Познавательный проект "Друзья наши меньшие"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Беседуя с детьми, я узнала, что некоторые семьи имеют домашнего питомца, но таких семей мало. Многие дети, выходя на прогулку и видя кошку или собаку, бурно реагируют. Я сделала вывод, что дети просто в восторге от животных, но так как мы жители города, а в современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашних животных в квартире, я решила познакомить детей с таким домашним питомцем как хомяк в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_nashi_menshie.docx | 291.07 КБ |
druzya_nashi_menshie.pptx | 2.24 МБ |
zashchita_proekta.docx | 18.6 КБ |
prilozhenie.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад №32
Алтайский край г.Яровое
Познавательный проект для детей второй младшей группы
«Друзья наши меньшие»
Разработала:
воспитатель
высшей квалификационной
категории
Эрбист Л.Л.
Эрбист Л.Л.
2016г
Тип проекта: познавательный
Участники проекта: 2 мл. группа №13, воспитатель, родители.
Характер контактов : среди детей одной группы
По продолжительности: краткосрочный (1-2 недели)
Заявитель: дети 2 младшей группы
Автор проекта: воспитатель Эрбист Л.Л.
2016г.
Проблема
Беседуя с детьми, я узнала, что некоторые семьи имеют домашнего питомца, но таких семей мало. Многие дети, выходя на прогулку и видя кошку или собаку, бурно реагируют. Я сделала вывод, что дети просто в восторге от животных, но так как мы жители города, а в современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашних животных в квартире, я решила познакомить детей с таким домашним питомцем как хомяк в детском саду.
Актуальность
Общение с животными, в первую очередь, приносит огромную пользу детям. Домашние животные помогают детям легче адаптироваться в окружающем их мире, они быстрее развиваются и находят друзей. Подвижные игры с животными способствуют физическому развитию ребенка. Для вашего малыша не найти лучшего психолога, чем его питомец. Часто, именно животные помогают преодолеть застенчивым детям барьер в общении со сверстниками. Помимо всего прочего, в ребенке воспитывается чувство ответственности. Впрочем, об этом не знают лишь те семьи, где еще нет любимого питомца.
Важное значение животное имеет для интеллектуального развития ребенка. Ведь именно домашние любимцы – источник первых детских знаний о природе: он наблюдает за поведением питомца, характером, его реакциями.
Животные помогают ребенку развивать сенсорные ощущения. Это не в состоянии дать ни одна игрушка. Все органы чувств ребенка задействованы при общении с питомцем: он воспринимает его форму, величину, запах, мягкость шерсти, ее фактуру и прочее.
Как известно, животные для детей – отличный источник разных видов деятельности. Это может быть и совместная игра, и просто наблюдение за действиями собаки, и труд в уходе за ней, и творчество в придумывании новых игр. Благодаря всему этому у ребенка развивается фантазия, наблюдательность, любознательность, усидчивость, терпение.
Домашние питомцы – это источник радости и положительных эмоций. Кроме того, в общении с ними у ребенка развиваются самые первые представления о прекрасном.
Цель проекта: расширить представление у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними.
Задачи проекта:
дети | педагоги |
1. Познакомиться с новым домашним питомцем-хомяком. 2.Рассмотреть внешний вид хомячка. 3.Понаблюдать за его поведением. 4.Узнать, чем питается. 5. Принять участие в создании комфортных условий для проживания хомяка.
| 1. Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, об обитателях живого уголка группы, как о природных объектах. 2. Познакомить детей с новым видом животного, хомяком. 3. Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним. 4. Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; 5. Освоение детьми представлений о способах ухода за хомяком: сколько корма давать хомяку, нужно ли убирать остатки корма из «кладовки», как мыть кормушку, поилку, как менять подстилку, не пугая хомячка, аккуратно беря его в руки, делая «лодочку»; 6. Расширять представления о повадках хомячка (прячет за щеки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку, о его потребностях (чтоб хомяк не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей) ; 8. Воспитывать бережное и гуманное отношение к окружающему миру; 9. Укреплять детско-родительские отношения. |
Гипотеза. Если мы научимся ухаживать за хомячком в детском саду, то возможно родители приобретут такого зверька для дома.
