, пожалуйста! Что такое, по вашему мнению «ЗЛО»? (Ответы детей, родителей). А что такое «ДОБРО»? (Ответы детей, родителей). Так по какой дороге мы с вами пойдем? (Ответы детей, родителей – по дороге добра).
(Слайд 4 «Дорога добра»). Родители вместе с детьми под песенку «Барбарики» движутся по залу за воспитателем и рассаживаются на свои места.
Веселушка: Смотрите, перед нами полянка под милым названием «Нравственность» (слайд 5 «Поляна без цветов»). Дети, кто из вас знает, что такое нравственность? (дети с помощью родителей дают определение понятию «нравственность»). Но что – то здесь не так? Ребята, помогите мне, пожалуйста (дети рассматривают поляну и высказывают свои предположения). Ну конечно, на поляне нет цветов! Кто их мог оборвать! (предположения и ответы детей). Что же нам делать? Как полянке вернуть ее цветущий вид? (Дети и родители предлагают посадить цветы). Очень хорошо, но на поляне «Нравственности» не могут расти цветы с названием ромашки и одуванчики, подумайте хорошенько, посоветуйтесь с родителями и напишите на стебельках названия цветов. Воспитатель раздает заготовки цветов на которых дети с помощью родителей пишут: уважение, справедливость, доброта, милосердие, ответственность, дружба, терпение (слайд 6 «Цветущая поляна»). Ах, какая красота! Поляна стала изумительной! Можно продолжить наше путешествие (слайд 7 «Дорога добра»).
Веселушка: Мы подошли к лесочку «Любопытные истории» (Слайд 8 «Лес»).
Чтобы продолжить путь нам необходимо пройти через самую чащу и определить, какие истории хорошие, а какие плохие и всем вместе найти правильное решение, чтобы плохая история превратилась в хорошую.
Детям и их родителям по очереди показываются слайды (слайд 9 - 26 «Любопытные истории») с определенной нравственной ситуацией «Дети не могут поделить игрушку», «Ребенок подметает пол», «Мальчики злятся и ругаются», «Ребенок боится уколов», «Девочка любит животных», «Старшие обижают маленьких» и т.д., которые они обсуждают, делают выводы и предлагают пути преодоления негативной ситуации (педагог в процессе дискуссии задает уточняющие вопросы, направляет, помогает делать правильные выводы).
Веселушка: Какие вы все молодцы! Мы продолжаем свой путь! (Слайд 27 «Дорога добра»). Родители и дети идут за Веселушкой, выполняя различные танцевальные движения под музыку.
Веселушка: Смотрите, мы дошли до высокой горы с красивым названием «Поэтическая» (слайд 28 «Гора»). Нам необходимо прочитать стихи и мудрые пословицы, чтобы преодолеть эту преграду.
1 семья:
Ребенок:
Если я кого обидел,
Так уж получается —
Даже пусть никто не видел,
Зло мне возвращается:
Тем же словом, той же болью,
Неприятностью любою...
Почему ж такой урок
Не идет никак мне впрок?
Родитель:
Пример – лучший учитель доброты.
Когда человек делает добро, ему некогда совершать зло.
2 семья:
Ребенок:
Словами, мыслями, делами
Твори добро, борись со злом.
Всегда, везде, где только можешь,
Но главное — в себе самом.
Родитель:
Когда захочешь спор начать,
В пылу борьбы не позабудь,
Что очень трудно признавать
Себя глупей, чем кто-нибудь.
И потому-то спор любой
В себе опасности таит.
Он может кончиться враждой,
А истины не прояснит.
3 семья:
Ребенок:
Вредный мячик
Плохо скачет,
Он никак не слушается —
Попадает в лужицы!
Зло ударив по мячу,
Я попал... по кирпичу!
Ой-ой-ой — беда с ногой!
Гнев — плохой помощник мой!
С ним я больше не вожусь
И на мячик не сержусь!
Родитель:
Все хорошее человек приписывает себе, плохое – сваливает на других.
4 семья:
Ребенок:
Вслед обидчику злорадно
Пригрозил я: «Ладно-ладно!»
Он ушел, его не видно.
Мне же почему-то... стыдно.
