Консультация для воспитателей "Первая встреча воспитателя с родителями и детьми в период адаптации" (обобщение педагогического опыта)
консультация по теме
Представляю вашему вниманию, уважаемые педагоги, мой педагогический опыт по теме самообразования "Адаптация к ДОО всех участников образовательного процесса", результатом которого является консультация воспитателям, в которой говорится, а что же именно можно использовать в своей работе, чтобы дети от 1,5 лет и их родственники (мамы, папы, бабушки и дедушки), а также сами педагоги вошли в адаптационный перид безболезненно (спокойно и с радостью). Подробная информация отражена в моей программе "Адаптация к ДОО всех участников образовательного процесса", которую я собираюсь опубликовать на этом сайте...Может быть кому-то помогут мои материалы из личного опыта. Благодарю. Воспитатель и музыкальный руководитель детского сада г. Нижневартовска Ловчинская Полина Александровна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pervaya_vstrechaadaptatsiya.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Составил: воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко» Ловчинская П.А.
«Первая встреча воспитателя с родителями и детьми 1,5 – 2 лет в условиях адаптационного периода к ДОУ»
(из личного опыта работы)
В работе с родителями необходим индивидуальный, дифференцированный подход.
На первой встрече с родителями можно рассказать о жизни детей в детском саду. А для того, как подготовить детей к приходу в детский сад нужно дать для прочтения «Правила внутреннего распорядка ДОУ» (Приложение № 1). Педагог, для успешного воздействия на воспитанника, может узнать у родителей, что ребенку особенно интересно и тогда он сможет предположить как пробудить желание у воспитанника пойти в детский сад.
Родителей следует предостеречь от ошибки, которую они часто допускают, запугивая детей. Ещё задолго до того, как ребёнку идти в детский сад, он слышит: «Скоро отмучаемся, там научат тебя есть». Или: «Подожди, вот пойдешь в детский сад, там не побезобразничаешь», «Там тебе не над бабушкой командовать» и т. д. Постепенно у малыша складывается впечатление, что детский сад – это место, где все запрещено, за все наказывают и уж во всяком случае, никто не пожалеет и не приласкает. Он со страхом ждет момента, когда попадет в новый, неизвестный ему мир, и вероятнее всего, что первый день этого ребёнка в детском саду будет оглашён криком и облит обильными слезами.
Беседуя с родителями, воспитатель знакомит их с адаптационным листом, с графиком адаптационного периода и точно обговаривает время нахождения ребенка в детском саду в течении первых трех дней посещения, а также определяет место в шкафчике, где у ребенка будут храниться личные вещи, знакомит с социальным паспортом и правилами его заполнения (Приложение № 1).
Целесообразно, чтобы в первый день приёма все два часа адаптационного периода ребенок был вместе с мамой. Воспитатель сообщает всем детям, что к нам пришел мальчик или пришла девочка, называет имя, просит поздороваться всех детей и показывает новичкам: -«Вот у нас группа. Здесь у нас много разных игрушек, здесь мы кушаем, здесь занимаемся, играем и т.д. А это у нас умывальная – мы здесь умываемся и ходим на горшок и т.д. Обычно ребенок сидит у мамы на руках. Ребенок видит, что мама улыбается, что все хорошо, спокойно, ему тоже становится комфортно и он сам успокаивается. Потом малыш спускается с маминых рук и «осваивает» игрушки. В присутствии мамы ребенок пытается вступить в контакт со сверстниками и ему это очень нравится, ведь мама рядом. Нужно поиграть в коммуникативные игры, которые сближают общающихся и устанавливают доверительные отношения. (Картотека коммуникативных игр в приложении). Когда подходит конец второго часа пребывания в группе, мама с ребенком прощаются с детьми и уходят. У ребенка остается приятное воспоминание о посещении этого места (детского сада) и тогда ему захочется прийти еще раз.
