Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
материал (подготовительная группа)

Тагирова Эльвира Акифовна

НоминацияЛучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке.

 

Название конкурсной работы: Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_yazyki_narodov.doc187 КБ
Файл yazyki_narodov_prezentatsiya.pptx523.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация:   Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке.

Название конкурсной работы: Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы у дошкольников.

Воспитатели:

Полынникова Анна Валерьевна

Тагирова Эльвира Акифовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»

Красноярский край

г. Зеленогорск

2020 г.

     На сегодняшний день существует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно ФГОС детство рассматривается как важный этап в общем развитии человека. Этот период жизни значим сам по себе и тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что это есть период подготовки к следующему периоду. В этом заключается самоценность детства, уникальность которого необходимо сохранить и поддержать его разнообразие.

     Конечно, это не единственный принцип, на котором основывается дошкольное образование. Важно отметить и то, что взаимодействие и общение детей и взрослых строится на содействии и сотрудничестве, а также на основе признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, поэтому необходима поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Таким образом, одной из задач федерального стандарта является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. А это значит, существует необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, мы полагаем, что именно проектная деятельность как инновационная педагогическая технология подходит для достижения поставленной цели в общем, и может выступать средством для развития самостоятельности и инициативы у дошкольников, в частности.

     И действительно, метод проектов занимает очень важное место в образовательном процессе ДОУ, широко и активно используется в дошкольном образовании, поскольку может охватывать все образовательные области и позволяет детям «прожить» определенную тему в разных видах деятельности, что делает образовательный процесс целостным. Также работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, дает возможность ему проявить самостоятельность и инициативу.

     Проектная деятельность как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

     Основное предназначение проектов заключается не только в предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, но и в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

     Данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке такие качества как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных задач. И при этом, важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Итак, чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность, ведь в таких условиях каждый ребенок сможет почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

     Так, например, хотелось бы отметить один самых ярких проектов в нашей группе. Этот проект назывался «Как пчелы делают мед?». Данный проект возник спонтанно и продлился около трех месяцев. На одном утреннем сборе после обсуждения интересующих детей вопросов, у ребят вызвал наибольший интерес вопрос о том, как пчелы делают мед. И, как оказалось, дети мало знают о пчелах, полезны они или нет, как они добывают мед. Все это послужило началом зарождения проекта о пчелах и меде.

Проектная идея: объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Срок реализации: 3 месяца (ноябрь-январь) – среднесрочный.

Проблема проекта: Почему пчелы полезные насекомые? Как они делают мед? Как узнать натуральный ли мед?

Цель проекта:

создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе.

Задачи проекта:

1.        Вызвать интерес к конкретному объекту живой природы – пчеле, через проектно-исследовательскую   и экспериментальную деятельность.

2.        Формировать представления детей о том, что пчелы – полезные насекомые, их значении в природе; выяснить, где живет пчела и как она делает мед;

3.        Формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.

4.        Воспитывать любовь и бережное отношение к  живой природе, а именно к пчелам; развивать эмоциональную отзывчивость.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
  2. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом в области познавательно–творческой деятельности детей.
  3. Развитие у детей познавательного интереса к пчелам, как к полезным насекомым.
  4. Развитие двигательной, творческой, мыслительной деятельности, речевой активности и самостоятельности у детей.
  5. Пополнение развивающей среды группы поделками, тематическими папками.

Формы и методы реализации проекта:

  • Беседы
  • Наблюдения
  • Дидактические игры
  • Речевые игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Игра-дегустация
  • Чтение художественной литературы
  • Чтение и заучивание стихов
  • Подвижные игры
  • Просмотр мультфильмов
  • Выставки
  • Творческие мастерские (оригами, рисование, лепка и т.д.)
  1. Подготовительный этап.

Постановка задач, уточнение имеющейся информации. Составление плана проекта. Изучение и подбор иллюстративного материала, художественной и познавательной литературы, материала  для экспериментирования.

  1. Деятельностный этап.

Реализация проекта по основным направлениям

Социально-коммуникативное развитие

- Рассказ-беседа «Пчелка — полезное насекомое»,  «Как пчёлы делают мёд?», беседа «Из чего пчёлы делают мёд?», «Чем полезен мед?», беседа «Пчеловод – друг пчел».

