Программа кружка "Цветные числа"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Игры – занятия с палочками - позволяют ребёнку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ДС №10 «Белочка»
Программа по дополнительной образовательной услуге для детей от 4 до 5 лет
Кружок «Цветные числа»
(Средняя группа)
Руководитель: воспитатель высшей категории
Клименкова О. М.
Нижневартовск - 1014г.
Содержание
- Паспорт программы ………………………………………………………………….2- 4
- Пояснительная записка…………………………………………………………….5 – 6
- Содержание программы……………………………………………………………7 -8
- Календарно-тематическое планирование………………………………9 – 11
- Список детей…………………………………………………………………………….. 12
- Диагностическая карта……………………………………………………………….13
- Критерии оценки…………………………………………………………………………14
- Список литературы…………………………………………………………………….. 15
Игры – занятия с палочками позволяют ребёнку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа», программу которого я предлагаю.
Паспорт программы:
Автор: | Руководитель Клименкова О. М. |
Название программы: | Программа кружка «Цветные числа» |
Участники программы: | Воспитанники, воспитатели МАДОУ ДС «10 «Белочка» |
Цель: | Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность. |
Задачи: | -Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними. - Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений. - Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти. - Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. - Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре. |
Принципы реализации программы: | 1. Принцип энциклопедичности. 3. Принцип интеграции. 4. Принцип последовательности. 5. Тематический принцип – деление материала на основные темы. 6. Принцип наглядности. |
Этапы реализации программы: | Реализация программы рассчитана на 1 год октябрь 2014 - май 2015 и включает в себя этапы:: 1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь). Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта. Изучение методической литературы по данному вопросу. Составление перспективного планирования. 2 этап – технологический (Основной) декабрь-май – Организация и проведение циклов занятий, совместных развлечений, проведение конкурсов и викторин, разработка форм работы с детьми, родителями; Составление перспективного планирование на весь учебный год. Разработка диагностического материала по теме. Разработка конспектов занятий, бесед, праздников; Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр); Подбор подвижных игр для детей, подбор материалов для педагогов и родителей, сбор и оформление наглядного материала .Организация воспитательно - образовательного процесса (организация работы по режиму дня, по сетке занятий, досуги, организация игровой, познавательной. Привлечение семьи и специалистов к решению педагогических задач. Продуктивная деятельность – как итог проведённого занятия; Создание фотоальбома. 3 этап – реализация программы (ноябрь-апрель) Отслеживание результатов деятельности по данной теме, проведение диагностики на основе методических рекомендаций. В ходе диагностики использовать различные методы: - беседы с детьми; - педагогические наблюдения; - дидактические игры; - продуктивную деятельность. Оформление фотоматериалов по итогам года. Пополнение методической копилки работами детей, разработками сценариев мероприятий. Проведение выставок детских работ 4 этап – Заключительный (май) Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. Презентация опыта работы педагога по программе. |
Ожидаемый результат | Игры – занятия с палочками позволят ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивют творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, логическое мышление, внимание, память, способствуют воспитанию самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели. |
Сроки реализации: | Октябрь 2014 – май 2015 |
Программа кружка "Цветные числа".
(средний возраст 4 – 5 лет)
Пояснительная записка
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.
Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования давно известных российских и зарубежных дидактических средств (развивающие игры Б. Никитина, блоки Дьениша, «Лего», счетные палочки Кюизенера и др.), расширяя горизонты мирового образовательного пространства.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.
Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.
Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Цветные числа». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
Задачи кружка:
- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.
- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
Методическое обеспечение:
- Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.
- Цветные счётные палочки Кюизенера.
- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.
- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)
- Цветные схемы-карточки.
Оценка результативности программы проводится на основе « Диагностики уровня усвоения программы» (под редакцией М. А. Васильевой).
Перспективный план работы кружка «Цветные числа»
Октябрь.
Знакомство с палочками Кюизенера. Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек.
Ноябрь.
Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.
Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.
Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.
Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.
Декабрь
Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.
Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей
Январь
Игра «Дорожки для матрешки». Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.
Игра «Угадай – ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.
Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.
Игра – занятие «Высокий – низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга
Февраль.
Игра «Один – много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Игра – занятие «Идет коза рогатая». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Закрепить понятие о величине: большой – маленький.
Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игры – конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Март
Игра – занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности.
Игра – инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
Апрель
Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.
Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.
Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете
Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.
Май
Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Игра «Зайка».Закреплять умение сравнивать предметы по дли не и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Подвижная игра: «Найди свой домик». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.
Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.
Диагностическая карта
(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой)
Таблица с колонками:
- Проявляет интерес к деятельности,
- Принимает игровую задачу,
- Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре,
- При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
- Различает «много» предметов и «один»,
- Строит разнообразные постройки,
- используя объёмные и плоскостные палочки,
- Использует речь в процессе игры.
- Умение осваивать действия с предметом,
- Умение принимать игровую задачу.
- Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
Диагностическая карта
по итогам реализации программы кружка «Цветные числа» на 2014 – 2015 учебного года.
(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией Веракса Н. Е. «От рождения до школы»)
Группа: Средняя «В» Возраст: 4 года Количество детей: 8 Руководитель: Клименкова О. М.
№ п/п | Фамилия имя ребёнка | ||||||||
Софья.Эльвина Витя С. Ваня Ш.. Юля П. . Соня З Джамиля Серёжа | |||||||||
н к | н к | н к | н к | н к | н к | н к | н к | ||
1 | Проявляет интерес к деятельности, | ||||||||
2 | Принимает игровую задачу, | ||||||||
3 | Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре, | ||||||||
4 | При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину | ||||||||
5 | Различает «много» предметов и «один» | ||||||||
6 | Строит разнообразные постройки, используя объёмные и плоскостные палочки, | ||||||||
7 | Использует речь в процессе игры. | ||||||||
8 | Умение осваивать действия с предметом. | ||||||||
9 | Умение принимать игровую задачу. | ||||||||
10 | Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре. | ||||||||
Итог |
Примечание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Алимурадова Д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Батечко В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Зайцева С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Лебедева С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Орлов С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Селиверстов В. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Соловьёва С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Постникова Ю. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Табель учёта посещаемости кружка «Цветные числа»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Базик И.Я. Развитие способностей к наглядному пространственному моделированию при ознакомлению детей дошкольного возраста с литературными произведениями. Авторский реферат. Москва 1986г.
- Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? М. ; Издательство ГНОМ и Д. 2008, -64.
- Панова Е. Н., - Воронеж: ЧП Лакоценина С. С., 2007.-96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего возраста в ОО "Познание" по программе "Мир открытий"(под редакцией Л.Г.Петерсон) по теме "Счет до 8.Число и цифра 8"
В своей работе уделяю большое внимание изучению личности своих воспитанников и развитию их способностей, применяя дифференцированный подход к организации образовательной деятельности. На протяжении мн...
Занятие по математике на тему "Число и цифра 7" (по программе "Радуга)
Тема: Число и цифра 7Цель: 1) Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей.2) Закрепить пространственные отношения, приёмы присчитывания и отсчитывания единиц на ч...

Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа.
Число 7 и цифра 7. Состав числа 7: раскладывание числа 7 на два меньших числа и получение из двух меньших одного большего числа....

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке. Название конкурсной ...

Программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений «Образ числа» Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»
Тема: « Раз, два, три, четыре, пять – будем числа изучать»Цель: организация педагогических условий становления образа числа и развития умственных способностей у детей дошкольно...