Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
методическая разработка по теме
Выступление на педсовете по патриотическому воспитанию дошкольников. Приоритетным направлением в работе дошкольного учреждения, в котором я работаю, является социально-личностное развитие ребёнка. Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём родном городе, усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида
городского округа город Нововоронеж»
Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.
Воспитатель:
Пантилеева О.Н.
Академик Д.С.Лихачёв говорил,что «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона.
Приоритетным направлением в работе дошкольного учреждения, в котором я работаю, является социально-личностное развитие ребёнка. Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём родном городе, усвоения принятых в нём норм поведения и приобщения к его культурным ценностям. Наш город является моногородом, он достаточно молодой и сравнительно небольшой, поэтому к детям должно прийти понимание того, что история творится «здесь и сейчас». И очень важно чувствовать это самой и передавать это чувство своим воспитанникам.
Реализовывать это направление работы я начала 3 года назад,вместе с приходом на работу воспитателем в группу №5 (теперь подготовительная группа )т. В пятой подготовительной группе я решаю следующие задачи:
- Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Для реализации этих задач я беру следующие темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «День рождения города», «Город – деревня», «Моя семья», «Наши папы», «Моя мама…», «Народные игрушки», «Наша Родина – Россия».
Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников, на этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной. Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса. И в итоге вершиной моей концепции является выпускник-дошкольник, уважающий историю и культуру своего народа, своей страны; ориентированный на стабильную семейную жизнь; обладающий знаниями о достижениях своих соотечественников и понимающий, что эти достижения- результат труда отдельных людей в разные периоды истории; испытывающий желание гордиться народом, к которому принадлежит. Я осознаю, что дошкольник ещё не может стать истинным патриотом, но проводимая мною работа способствует зарождению патриотических чувств и определенных качеств, о чем свидетельствует положительная динамика3, выявленная в результате мониторинга в конце года.
Работа по формирование патриотических чувств у дошкольника ведется в таких направлениях как: «Семья», «Детский сад», «Родной край», «Моя страна», «Наша армия».
Для успешного освоения содержания этих направлений я использую различные формы организации работы с детьми такие как: краеведческие экскурсии и целевые прогулки по городу, посещение городского музея музея и памятников города («Звезды Славы»,обелиск воинам-жителям с.Аленовка ), провожу тематические беседы на темы: «Что мне нравится в моём городе?», «Каким город будет, когда я вырасту?», «Что было раньше?». Совместно с детьми готовим тематические фотоальбомы: «Мой любимый город», «Строительство АЭС». Охотно участвуем с детьми в народных праздниках, читаем произведения местных авторов о городе (Ю. Полевого, В. Быкова, В. Рыбачевой и других). Применяем в работе проблемно – игровые ситуации: «Прогулка по городу», «На берегу Дона», «Узнай улицу». Использую дидактические игры: «Найди герб города», «Когда деревья были маленькими» .Все эти формы работы позволяет привить детям чувство любви и привязанности к родному краю, воспитать человека с высоким чувством долга. Задачи области «Социализации» решаются в ходе реализации других областей программы. Так в конструктивной деятельности дети изготавливают макеты памятников и улиц города, в изобразительной деятельности выполняют рисунки на темы: «Улица, на которой я живу», «Мой детский сад», «День города» и др. которые формируют альбом «Город глазами детей». В 2014 году мои воспитанники приняли участие в международном конкурсе «Мы – дети атомграда». На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными произведениями местных композиторов, узнают особенности песенного творчества знаменитых земляков. В познавательной деятельности дети знакомятся с историей родного города во взаимодействии с культурой и историей России, родного края.
Социально - личностное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. Одной из особенностей работы в данном направлении является способность педагога приобретать знания по краеведению, анализировать и систематизировать имеющийся материал, повышать свою профессиональную компетентность. Прежде чем вести работу с детьми, педагог должен владеть необходимой информацией краеведческого и профессионального характера. Беседуя с работниками АЭС, старожилами города, изучая периодику и специальную литературу, используя интернетресурс, я приобретаю интересующие меня знания об истории родного города и Воронежского края, о работе градообразующего предприятия.
Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
На мой взгляд,правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному городу. В группе оформлен уголок «Край родной», представлены книги с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города; оформлены фотоальбомы «Наш город» (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов), «Наши родители» (профессии работников АЭС и города), представлены фоторепортажи «юбилей НВАЭС», «Строительство АЭС-2». В данный момент история творится на глазах детей – активно строится АЭС-2, в СМИ ведётся работа по отслеживанию строительства, мимо внимания детей не проходит ни одно событие. Я обращаю внимание детей на то, что в городе появилось много людей разных национальностей, знакомлю их с многообразием народов нашей страны, мира, при этом особое внимание уделяю формированию толерантности.
В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Включение родителей в образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. Организуемая работа проходит под девизом: знания и любовь родителей к Родине, городу должны передаваться детям. Я стараюсь показать через малое - большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. С помощью родителей создан видеопаспорт города Нововоронеж, изготовлен архивный альбом города, макеты ближайшего окружения, проведён конкурс «Город нашего будущего», фотовыставка «Я в городе». Родители привлекаются к организованным беседам с детьми на темы «Профессия атомщика», «Я помню город…».
Результат работы по краеведению должен быть ориентирован не только на приобретение дошкольниками определённых знаний, но и на повышение его жизненной активности и развитие интегративных качеств. Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребёнка, как основы его любви к родному краю. Воспитание патриотических чувств, было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие человеческие ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме "Видеофильмы для дошкольников как средство воспитания гражданско-патриотических чувств"
Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирова...
Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...
Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»
Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...
Презентация: "Формирование целостного воспитательного пространства для гражданско-патриотического становления личности дошкольника"
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее,стать подлинным патриотом» (С. Михалков)...
Воспитание гражданско-патриотической активности у дошкольников в системе взаимодействия ДОУ с семьей( из опыта работы).
Выступление на педагогическом совете №2 «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, ФОП ДО»...