- Игра-дегустация «Вкусный мед!».

- Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка меда», «Пасека».

Познавательное развитие

- Наблюдение за пчелами на участке.

- Опыты «Медовый стакан», «Салфетка».

- Дидактические игры «Найди отличия», «Определи домики пчелок», «Пчелы и цветы», «Собери картинку», «Что лишнее?», лото «Насекомые», пазлы.

- Мультфильмы: «Пчелка Майя», «Лунтик».

Речевое развитие

- Приветствие на утреннем сборе «Я -  пчела и ты - пчела»

- Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Цветочек».

- Чтение и пересказ рассказов К. Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;

- Скороговорка про пчел.

Художественно-эстетическое развитие

- Чтение стихов, поговорок, пословиц

- Медовые сказки.

- Раскраски «Пчелы».

- Рисование пластилином «Веселая пчелка» (Коллективная работа).

- Рисование карандашами «Пчелы»

- Книжки «Рецепты из меда» (дети с родителями)

- Лепка «Наши пчелки».

- Поделки из бросового материала «Пчелки».

- Оригами «Пчелы».

- Прослушивание и обсуждение музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».

- Детский концерт с музыкальными инструментами под песню «Я – пчела, ты - пчеловод».

Физическое развитие

- Подвижные игры «Поймай пчелу», «Медведь и пчелы».

- Игровое упражнение «Кто больше запасет меду?».

3. Заключительный этап

  1. Определение результата практической деятельности детей и родителей.
  2. Оформление стенгазеты с фотографиями. Презентация проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Приготовление и выпечка медового печенья;
  • Рисунок «Веселая пчелка» (из пластилина);
  • Оригами «Пчелки»;
  • Выставка рисунков и поделок из бросового материала;
  • Проведение опытов «Натуральный ли мед?»;
  • Изготовление самодельных книжек про пчел, мед и  медовые рецепты (с родителями);
  • Детский концерт с музыкальными инструментами под песню «Я – пчела, ты - пчеловод».
  • Стенгазета с фотографиями для презентации проекта.

Итоги проекта:

     В ходе проекта дети открыли для себя, что пчелы – это полезные насекомые и как они делают мед, попробовали его на вкус, стряпали медовое печенье, с помощью опытов попытались определить, какой мед натуральный.             Работа по проекту доставила удовольствие не только детям, но и их родителям, которые творчески подошли к совместной деятельности с детьми. Данный проект помог привлечь родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы.

     По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что все поставленные цели и задачи были выполнены.

     В заключение, хотелось бы отметить, что в ходе данного проекта в группе была создана безопасная, доступная, разнообразная и содержательная развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию и самовыражению детей в различных видах деятельности. Тесное сотрудничество с семьями воспитанников делало работу над проектом  интересной и продуктивной. Родители вместе с детьми с удовольствием участвовали в реализации  данного проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №13 «Звездочка ». Название конкурсной работы : Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы у дошкольников. Номинация конкурса: Практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке. Воспитатели: Полынникова Анна Валерьевна Тагирова Эльвира Акифовна

Слайд 2

Запуск проекта «Как пчелы делают мед?» «Методом трех вопросов»

Слайд 3

Планирование деятельности по теме проекта

Слайд 4

Сообщение Ильи и Радмира о разновидностях пчел

Слайд 5

Изготовление книжек вместе с родителями

Слайд 6

Изготовление пчелок из бросового материала

Слайд 7

Лепим пчел и рисуем пластилином

Слайд 8

Делаем оригами «Пчелы»

Слайд 9

Пробуем мед на вкус и проводим опыт «Натуральный ли мед?»

Слайд 10

По опыту- мед натуральный и вкусный !

Слайд 11

Стряпаем медовые печенья

Слайд 12

Рисуем пчелок с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования    Санкт-Петербургская ака...

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Цикл семинаров о реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов России прошел во всех федеральных округах

В декабре 2019 года в Центральном, Приволжском, Дальневосточном, Сибирском, Южном, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах прошли семинары по обсуждению результатов анализа ...

Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке

Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...

Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования

Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...

«Требования к конкурсу на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

В целях повышения престижа педагогической профессии, стимулирования высоких достижений в профессиональной деятельности и государственной поддержки молодых педагогов дошкольных образовательных организа...