Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
материал (подготовительная группа)
Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке.
Название конкурсной работы: Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_yazyki_narodov.doc | 187 КБ |
yazyki_narodov_prezentatsiya.pptx | 523.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
Номинация: Лучшая практика реализации образовательной программы дошкольного образования на родном языке из числа народов Российской Федерации, в том числе русском языке.
Название конкурсной работы: Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативы у дошкольников.
Воспитатели:
Полынникова Анна Валерьевна
Тагирова Эльвира Акифовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 13 «Звездочка»
Красноярский край
г. Зеленогорск
2020 г.
На сегодняшний день существует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, разработанный на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Согласно ФГОС детство рассматривается как важный этап в общем развитии человека. Этот период жизни значим сам по себе и тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что это есть период подготовки к следующему периоду. В этом заключается самоценность детства, уникальность которого необходимо сохранить и поддержать его разнообразие.
Конечно, это не единственный принцип, на котором основывается дошкольное образование. Важно отметить и то, что взаимодействие и общение детей и взрослых строится на содействии и сотрудничестве, а также на основе признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, поэтому необходима поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Таким образом, одной из задач федерального стандарта является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. А это значит, существует необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, мы полагаем, что именно проектная деятельность как инновационная педагогическая технология подходит для достижения поставленной цели в общем, и может выступать средством для развития самостоятельности и инициативы у дошкольников, в частности.
И действительно, метод проектов занимает очень важное место в образовательном процессе ДОУ, широко и активно используется в дошкольном образовании, поскольку может охватывать все образовательные области и позволяет детям «прожить» определенную тему в разных видах деятельности, что делает образовательный процесс целостным. Также работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка, дает возможность ему проявить самостоятельность и инициативу.
Проектная деятельность как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Основное предназначение проектов заключается не только в предоставлении детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, но и в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке такие качества как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных задач. И при этом, важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Итак, чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность, ведь в таких условиях каждый ребенок сможет почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.
Так, например, хотелось бы отметить один самых ярких проектов в нашей группе. Этот проект назывался «Как пчелы делают мед?». Данный проект возник спонтанно и продлился около трех месяцев. На одном утреннем сборе после обсуждения интересующих детей вопросов, у ребят вызвал наибольший интерес вопрос о том, как пчелы делают мед. И, как оказалось, дети мало знают о пчелах, полезны они или нет, как они добывают мед. Все это послужило началом зарождения проекта о пчелах и меде.
Проектная идея: объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Срок реализации: 3 месяца (ноябрь-январь) – среднесрочный.
Проблема проекта: Почему пчелы полезные насекомые? Как они делают мед? Как узнать натуральный ли мед?
Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе.
Задачи проекта:
1. Вызвать интерес к конкретному объекту живой природы – пчеле, через проектно-исследовательскую и экспериментальную деятельность.
2. Формировать представления детей о том, что пчелы – полезные насекомые, их значении в природе; выяснить, где живет пчела и как она делает мед;
3. Формировать стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, а именно к пчелам; развивать эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
- Укрепление сотрудничества родителей с детским садом в области познавательно–творческой деятельности детей.
- Развитие у детей познавательного интереса к пчелам, как к полезным насекомым.
- Развитие двигательной, творческой, мыслительной деятельности, речевой активности и самостоятельности у детей.
- Пополнение развивающей среды группы поделками, тематическими папками.
Формы и методы реализации проекта:
- Беседы
- Наблюдения
- Дидактические игры
- Речевые игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Игра-дегустация
- Чтение художественной литературы
- Чтение и заучивание стихов
- Подвижные игры
- Просмотр мультфильмов
- Выставки
- Творческие мастерские (оригами, рисование, лепка и т.д.)
- Подготовительный этап.
Постановка задач, уточнение имеющейся информации. Составление плана проекта. Изучение и подбор иллюстративного материала, художественной и познавательной литературы, материала для экспериментирования.
- Деятельностный этап.
Реализация проекта по основным направлениям
Социально-коммуникативное развитие
- Рассказ-беседа «Пчелка — полезное насекомое», «Как пчёлы делают мёд?», беседа «Из чего пчёлы делают мёд?», «Чем полезен мед?», беседа «Пчеловод – друг пчел».
- Игра-дегустация «Вкусный мед!».
- Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка меда», «Пасека».
Познавательное развитие
- Наблюдение за пчелами на участке.
- Опыты «Медовый стакан», «Салфетка».
- Дидактические игры «Найди отличия», «Определи домики пчелок», «Пчелы и цветы», «Собери картинку», «Что лишнее?», лото «Насекомые», пазлы.
- Мультфильмы: «Пчелка Майя», «Лунтик».
Речевое развитие
- Приветствие на утреннем сборе «Я - пчела и ты - пчела»
- Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Цветочек».
- Чтение и пересказ рассказов К. Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;
- Скороговорка про пчел.
Художественно-эстетическое развитие
- Чтение стихов, поговорок, пословиц
- Медовые сказки.
- Раскраски «Пчелы».
- Рисование пластилином «Веселая пчелка» (Коллективная работа).
- Рисование карандашами «Пчелы»
- Книжки «Рецепты из меда» (дети с родителями)
- Лепка «Наши пчелки».
- Поделки из бросового материала «Пчелки».
- Оригами «Пчелы».
- Прослушивание и обсуждение музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».
- Детский концерт с музыкальными инструментами под песню «Я – пчела, ты - пчеловод».
Физическое развитие
- Подвижные игры «Поймай пчелу», «Медведь и пчелы».
- Игровое упражнение «Кто больше запасет меду?».
3. Заключительный этап
- Определение результата практической деятельности детей и родителей.
- Оформление стенгазеты с фотографиями. Презентация проекта.
Продукт проектной деятельности:
- Приготовление и выпечка медового печенья;
- Рисунок «Веселая пчелка» (из пластилина);
- Оригами «Пчелки»;
- Выставка рисунков и поделок из бросового материала;
- Проведение опытов «Натуральный ли мед?»;
- Изготовление самодельных книжек про пчел, мед и медовые рецепты (с родителями);
- Детский концерт с музыкальными инструментами под песню «Я – пчела, ты - пчеловод».
- Стенгазета с фотографиями для презентации проекта.
Итоги проекта:
В ходе проекта дети открыли для себя, что пчелы – это полезные насекомые и как они делают мед, попробовали его на вкус, стряпали медовое печенье, с помощью опытов попытались определить, какой мед натуральный. Работа по проекту доставила удовольствие не только детям, но и их родителям, которые творчески подошли к совместной деятельности с детьми. Данный проект помог привлечь родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что все поставленные цели и задачи были выполнены.
В заключение, хотелось бы отметить, что в ходе данного проекта в группе была создана безопасная, доступная, разнообразная и содержательная развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию и самовыражению детей в различных видах деятельности. Тесное сотрудничество с семьями воспитанников делало работу над проектом интересной и продуктивной. Родители вместе с детьми с удовольствием участвовали в реализации данного проекта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запуск проекта «Как пчелы делают мед?» «Методом трех вопросов»
Планирование деятельности по теме проекта
Сообщение Ильи и Радмира о разновидностях пчел
Изготовление книжек вместе с родителями
Изготовление пчелок из бросового материала
Лепим пчел и рисуем пластилином
Делаем оригами «Пчелы»
Пробуем мед на вкус и проводим опыт «Натуральный ли мед?»
По опыту- мед натуральный и вкусный !
Стряпаем медовые печенья
Рисуем пчелок с детьми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Методические рекомендации по составлению рабочих программ педагогов образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования Санкт-Петербургская ака...
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Цикл семинаров о реализации образовательных программ дошкольного образования на родном языке из числа языков народов России прошел во всех федеральных округах
В декабре 2019 года в Центральном, Приволжском, Дальневосточном, Сибирском, Южном, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Уральском федеральных округах прошли семинары по обсуждению результатов анализа ...
Конкурс для педагогических работников, реализующих образовательные программы дошкольного образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке
Номинация: Лучшее воспитательное мероприятие с дошкольниками на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русском языке в рамках взаимодействия с родителями...
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации развивающей предметно- простанственной среды в ДОУ....
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш», реализующего образовательную программу дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию воспитательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их ...
«Требования к конкурсу на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
В целях повышения престижа педагогической профессии, стимулирования высоких достижений в профессиональной деятельности и государственной поддержки молодых педагогов дошкольных образовательных организа...