Ну, куда меня несло?
И зачем я — злом за зло?..
Никогда теперь злорадно
Я не буду больше... Ладно?
Вдруг на сердце отлегло,
В сердце – зло пропало!
И легко, светло, тепло
На душе мне стало...
Родитель:
Час в добре пробудешь - все горе забудешь.
Добро – открывает дорогу к счастью.
5семья:
Ребенок:
Солнце светит, пахнет хлебом
Лес шумит, река, трава
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Родитель:
Нет, глупей и неблагодарней человека, который на добро отвечает злом.
6 семья:
Ребенок:
Мальчики и девочки -
Все у нас равны,
Только помнить мальчики
Об одном должны:
Девочки Слабее их,
Могут и пищать,
И должны их Мальчики
Храбро защищать.
Родитель:
Человек, не стремящийся делать добро, неминуемо сотворит зло.
7 семья:
Ребенок:
Каждый знает, этот мир
Словно кто-то разделил:
На хорошее, плохое –
В нас живут вот эти двое.
Родитель:
Если хочешь в мире темном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Ну, а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Вместе:
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
Веселушка: Вот это стихи! Я надеюсь вы поняли где здесь добро, а где зло? Мы преодолели с вами и это препятствие! (Слайд 29 «Дорога добра»). Смотрите, у нас на пути водопад «Сказочная история» (Слайд 30 «Водопад»).
Инсценировка сказки Е. Хочинской «Сказка про добро и зло». Родители и дети одевают накидки и шапочки полумаски.
Веселушка: Как-то раз поспорили Добро и Зло.
1-й родитель «Зло»: Это только в сказках ты меня побеждаешь, а в жизни все наоборот, я сильнее тебя. Посмотри сколько вокруг зла: войны, воровство, ссоры, болезни.
2-й родитель «Зависть»: Не хвастайся! Чего бы ты стоило, если бы не я. Только благодаря мне ты такое сильное. Это я толкаю людей на всякие неблаговидные поступки!
3-й родитель «Жадность»: Не только ты, я тоже помогаю Злу. Ведь именно благодаря мне люди такие ненасытные. Им всегда чего-нибудь не хватает, даже если всё у них есть. Поэтому и воюют. Мы с тобой его надёжные друзья.
4-й родитель «Добро»: Что бы вы не говорили, а я сильнее вас. Если бы в мире было больше Зла, чем Добра, люди давно бы уничтожили друг друга. И ничего бы на этом свете не было. А все войны всё равно оканчиваются миром.
Посмотрите вокруг, сколько чудес творю я. Вот ты, Зависть, иногда говоришь, что ты «белая» и не такая уж плохая. А ты, Жадность, прикидываешься даже полезной и твердишь, что жадность к знаниям, например, - это хорошо. А Ненависть вообще говорит, что от неё до Любви один шаг. То есть все вы хотите казаться хорошими.
Но у меня тоже есть помощники, такие, как Сострадание, Щедрость, Любовь. И ещё много других. Им не надо притворяться, как вам, они и так хорошие.
1-й ребенок «Сострадание»: Да, мне всегда всех жалко. Если бы я было всесильным, я бы всех обогрело и всем помогло. Но я и так много делаю. Именно благодаря мне люди не теряют веру в свои силы, поддерживают друг друга и выходят из самых трудных ситуаций.
2-й ребенок «Щедрость»: Я тоже помогаю Добру. Это ж сколько сил отдают люди на добрые дела! А когда надо, отдают и последнее, что у них есть! И всё благодаря мне!
3-й ребенок «Любовь»: А я вообще правлю миром, так все говорят. Человек без любви и не человек вовсе. Ведь только любовь раскрывает всё лучшее, что в нём есть, даёт ему силы и вдохновляет на добрые поступки.
Веселушка: Притихли Зависть, Жадность, Ненависть, нечего им было возразить Добру. Вот и суди теперь, кто победил в этом споре. (Дети и родители обсуждают сказку).
Давайте мы отправимся дальше (слайд 31 «Дорога добра»), поглядите перед нами река, которая называется «Художественная» (слайд 32 «Река»). Давайте попробуем нарисовать добро и зло, как же они выглядят, на что они похожи? Ваши мамы и папы вам помогут!
