Программа кружка "Цветные числа"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Клименкова Ольга Михайловна

Игры – занятия с палочками -  позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tsvetnye_chisla.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ  ДС  №10  «Белочка»

Программа по дополнительной образовательной  услуге для детей от 4 до 5 лет

 Кружок «Цветные числа»

(Средняя  группа)

                                                                Руководитель:    воспитатель высшей категории

                                                                                                     

        Клименкова О. М.

        Нижневартовск  - 1014г.

Содержание

  1. Паспорт программы ………………………………………………………………….2- 4
  2. Пояснительная записка…………………………………………………………….5 – 6
  3. Содержание программы……………………………………………………………7 -8
  4. Календарно-тематическое планирование………………………………9 – 11
  5. Список детей…………………………………………………………………………….. 12
  6. Диагностическая карта……………………………………………………………….13
  7. Критерии оценки…………………………………………………………………………14
  8. Список литературы……………………………………………………………………..  15

Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.

Паспорт программы:

Автор:

Руководитель Клименкова О. М.

Название программы:

Программа кружка «Цветные числа»

Участники программы:

Воспитанники,  воспитатели МАДОУ  ДС   «10 «Белочка»

Цель:

Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи:

-Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Принципы реализации программы:

1. Принцип   энциклопедичности.

3. Принцип интеграции.

4. Принцип последовательности.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

6. Принцип наглядности.

Этапы реализации программы:

Реализация программы рассчитана на 1 год   октябрь 2014 - май 2015 и включает в себя этапы::

1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь).

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из   различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе,   диагностирование участников проекта.

Изучение методической литературы по данному вопросу.

Составление перспективного планирования.

2 этап – технологический (Основной) декабрь-май –

Организация и проведение циклов занятий, совместных развлечений,  проведение конкурсов и викторин, разработка форм работы с детьми, родителями; Составление перспективного планирование на весь учебный год. Разработка диагностического материала по теме. Разработка конспектов занятий, бесед, праздников;

Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр);  Подбор  подвижных игр для детей,  подбор материалов для педагогов и родителей,  сбор и оформление наглядного материала .Организация воспитательно  - образовательного процесса  (организация работы по режиму дня, по сетке занятий,  досуги, организация игровой, познавательной.

Привлечение семьи и специалистов к решению педагогических задач.

Продуктивная деятельность – как итог проведённого занятия;

Создание  фотоальбома.

3 этап – реализация программы  (ноябрь-апрель)

Отслеживание результатов деятельности по данной теме, проведение диагностики на основе методических рекомендаций. В ходе диагностики использовать различные методы:

- беседы с детьми;

- педагогические наблюдения;

- дидактические игры;

- продуктивную деятельность.

Оформление фотоматериалов по итогам года.

Пополнение методической копилки работами детей, разработками сценариев мероприятий. Проведение выставок детских работ

4 этап – Заключительный  (май)

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Презентация опыта работы педагога по программе.

Ожидаемый результат

Игры – занятия с палочками позволят  ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивют  творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию,  логическое мышление, внимание, память, способствуют  воспитанию самостоятельности,  инициативы,  настойчивости в достижении цели.

Сроки реализации:

Октябрь 2014 – май 2015

Программа кружка "Цветные числа".

(средний возраст  4 – 5 лет)

Пояснительная записка

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.

Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

          Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи кружка:

- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Методическое обеспечение:

- Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.

- Цветные счётные палочки Кюизенера.

- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.

- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Цветные схемы-карточки.

Оценка результативности программы проводится на основе « Диагностики уровня усвоения программы» (под редакцией М. А. Васильевой).

 

Перспективный план работы кружка «Цветные числа»

Октябрь.

Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.

Ноябрь.

Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.

Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.

Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

Декабрь

Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.

Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.

Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей

Январь

Игра «Дорожки для матрешки». Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.

Игра «Угадай – ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.

Игра – занятие «Высокий – низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга

 

Февраль.

Игра «Один – много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Игра – занятие «Идет коза рогатая». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Закрепить понятие о величине: большой – маленький.

Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игры – конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

 

Март

Игра – занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности.

Игра – инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.

 

Апрель

Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.

Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.

 Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете

Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.

Май

Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Игра «Зайка».Закреплять умение сравнивать предметы по дли не и высоте; обозначать словами результат сравнения.

Подвижная игра: «Найди свой домик». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.

Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.

 

Диагностическая карта

(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой)

Таблица с колонками:

  1. Проявляет интерес к деятельности,
  2. Принимает игровую задачу,
  3. Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре,
  4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
  5. Различает «много» предметов и «один»,
  6. Строит разнообразные постройки,
  7. используя объёмные и плоскостные палочки,
  8. Использует речь в процессе игры.
  9. Умение осваивать действия с предметом,
  10. Умение принимать игровую задачу.
  11. Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.

 

        

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

 


Диагностическая карта

по итогам реализации программы  кружка   «Цветные числа»    на   2014 – 2015 учебного года.

(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией  Веракса Н. Е.   «От рождения до школы»)

                       Группа:    Средняя «В»       Возраст: 4 года       Количество детей: 8        Руководитель: Клименкова О. М.        

№ п/п

Фамилия   имя ребёнка

 Софья.Эльвина      Витя С.     Ваня Ш..     Юля П. .  Соня З    Джамиля  Серёжа

н        к

н        к

н      к

н         к

н         к

н        к

н        к

н      к

1

Проявляет интерес к деятельности,

2

Принимает игровую задачу,

3

Эмоционально – положительно относится

 к взаимодействию со сверстниками в игре,

4

 При обследовании предметов выделяет

цвет, форму, величину

5

Различает «много» предметов и «один»

6

Строит разнообразные постройки,

используя объёмные и плоскостные палочки,

7

 Использует речь в процессе игры.

8

Умение осваивать действия с предметом.

9

Умение принимать игровую задачу.

10

Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

Итог

Примечание

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

Алимурадова Д.

2

Батечко В.

3

Зайцева С.

4

Лебедева С.

5

Орлов С.

6

Селиверстов В.

7

Соловьёва С.

8

Постникова Ю.

9

10

Табель учёта посещаемости кружка «Цветные числа»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базик И.Я. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию при ознакомлению детей дошкольного возраста с литературными произведениями. Авторский реферат. Москва 1986г.
  2. Комарова Л. Д. Как  работать с палочками  Кюизенера?  М. ; Издательство ГНОМ и Д. 2008, -64.
  3. Панова Е. Н., - Воронеж: ЧП Лакоценина С. С., 2007.-96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Цветные числа"

Задачи, цели, перспективный план кружка....

"Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего возраста в ОО "Познание" по программе "Мир открытий"(под редакцией Л.Г.Петерсон) по теме "Счет до 8.Число и цифра 8"

В своей работе уделяю большое внимание изучению личности своих воспитанников и развитию их способностей, применяя дифференцированный подход к организации образовательной деятельности. На протяжении мн...

Занятие по математике на тему "Число и цифра 7" (по программе "Радуга)

Тема: Число и цифра 7Цель: 1) Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей.2) Закрепить пространственные отношения, приёмы присчитывания и отсчитывания единиц на ч...

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа....

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке. Название конкурсной ...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»

Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель:  организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...