Миссия Воспитание гуманных отношений к животным.
Возможные риски. Так как хомяки бодрствуют ночью, а днём спят, мы не сможем провести полное наблюдение в течение дня.
Необходимые материалы: развивающая среда группы, компьютер, фотоаппарат, произведения о животных, иллюстрации, фотографии, альбомы, настоящий хомячок, клетка, продукты питания для него.
Предполагаемый продукт проекта: альбом «Друзья наши меньшие»
Список литературы:
- Бардышева Т.«Забодаю, забодаю» разговорчивые пальчики
- Вострухина Т. Н. , Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет»
- Дайлидене И.П. «Поиграем малыш».
- Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой - Усачёв А. «Атлас для самых маленьких»
7. Интернет ресурсы
Содержание проекта.
1.Организационный этап.
дети | педагог |
Родители |
|
2.Планирование деятельности
ОД в режимных моментах | НОД | Совместная деятельность взрослого и детей | |||
1 «Знакомьтесь, дети, я — хомяк». Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним. Воспитатель вносит клетку с животным, сообщает, что это хомяк. - Посмотрите. Кто это? -Хомяк большой или маленький? Это взрослое животное или детеныш? -Какого цвета хомяк? Чем покрыто его тело? Какая у него шерстка? Погладьте его. -Похож ли хомяк на мышонка? Чем похож? Чем отличается? -Что хомяк делает? Как он себя ведет? Боится ли он нас? -Куда он лезет? Что ему помогает? -Посмотрите и запомните, где хомячок. Закройте глаза, а теперь откройте. Где он сейчас? Что делает? -Хомяк спокойное животное или подвижное? Легко ли его поймать? Задание для самостоятельного наблюдения. Хомяк очень интересное и забавное животное. Понаблюдайте за ним. Если увидите что-то интересное в его поведении, расскажите всем нам. Результат наблюдения 2.«Устроим хороший дом для хомячка». -Хорошо ли жить хомячку в его домике, если созданы все условия для того, чтобы он ни в чем не нуждался? -Чтобы хомячок не скучал, поставим в домик лабиринт и посмотрим, что он с ним будет делать? Результаты наблюдения 3 «Что и как ест хомяк? » Цель: познакомить детей с набором кормов для хомячка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает. Показать детям, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо — запасать ее. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть различную пищу. В процессе беседы и наблюдения за хомячком выясняют, что любит, есть хомячок, сколько корма ему нужно, как часто его следует кормить. Воспитатель обращает внимание детей на то, 1. как зверек берет еду лапками, 2. как грызет овощи зубами, 3. какую принимает позу, 4. как берет еду из кормушки, 5. куда спрятал часть пищи. Результат наблюдения Хомяк предпочитает морковку, яблоки, семечки. Хомячок – запасливый зверек, он прячет пищу в защечные мешочки и делается «толстеньким», а затем относит в «кладовочку» и снова становится «худеньким». Не нужно разорять запасы хомячка. Берёт хомяк кусочки моркови или яблока передними лапками, как ручками. «Как передвигается хомяк? » Цель. Уточнить способы перемещения хомяка (ходит, бегает, спрыгивает, ловко бегает в лабиринте; может лазать. Бегает не очень быстро: ноги короткие). Ход наблюдения. Что делает хомячок? Результат наблюдения Хомяк бегает не очень быстро, потому что лапки у него короткие. На лапках загнутые коготки, это позволяет хомяку хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки. | Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром : «Хомяк» Цель: Расширить и уточнить знания детей о хомяках (особенности внешнего вида, образа жизни, питании). «Познание» (ФЦКМ) «Домашние любимцы. Хомячок» Цель: продолжать знакомить детей с животными, обитающими в городских квартирах. | Игровая деятельность. * Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Зоопарк», « Зоомагазин», «Ветеринарная клиника». Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к животным; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду; знакомить с новыми профессиями. *** Настольно-печатная игра «Мамы и детки», лото «Профессии», «Животный мир». Цель: воспитывать любовь и уважение к животным, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь. *** Словесные игры «Кто где живёт? », «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать». Цель: расширить у детей знания о домашних животных, учить разбираться в их повадках и потребностях, уточнить степень ответственности, развивать речь, память. | Художественно-речевая деятельностьЦель: формировать у детей понятие «домашний питомец», отличать его от домашних и диких животных, воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», проявлять заботу о питомцах, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память. • Чтение и заучивание стихов и сказок о животных.