Родители и дети под музыку рисуют «Добро» и «Зло» (Слайд 33,34 «Рисунок»).
Веселушка: Какое «добро» у вас красивое (дети и родители помогают найти прилагательные: нежное, восхитительное, прекрасное, замечательное, волшебное, изумительное, очаровательное и т. д.). А «зло»… (ужасное, страшное, злобное, устрашающие и т. д.). Добро украшает нашу жизнь, давайте и мы украсим наш зал добром. А что делать со злом? (предложения детей) Давайте мы разорвем его на мелкие кусочки, и сделаем из него красивый салют! (Дети разрывают рисунки со злом и по команде бросают его вверх). Здорово, вам понравилось? Вы почувствовали, как на сердце стало радостней, когда зло исчезло? Но оглянитесь вокруг, что-то здесь не так – грязновато стало! А давайте поиграем в игру «Веселые и быстрые помощники» (слайд 35 «Веселая песенка»). Пока звучит песня дети собирают кусочки бумаги в ведерко черного цвета.
Веселушка: Осталось совсем немного, мы стоим у ворот страны «Добряндии» (слайд 36 «Ворота»). Ворота открываются только очень добрым людям. А определить, какие вы, добрые или нет, помогут старинные весы. Посмотрите, с одной стороны весов весит ведерко черного цвета, куда вы собрали зло, а с другой - ведерко белого цвета, куда мы положим записочки с добрыми семейными историями (родители с детьми советуются, обсуждают и делают запись на листочке).
Веселушка: Давайте послушаем, какие добрые дела совершались вами или вашими родными. Родители или дети рассказывают о значимых добрых поступках, складывают записки и заготовленные заранее поделки для детей младших групп, в белое ведро. Когда белое ведерко перевешивает звучат фанфары ворота превращаются в радугу (слайд 37 «Радуга») и детей приветствуют жители города Добряндии – барбарики (слайд 38 «Барбарики»).
Веселушка: Мы с вами попали на улицу «Танцевальная» Давайте станцуем танец дружбы и добра, а барбарики нам подпоют! (Слайд 39 «Веселая песенка»). Приглашайте своих родителей!
Веселушка: Ребята, а ведь это еще не все, в Добряндии есть замечательная площадь «Загадочный сюрприз», чтобы на нее попасть, вы должны ответить на очень важные вопросы. Что такое добрый поступок? (ответы детей - это поступок, от которого становится хорошо другому человеку, животному или растению). А как вы думаете, добрый человек за свою доброту требует награды? (ответы детей). Почему они совершают добрые поступки (ответы детей - добрый человек и не может поступить по-другому). А что такое злой поступок? (ответы детей - это такое дело, от которого становится больно и грустно другому человеку и т. д.). Если вас сейчас спросить, как нужно поступить в том или ином случае, вы наверняка, ответите мне все верно: не ссориться, не обижать, помогать и т. д. Это правило жизни! Но всегда ли мы поступаем по этим правилам? Где они должны в нас храниться, чтобы мы чаще совершали добро? (Ответы детей - в голове, в сердце). Почему? (Ответы детей - в голове, чтобы помнить о них, в сердце, чтобы чувствовать добро ли ты делаешь). Очень хорошо, а теперь нужно крепко зажмурить глаза и произнести волшебные слова «Сим салабим, Крибле-крабле-бумс». Смотрите, мы с вами на площади «Загадочный сюрприз» (Слайд 39 «Площадь»), здесь живет волшебство!
Воспитатель достает коробку с тройным дном, где находятся конфеты и диски.
В этой коробке ничего нет (всем показывается коробка, в которой ничего нет). Накроем ее платком, дунем три раза, скажем волшебные слова (воспитатель незаметно открывает первое потайное дно), смотрите – конфеты! Вот для каждого из вас волшебная конфета, кто ее съест, тот станет в сто раз добрее (детям раздаются конфеты). Пустую коробку еще раз накроем платком (дети дуют и произносят волшебные слова, воспитатель открывает второе потайное дно) – это диски с песнями про дружбу их вам дарят жители города Добряндии барбарики. Слушайте их, пойте и дарите людям только добро!