Во второй день посещения ребенка ДОУ новичка оставляют уже без мамы, но ненадолго, тоже на 2 часа. Как бы не вел себя ребенок (падает на пол, изгибается, кричит, дерется с воспитателем или проявляет другие негативные эмоции), воспитатель только с добротой в душе садится на стульчик, берет малыша на руки, ласково и крепко прижимает ребенка к себе и мысленно проявляет к малышу любовь, слабо качает его, пропевает любую мелодию, вроде колыбельной или проговаривает потешку. Обычно ребенок через полчаса понимает, что угрозы нет и уже идет знакомиться с окружающим миром. Не успел ребенок насытиться ознакомлением, как пришла мама и ребенок в третий раз усвоил истину, что все хорошо. На третий день ему легче расстаться с мамой. И воспитатель в свою очередь встречает его, как старого знакомого. «А вот и Миша пришёл! (искренне улыбается).Я тебя ждала». Знакомясь с родителями индивидуально, в беседе можно больше узнать о семье каждого ребёнка, его характере, привычках. Некоторая торжественность обстановки, деловой тон беседы должны вселить в мать или в отца уверенность, что о развитии и воспитании их ребёнка воспитатель серьёзно думает, что малышу будет хорошо в детском саду, что он многому научится, что его никто не обидит.
При систематической индивидуальной работе с семьями между воспитателями и родителями устанавливаются доверительные отношения. Это дает возможность обеспечить оптимальные условия воспитания ребёнка, наметить пути оказания действенной помощи семье.
Индивидуальное общение с родителями, в свою очередь, во многом помогает воспитателю в выборе правильного подхода к детям. Иногда педагогу трудно разобраться в поступке ребёнка. Раздражительность ребенка, отчуждённость, нежелание заниматься, играть подчас ставят воспитателя в тупик. Как убедить заупрямившегося малыша, какие привести ему доводы, как найти ту меру строгости и ласки, которая необходима? Здесь воспитатель может использовать помощь родителей, которые хорошо знают своего ребёнка, его привычки и склонности, манеру проявлять свои чувства и желания.
Нередко можно услышать от родителей такие заявления: «Может быть можно, Пете не заниматься? Он такой слабенький», «Пусть Маша сегодня не гуляет, а Катя не любит овощи – пусть их не ест», «Сын рассказал, что он не только сам одевается, но все время помогает какому-то маленькому Саше. Зачем это? Ведь он сам ещё маленький!» Прежде чем выполнить подобные просьбы, нужно узнать, чем вызвана просьба. Или она продиктована состоянием здоровья ребёнка или другими серьёзными обстоятельствами, то воспитателю это следует учесть.
В адаптационном листе планируется наблюдение за периодом адаптации в течении месяца, после окончания этого периода подводится итог: какой степени тяжести у ребенка был адаптационный период. Важно не нарушать рекомендации психологов по посещению детского сада в этот период, даже если ребенок совсем не проявляет отрицательных эмоций (они могут быть скрыты), а при нарушении посещения могут проявиться неожиданно и нанести серьезную душевную травму, о которой ребенок никогда не забудет. Мы, воспитатели, отвечаем не только за физическое состояние ребенка, но и эмоциональное (по ФГОС ДО) и, поэтому, нужно корректно объяснять родителям почему именно так, а не иначе и самим проделывать всю рекомендованную работу по сокращению сроков адаптации посредством внедрения новейших здоровьесберегающих технологий (музыки релаксации, колыбельной, пропевания потешек, проведение разных видов игр, проведение консультаций для родителей и т.д.).
Надеюсь, что мой опыт кому-нибудь пригодится. С уважением, Ловчинская П.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя логопедической группы с детьми в период адаптации к детскому саду
в статье представлен опыт работы по созданию "Дерева группы", система игр на сплочение коллектива, система работы по адаптации детей в группе....
Рекомендации воспитателям по работе с детьми в период адаптации
Краткие рекомендации для воспитателей по работе с детьми 3-4 лет в период адаптации к ДОУ. Данные рекомендации разработаны творческой группой педагогов-психологов образовательного комплекса ГБОУ школа...
Памятка для воспитателей по наблюдению за детьми в период адаптации
Рекомендации логопеда воспитателям по выявлению детей с особой предрасположенностью к возникновению речевых нарушений....
Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми «Добро и зло»
Тематическая встреча - дискуссия с родителями и детьми подготовительной группы «Добро и зло» направленна на приобщение детей и родителей к семейным духовно-нравственным ценностям....
консультация "чем можно заниматься дома родителям с детьми в период режима самоизоляции"
игры и развлечения с детьми в домашних условиях...
"Годовой круг встреч воспитателей с родителями"
Взаимодействие с родителями одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня теми, кто имеет отношение к детям.Задача педагогов привлечь и заинтересовать родителей в процесс...
Конспект творческой встречи логопеда с родителями и детьми старшей группы " Слава воинам"
В данном конспекте отражены инновационные методы работы с детьми по развитию речи. Представлены все направления : работа над фонематическим слухом, интонационной выразительностью, звуко-слоговой струк...