• Чтение пословиц и поговорок о животных, загадки. • Музыкально-театрализованная деятельность. Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к животным. | Художественно-эстетическая деятельностьЦель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе. Изготовление коллективных работ «Гоша», «Такие разные животные». | Продуктивная деятельность. - Рисунок: «Наш дружок- хомячок», «Где спрятался хомячок», «Домик для хомячка». - Аппликации: «Хома- хомячок», « Подарок для хомячка» -Лепка: «Зёрнышки», «Морковка», «Обед для хомячка».
|
3. Заключительный этап
Ожидаемый результат
Дети | Педагог |
1.Заинтересуются хомячком. | Пополнит развивающую среду материалом о домашних животных; Осуществит инновационную деятельность; Повысит профессиональный уровень; Укрепит детско-взрослые отношения. |
Продукт проекта
Оформление фотовыставки «Мой питомец».
Презентация альбома «Друзья наши меньшие»
Планы на будущее
1.Знакомство детей в условиях детского сада со следующими домашними питомцами: рыбки, черепаха.
Цель: продолжать расширять кругозор детей, прививать любовь к животным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Общение с животными, в первую очередь, приносит огромную пользу детям. Домашние животные помогают детям легче адаптироваться в окружающем их мире, они быстрее развиваются и находят друзей. Подвижные игры с животными способствуют физическому развитию ребенка. Для вашего малыша не найти лучшего психолога, чем его питомец. Часто, именно животные помогают преодолеть застенчивым детям барьер в общении со сверстниками. Помимо всего прочего, в ребенке воспитывается чувство ответственности. Впрочем, об этом не знают лишь те семьи, где еще нет любимого питомца.
Цель проекта: расширить представления у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними.
Задачи проекта: дети 1. Познакомиться с новым домашним питомцем-хомяком. 2.Рассмотреть внешний вид хомячка. 3.Понаблюдать за его поведением. 4.Узнать, чем питается. 5. Принять участие в создании комфортных условий для проживания хомяка.
Педагоги 1. Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, об обитателях живого уголка группы, как о природных объектах. 2. Познакомить детей с новым видом животного: - Хомяк. 3. Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним. 4. Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; 5. Освоение детьми представлений о способах ухода за хомяком: сколько корма давать хомяку, нужно ли убирать остатки корма из «кладовки», как мыть кормушку, поилку, как менять подстилку, не пугая хомячка, аккуратно беря его в руки, делая «лодочку»; 6. Расширять представления о повадках хомячка (прячет за щеки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку, о его потребностях (чтоб хомяк не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей) ; 8. Воспитывать бережное гуманное отношение к окружающему миру.
Подготовительный этап:
Подготовительный этап педагог
Основной этап
«Знакомьтесь, дети, я — хомяк». Результат наблюдения Туловище круглое, толстенькое, голова большая, шеи почти нет, на голове небольшие уши, глазки как бусинки, подвижный нос, вокруг которого множество усов. Лапки короткие, пальчики маленькие с острыми когтями. Тело покрыто мягкой пушистой шерстью рыжеватого цвета. Он ловко и быстро лазает. Хомяк похож на мышонка, отличается более пушистой шёрсткой и коротким хвостом. Детей не боится.
. « Устроим хороший дом для хомячка». Результат наблюдения Хомячок очень чистоплотный, он умывается после еды, следит за своей шёрсткой, чистит её. Любит прятаться в домике. Этот домик как норка. В нем он любит прятаться, спать. В нем складывает свои запасы. В качестве подстилки предпочитает опилки или мелкую стружку.
