Программа кружка "Цветные числа"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Игры – занятия с палочками - позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tsvetnye_chisla.docx | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДС №10 «Белочка»
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей от 4 до 5 лет
Кружок «Цветные числа»
(Средняя группа)
Руководитель: воспитатель высшей категории
Клименкова О. М.
Нижневартовск - 1014г.
Содержание
- Паспорт программы ………………………………………………………………….2- 4
- Пояснительная записка…………………………………………………………….5 – 6
- Содержание программы……………………………………………………………7 -8
- Календарно-тематическое планирование………………………………9 – 11
- Список детей…………………………………………………………………………….. 12
- Диагностическая карта……………………………………………………………….13
- Критерии оценки…………………………………………………………………………14
- Список литературы…………………………………………………………………….. 15
Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.
Паспорт программы:
Автор: | Руководитель Клименкова О. М. |
Название программы: | Программа кружка «Цветные числа» |
Участники программы: | Воспитанники, воспитатели МАДОУ ДС «10 «Белочка» |
Цель: | Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. |
Задачи: | -Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними. - Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений. - Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти. - Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. - Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре. |
Принципы реализации программы: | 1. Принцип энциклопедичности. 3. Принцип интеграции. 4. Принцип последовательности. 5. Тематический принцип – деление материала на основные темы. 6. Принцип наглядности. |
Этапы реализации программы: | Реализация программы рассчитана на 1 год октябрь 2014 - май 2015 и включает в себя этапы:: 1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта. Изучение методической литературы по данному вопросу. Составление перспективного планирования. 2 этап – технологический (Основной) декабрь-май – Организация и проведение циклов занятий, совместных развлечений, проведение конкурсов и викторин, разработка форм работы с детьми, родителями; Составление перспективного планирование на весь учебный год. Разработка диагностического материала по теме. Разработка конспектов занятий, бесед, праздников; Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр); Подбор подвижных игр для детей, подбор материалов для педагогов и родителей, сбор и оформление наглядного материала .Организация воспитательно - образовательного процесса (организация работы по режиму дня, по сетке занятий, досуги, организация игровой, познавательной. Привлечение семьи и специалистов к решению педагогических задач. Продуктивная деятельность – как итог проведённого занятия; Создание фотоальбома. 3 этап – реализация программы (ноябрь-апрель) Отслеживание результатов деятельности по данной теме, проведение диагностики на основе методических рекомендаций. В ходе диагностики использовать различные методы: - беседы с детьми; - педагогические наблюдения; - дидактические игры; - продуктивную деятельность. Оформление фотоматериалов по итогам года. Пополнение методической копилки работами детей, разработками сценариев мероприятий. Проведение выставок детских работ 4 этап – Заключительный (май) Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы педагога по программе. |
Ожидаемый результат | Игры – занятия с палочками позволят ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивют творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, логическое мышление, внимание, память, способствуют воспитанию самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели. |
Сроки реализации: | Октябрь 2014 – май 2015 |
Программа кружка "Цветные числа".
(средний возраст 4 – 5 лет)
Пояснительная записка
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи кружка:
- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Методическое обеспечение:
- Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
- Цветные счётные палочки Кюизенера.
- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.
- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Цветные схемы-карточки.
Оценка результативности программы проводится на основе « Диагностики уровня усвоения программы» (под редакцией М. А. Васильевой).
Перспективный план работы кружка «Цветные числа»
Октябрь.
Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Ноябрь.
Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.
Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.
Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.
Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.
Декабрь
Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.
Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей
Январь
Игра «Дорожки для матрешки». Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.
Игра «Угадай – ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.
Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.
Игра – занятие «Высокий – низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга
Февраль.
Игра «Один – много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Игра – занятие «Идет коза рогатая». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Закрепить понятие о величине: большой – маленький.
Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игры – конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Март
Игра – занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности.
Игра – инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
Апрель
Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.
Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.
Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете
Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.
Май
Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Игра «Зайка».Закреплять умение сравнивать предметы по дли не и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Подвижная игра: «Найди свой домик». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.
Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.
Диагностическая карта
(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой)
Таблица с колонками:
- Проявляет интерес к деятельности,
- Принимает игровую задачу,
- Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре,
- При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
- Различает «много» предметов и «один»,
- Строит разнообразные постройки,
- используя объёмные и плоскостные палочки,
- Использует речь в процессе игры.
- Умение осваивать действия с предметом,
- Умение принимать игровую задачу.
- Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
Диагностическая карта
по итогам реализации программы кружка «Цветные числа» на 2014 – 2015 учебного года.
(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Веракса Н. Е. «От рождения до школы»)
Группа: Средняя «В» Возраст: 4 года Количество детей: 8 Руководитель: Клименкова О. М.
№ п/п | Фамилия имя ребёнка | ||||||||
Софья.Эльвина Витя С. Ваня Ш.. Юля П. . Соня З Джамиля Серёжа | |||||||||
н к | н к | н к | н к | н к | н к | н к | н к | ||
1 | Проявляет интерес к деятельности, | ||||||||
2 | Принимает игровую задачу, | ||||||||
3 | Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре, | ||||||||
4 | При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину | ||||||||
5 | Различает «много» предметов и «один» | ||||||||
6 | Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки, | ||||||||
7 | Использует речь в процессе игры. | ||||||||
8 | Умение осваивать действия с предметом. | ||||||||
9 | Умение принимать игровую задачу. | ||||||||
10 | Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре. | ||||||||
Итог |
Примечание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Алимурадова Д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Батечко В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Зайцева С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Лебедева С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Орлов С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Селиверстов В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Соловьёва С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Постникова Ю. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Табель учёта посещаемости кружка «Цветные числа»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Базик И.Я. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию при ознакомлению детей дошкольного возраста с литературными произведениями. Авторский реферат. Москва 1986г.
- Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? М. ; Издательство ГНОМ и Д. 2008, -64.
- Панова Е. Н., - Воронеж: ЧП Лакоценина С. С., 2007.-96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ФЭМП Программное содержание • Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на 2 меньших числа. • Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифр
Занятие с использованием ИКТ...
Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.
Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа....
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе, тема:"Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры."
ООД «Познавательное развитие» (ФЭМП)Тема: "Независимость числа от пространственного расположения предметов, отношения между числами, состав числа из двух меньших, геометрические фигур...
Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...
Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке. Название конкурсной ...
Дидактическая игра «Веселый счет» (старший дошкольный возраст).Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах 10, называть соседние числа, расширять объем с
Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах 10, называть соседние чи...