Птицы - друзья наши меньшие...
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Никитина Лидия Алексеевна
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое. Используемые современные технологии: релаксационная пауза, элементы театрализации, моделирование ситуаций «Незаконченный тезис», доброжелательное партнёрское общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_-_druzya_nashi_menshie.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

 « Птицы – друзья  наши   меньшие …»

Конспект  НОД  в  подготовительной  группе  по  образовательным  областям: социально – коммуникативное  развитие, познавательное  развитие, речевое  развитие, художественно – эстетическое.

 Используемые  современные  технологии: релаксационная  пауза, элементы  театрализации, моделирование ситуаций «Незаконченный тезис», доброжелательное  партнёрское  общение.

Программное  содержание: углубить  представления  детей  о  многообразии  мира  птиц, их  названиях,  особенностях  существования  в  природе.

Создать  условия  для  познавательного  развития; развивать  внимание, познавательную  и  речевую  активность, диалогическую речь.

Воспитывать  любовь  к   природе,  бережное  отношение  к  птицам.

Предварительная  работа: чтение  рассказов  В. Бианки « Птичьи  разговоры», « Чей  нос  лучше», « Синичкин  календарь», Г. Скребицкого « Крылатые  соседи», Г. Снегирёва «Птицы  наших  лесов», С. Могилевской « Птица – синица»,  и др.

Материалы  и  оборудование: уютно  оформить  место  проведения  занятия; подготовить  необходимые  атрибуты, иллюстрационный  материал, музыкальное  сопровождение  согласно  сценария.

Планируемые  результаты: дети  поддерживают  беседу, высказывают  свою  точку  зрения, выражают  положительные  эмоции/радость, интерес, … / при  инсценировании отрывков  из  детской  художественной  литературы;  обогащается  активный  словарь  детей.

Ход  занятия

/Занятие  начинается  с релаксационной  паузы. Тихо  звучит  музыка: лес, журчание   ручья,    шелест  листвы,  пение  птиц. /

Представьте, что  вы  находитесь  сейчас в  самом   прекрасном   месте  на  Земле – в  лесу.

Перед  вами  огромный  цветущий  луг,  на нём  много  растений, зелёная  трава, и  вы  чувствуете, как  ваши  ноги  вступают  по  росе, ваше  тело  окутывает  утренняя  прохлада, дует  нежный  ветерок,  и  вы  хотите  находиться  среди  этой  красоты. Вдохните  поглубже  свежий  воздух!  Может,  вы   что – то  слышите?  Может,  это  шумят  деревья  или  поют  птицы,  а,  может,  вы  слышите,  как  звучит  тишина?  Останьтесь  в  этом  прекрасном  лесу  и  почувствуйте,  как  в  вас  входят  новые  силы,  как вам  хорошо!  Вы  можете  закрыть  глаза, чтобы  лучше  почувствовать  красоту  утра  в  летнем  лесу.  А  теперь  откройте  глаза,   сохраняйте   свежесть  и  бодрость,  хорошее  настроение!

/ Музыкальный   фон  « Голоса  птиц»  чуть  усиливается.   Входит  Лето. /

Лето: Птичьи  голоса…  О  чём  же  они  переговариваются  друг   с   другом?  Иному  кажется  бессмысленным  птичий  гомон.  Но  так  ли  это?  Вот  один  пернатый  оповещает, что  данная   территория  уже   занята.  Другой – прелестной  песенкой  желает  порадовать  свою  подругу.  Эта  птица  предупреждает  остальных  об  опасности.  Вот  он  какой  многозначительный  птичий  гомон!  

Послушайте  разговор  двух  птиц – Кукушки  и  Соловья.

/ сидят  на  брёвнышке  /.

Соловей: Здравствуй, Кукушечка!

Кукушка: Здравствуй, Соловей!

Соловей: Ах, голубушка!  Голова  у  меня  разболелась  от  птичьей  болтовни.   Врут  на  каждом  свисте!  Какой – то  чижик – пыжик  чирикал,  что  после  лета  настаёт  осень,  что  будто  бы  листья  все   с  деревьев  осыпаются.  А   какой – то   пухлячишко   серенький  болтал,  что  бывает  зима  и   трескучий  мороз…

Кукушка: Пустая  болтовня,  дорогой!  Я  десять  лет  на  свете  живу,  была  и  на   севере,  и  на  юге,  но  ничего  подобного  не  видела.

На  север    прилетаю – лето,  на  юг   улетаю – там  тоже  лето.  Врут  пичужки, не  бывает  на  земле  не  осеней,  не  зим.  Везде  одно  лето!

- Дети,  а  вы  догадались, почему  Кукушка  и  Соловей  утверждают, что  нет  на  Земле  ни  осени,  ни  зимы?

/  помочь  детям  разобраться /.

-  А  как  вы  думаете:  вьют   ли   наши  перелётные  птицы  в  тёплых  краях  гнёзда? / Нет /.

-  А  птенцов  выводят? / Нет /.

Прилетев  на  Родину,   птицы  тут  же  принимаются  за  работу:  поправляют  старые  гнёзда

/  показать  иллюстрации  гнёзд  некоторых  птиц.  Например,  гнездо  зяблика, как  древесный  нарост,  темнеет  на  суку.  В  стенки  гнезда  зяблик  вплетает   мох   и  белую  бересту.  Это  надёжно  маскирует  гнездо  зяблика.  Очень  искусно  свито   висячее  гнездо  синицы – ремеза.  Оно  имеет  вид  кувшинчика, сотканного  из  тонких  волокон   растений  и  подвешанного   к  сучку /.

Затем  птицы   начинают  искать  себе  пары.

/ Дети  исполняют  любовный  танец   птиц /.