. « Что и как ест хомяк? ». Результат наблюдения Хомяк предпочитает морковку, яблоки, семечки. Хомячок – запасливый зверек, он прячет пищу в защечные мешочки и делается «толстеньким», а затем относит в « кладовочку » и снова становится «худеньким». Не нужно разорять запасы хомячка. Берёт хомяк кусочки моркови или яблока передними лапками, как ручками.
. « Как передвигается хомяк?». Результат наблюдения Хомяк бегает не очень быстро, потому что лапки у него короткие. На лапках загнутые коготки, это позволяет хомяку хорошо лазать, крепко держаться за перекладины клетки.
Заключительный этап Оформление фотовыставки « Мой питомец».
Планы на будущее 1.Знакомство детей в условиях детского сада со следующими домашними питомцами: рыбки, черепаха.
Список литературы: Бардышева Т.«Забодаю, забодаю» разговорчивые пальчики Вострухина Т. Н. , Кондрыкинская Л. А. «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет» Дайлидене И.П. «Поиграем малыш». Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Усачёв А. «Атлас для самых маленьких»
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
1. Я хочу представить вашему вниманию познавательный проект «Друзья наши меньшие»
2. Тип проекта: познавательный
Участники проекта: 2 мл. группа №13, воспитатель, родители.
По продолжительности: краткосрочный (1-2 недели)
3. Проблема
Беседуя с детьми, я узнала, что некоторые семьи имеют домашнего питомца, но таких семей мало. Многие дети, выходя на прогулку и видя кошку или собаку, бурно реагируют. Я сделала вывод, что дети просто в восторге от животных, но так как мы жители города, а в современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашних животных в квартире, я решила познакомить детей с таким домашним питомцем как хомяк в детском саду.
4 Актуальность
Домашние животные помогают детям легче адаптироваться в окружающем их мире. Для вашего малыша не найти лучшего психолога, чем его питомец. Часто, именно животные помогают преодолеть застенчивым детям барьер в общении со сверстниками. Важное значение животное имеет для интеллектуального развития ребенка, помогают развивать сенсорные ощущения. Это не в состоянии дать ни одна игрушка. Впрочем об этом не знают лишь те семьи, где нет домашнего питомца.
5. Цель проекта: расширить представления у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними.
6. Чтобы реализовать данный проект, я поставила перед собой ряд задач. Это задачи для детей.
7.И задачи для меня, как педагога.
1. Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающем мире, об обитателях живого уголка группы, как о природных объектах.
2. Вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать и ухаживать за ним.
3. Воспитывать бережное и гуманное отношение к окружающему миру;
4. Укреплять детско-родительские отношения.
8. Реализация проекта состоит из трёх этапов; подготовительного, основного, заключительного
9. На подготовительном этапе мы подбираем материал для проведения бесед, проведения консультаций, иллюстративный материал, художественную литературу,
10.презентации по данной теме, материалы для художественной и трудовой деятельности
11. Основной этап включает в себя: организованную деятельность в режимных моментах, т.е. наблюдения за питомцем,
Непосредственную образовательную деятельность,
И совместную деятельность взрослых и детей. Сюда входит Игровая , Художественно-речевая , Художественно-эстетическая и продуктивная деятельность.
12. Кратко остановимся на самом ярком моменте основного этапа, наблюдениях за хомяком.
первое наблюдение «Знакомьтесь, дети, я — хомяк».
- вызвало у детей не только эмоции к зверьку, но желание наблюдать за ним.
13. Второе наблюдение «Устроим хороший дом для хомячка».
Показало, что хорошие условия для хомячка, при которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть - это просторная клетка, подстилка из песка или опилок, домик или норка, в которых хомяк устроит гнездо, лесенка, колесо для бега, приспособление для туалета.
14. Третье наблюдение «Что и как ест хомяк? »
Позволило детям познакомиться с набором кормов для хомячка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает. Показало детям, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо — запасать ее.