А для мам и пап у меня тоже есть подарки, посмотрите волшебный конверт. В него мы помещаем обычную газету, дуем, говорим волшебные слова (родители дуют и произносят волшебные слова, воспитатель незаметно переворачивает конверт) и вот вам, пожалуйста – памятка с афоризмами, которая поможет мудрым советом. Ведь ваши дети должны получить столько заботы и ласки, чтобы они могли дарить их всему миру.
И на прощание мне хочется, чтобы у всех вас не угасало желание совершать добрые и милосердные поступки, чтобы в сердце жили справедливость и взаимопонимание. Путь к доброте нелегкий. У каждого человека он свой. Я желаю, чтобы каждый из вас нашел его!
Слайд 39 «Стих напутствие».
Горит свеча, и язычок огня
Трепещет и манит, и радует меня
И заставляет думать о пути,
Что нашим детям суждено пройти.
Зло и добро - вот две дороги разных
Одна - поступков страшных, безобразных.
Другая - Света, Веры и Надежды.
Какую выбрать ... Наш ребенок сам решит.
Вот и закончилось наше путешествие! Дорогие родители и дети, кто считает, что наша встреча подняла настроение, сблизило всех нас, сделала мудрее и добрее, то положите в белое ведерко улыбающихся смайликов, а кто считает наоборот, то грустных. А вас, уважаемые родители, прошу с другой стороны смайликов написать свои впечатления, пожелания или замечания о нашем путешествии.
До свидания, до новых встреч в стране Добряндии!
Список источников
- Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей. Журнал «Управление ДОУ», №4 – 2008.
- Богославец Л.Г., Давыдова О.И. «Творческие конкурсы в работе ДОУ с родителями». Журнал «Управление ДОУ», № 1-2010.
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Журнал «Дошкольное воспитание», №№1,2 – 2000.
- Додокина Н.В. Семейный театр – форма взаимодействия ДОУ и семьи. Журнал «Дошкольное воспитание», №5 – 2005.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Москва,2002.
- Перещепа С.С. Сотрудничество педагога с семьей. Журнал «Управление ДОУ», №3 – 2006.
- Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. Журнал «Дошкольное воспитание», №11 -2004.
- Соловей С. Дискуссия как форма работы с родителями. Журнал «Дошкольное воспитание», №2 -2008.
- Терещюк С.В. От сотрудничества с семьей – к развитию ребенка. Журнал «Управление ДОУ», №2 – 2009.
- Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников. Журнал «Дошкольная педагогика», №7 – 2007г.
Воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 Рассказова Н.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая встреча с детьми 2-ой младшей группы. Встреча №8 «Сердитый гном»
Предлагаю вниманию конспект групповой работы в рамках моей рабочей программы. Знакомство детей 3-4 лет с эмоцией «гнев»....
Тематическое собрание-дискуссия - Развитие речи детей раннего возраста.
Собрание вллючает в себя 3 части:1. Теоретическая. Родители познакомятся с речевыми особенностями детей второго и третьего года жизни.2.Практическая. Знакомство родителей с особенностями литерат...
Консультация для воспитателей "Первая встреча воспитателя с родителями и детьми в период адаптации" (обобщение педагогического опыта)
Представляю вашему вниманию, уважаемые педагоги, мой педагогический опыт по теме самообразования "Адаптация к ДОО всех участников образовательного процесса", результатом которого является ко...
Конспект тематической встречи"Встреча с родителями по профессиям (моя мама-медсестра).
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста....
Тематическая встреча с родителями "Хотите воспитать доброго человека-читайте ему добрые книжки"
Повышение уровня педагогической культуры родителей, развитие интереса по воспитанию юного читателя....
Конспект творческой встречи логопеда с родителями и детьми старшей группы " Слава воинам"
В данном конспекте отражены инновационные методы работы с детьми по развитию речи. Представлены все направления : работа над фонематическим слухом, интонационной выразительностью, звуко-слоговой струк...
Тематического развлечения психолога и родителей с детьми „В гости к солнышку“.
Тематического развлечения психолога и родителей с детьми „В гости к солнышку“. Цель: Способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка.Задачи:&bul...