Весной  птицы  откладывают  яйца,  высиживают  птенцов.

/ Музыкальный  фон «  Пение  птиц» /.

Послушайте  разговор  между   Мухоловкой  и  Кукушкой.

Кукушка: Что  же  ты  плачешь,  Мухоловочка?  Бедненькая!

Мухоловка: Как  же  мне,  Кукшечка,  не  плакать?  Было  у  меня  в  гнезде  пять  яиц, а  осталось  четыре.  Сойка  одно  яичко  утащила.

Кукушка: Ах, душегубка!  Ах,  негодница!  Ах,  мерзавка!  Не  плачь,  Мухоловочка!  Я  твоему  горю  помогу, я  тебе  своё яичко  положу.

Мухоловка: Нет!  Нет!  Нет!  Прошлым  летом  одна  кукушка  помогла  вот  так  мне, так  я  всех  своих  деток  лишилась.  Вылупился  кукушонок – злодей  и  все  моих  деток  из   гнезда  выкинул!  Знаю  я  тебя, помощницу!   Пролетай!  Пролетай!

-  В  гнёзда  каких  птиц  кукушка  подкладывает  свои  яйца?

/Мухоловка,  трясогузка,  серая  славка /.

  •  А  чем  птицы  кормят  своих  птенцов?  / Ответы  детей /.

Послушайте  разговор  в  лесу  ещё  двух  птиц – Кукушки  и  Пеночки.

Пеночка:  Ты  чего,  Кукушка,  головой  трясёшь,  будто  волоском  подавилась?

Кукушка:  Каким  там  волоском?!  Целая  волосатая  гусеница  в  горло   попала!

Пеночка:  Ах  ты, бедная!  Как  не  повезло – то  тебе!

Кукушка:  Это  почему  же  не  повезло?  Я  их,  волосатых – то,  три  десятка  уже  проглотила.  Вот  тридцать  первую  заглатываю,  вкусненькая  такая …

Лето:  Дети,  скажите, чем  питается  кукушка? / Ответы  детей /.

Действительно , одна  кукушка   за   час   может  съесть  до  ста  вредных  насекомых  и  гусениц.

/Усиливается  музыкальный  фон « Пение  птиц»  и  из – за  ширмы   появляется   ребёнок  в  костюме -  образе  птицы  синички – лазоревки /.

-  А  ты  кто  такая?

-  Я  синичка – лазоревка.  Ой,  как  я  рада,  как  я  рада,  что  родители  мои  не  люди,  а  птицы,  синицы – лазоревки. Бедные  человеческие  детёныши – их  кормят  всего  три  раза  в  день.  Мои  мама  и  папа  кормят  нас   шестьсот  раз  в  день.  Нас,  птенцов, у  них  пятеро, каждому  в  день  достаётся  сто  двадцать  порций – сорок  завтраков, сорок  обедов  и  сорок  ужинов.

-  Скажите,  дети, какую  пользу  приносят  синицы   лазоревки?

/Ответы  детей /.

Вы  правы.  Одна  синица  за  сутки  может  съесть  столько  насекомых,  сколько  весит  сама.

Лето: Дети, вы,  наверное,  убедились, что  птицы, поедая  вредны  насекомых,  гусениц    приносят   очень  большую  пользу  лесу,  людям.  Без  птиц,  без  их  пения  было  бы  скучно  в  лесу.  

Поэтому,  птиц  нужно  беречь.  

-  Расскажите,  как  мы  привлекаем  птиц,  чтобы  им  было  в  нашем  лесу  хорошо?

  Примерные  ответы  детей:  весной  делаем  скворечники,  зимой  подкармливаем  их / насыпаем  в  кормушки   зёрнышки, несолёные  семечки,  кладём  хлебные  крошки, подвешиваем  на  сучки  деревьев  несолёное  сало  для  синичек, …/.

Лето :  А   теперь  закончите  мои  предложения:

  1. Если  я  увижу  в  лесу  гнездо  птиц, то  я … / отойду  в  сторону  и  буду  тихонько  наблюдать, не  буду  брать  в  руки  яйца  птиц, маленьких  птенцов, уйду  совсем и  не  буду  их  пугать, … /.
  2. В  лесу  нельзя … / громко  разговаривать, включать  громкую  музыку, разорять  птичьи  гнёзда,  муравейники, брать  в  руки  выпавших  из  гнезда  птенцов, уносить  домой   маленьких  диких  животных, ломать  ветки  деревьев,  бросать  мусор, поджигать  что – либо, … /.

Можно  изготовить  запрещающие   знаки, чего  нельзя делать  в  лесу.

 Помните: лучшая  песня  в  лесу – это  пение  птиц.

Давайте  ещё   немножко  посидим  на  нашей   лесной  полянке,  послушаем  заливистые  напевы  наших   пернатых  друзей!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Друзья наши меньшие"

Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чу...

Познавательный проект "Друзья наши меньшие"

Беседуя с детьми, я узнала, что некоторые семьи имеют домашнего питомца, но таких семей мало. Многие дети, выходя на прогулку и видя кошку или собаку, бурно реагируют. Я сделала вывод, что дети просто...

Друзья наши меньшие

Экологическое воспитание дошкольников...

Друзья – наши меньшие

laquo;Друзья – наши меньшие»итоговое интегрированное занятиев подготовительной к школе группе № 7...

Друзья наши меньшие

педагогический проект по ознакомлению с окружающим миром...

Друзья наши меньшие (про домашних животных и кошек)

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество&r...

Сценарий конкурса чтецов c использованием технологии синквейн «я – поэт», посвящённый теме «про друзей наших меньших»

Сценарий конкурса чтецов «я – поэт», посвящённый теме «про друзей наших меньших»...