15. А следующее наблюдение «Как передвигается хомяк? »
помогло детям уточнить способы перемещения хомяка
16. И заключительный этап : оформление фотовыставки «Мой питомец»
Благодаря проекту «Друзья наши меньшие, семей, в которых появился домашний питомец стало больше.
Я уверена, что теперь дети не будут обижать животных , а будут относится к ним как к члену семьи , а значит станут добрее не только к животным, но и друг к другу, а это самое главное.
17. Мои планы на будущее: познакомить детей с рыбками и черепахой.
18. разработать проект мне помогли следующие источники литературы.
19. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Приложение
Конспект занятия по ознакомлению детей с природой родного края, тема: «Хомяк»
Цель:
Расширить и уточнить знания детей о хомяках (особенности внешнего вида, образа жизни, питании).
Познакомить детей с понятием «грызуны».
Словарь: хомяк, одиночество, рыжевато-бурый.
Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать интерес к природе родного края.
Оборудование:
Картинки и фотографии хомяка, на отдельных листах бумаги нарисованы 70 горошин, 300 зерен пшеницы, 20 виноградин.
Картинка-заготовка с изображением хомяка, ходов и кладовок с запасами (круглые кладовки заклеены сверху кругами коричневого цвета так, чтобы их можно было открыть как дверцу). Ручки.
Ход занятия:
- Послушайте загадку и попробуйте отгадать с каким зверем нам предстоит сегодня познакомиться.
Загадка про хомяка:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!
Вот я хитренький какой!
- Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (Ответы детей).
- Взгляните на этого щекастого красавца. (Показ картинок и фотографий). Как вы думаете, почему его называют Щекастым? (Ответы детей). Хомяк похож на мешок со щекастой головой и маленькими ушками. Лапки и хвостик у него коротенькие. Но передние лапки у хомяка многое умеют: подвижными пальцами захватывают еду, подносят ко рту, освобождают щеки от собранного добра, выбирают зерна из колосков, чистят шерстку, умываются и переносят детенышей. За шкуркой своей хомяки ухаживают очень тщательно. Расчесывают ее коготками, зубами, языком и часто купаются в песке. Песчинки, сбегая по телу мелкими струйками, уносят с собой грязь. Окраска меха пестрая, яркая, рыжевато-бурая. Что это за цвет такой – «рыжевато-бурый»? Рыжий – это какой? А бурый? (Ответы детей). Вот и получается оранжево-серо-коричневый. На голове и боках желтые пятнышки, брюшко черное бархатистое.
- Хомяк – зверь злой, неуживчивый. Он любит покой и одиночество. Как вы понимаете слово «одиночество»? (Ответы детей). Неуживчивость хомяков такова, что при встрече родственники тут же начинают драться и выяснять отношения.
- Селятся хомяки поодиночке, поблизости от хлебных или кукурузных полей, садов, виноградников. Роют глубокие и сложные норы. Что значит «сложные норы», как вы думаете? (Ответы детей). Извилистые, с запутанными ходами и многими выходами. Днем хомяки спят, а ночью выходят на кормежку.
Упражнение «Что в кладовке у хомяка?»
Возьмите ручки и проведите дорожу к каждой кладовке — узнаете, что припас себе на зиму хомяк.
- Больше всего любят хомяки картофель, виноград и птичьи яйца. Охотно поедают насекомых, луковицы и клубни разных растений, семена, зерно, арбузы, дыни и тыквы. Добычу сразу на месте никогда не ест – несет в нору. А как несет? (Ответы детей). За щеками.
- А щеки у него – как мешки. И набивает их хомяк так, что порой даже в нору пролезть не может – раздувшиеся щеки мешают. В таких случаях хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть собранного, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
- Случается, попадется хомяку крупная добыча, птичье яйцо, например. В лапах его не унесешь, за щеку не засунешь. В таких случаях хомяк толкает его лбом и кати в нору.
Иной раз насобирает хомяк разной еды. Тогда разложит ее в разные щеки: за одной щекой зерна, а за другой кузнечики и прочее «мясо» насекомых.
- Посмотрите на эти картинки. (Показ). В своих защечных мешках за один раз хомяк может принести: 70 крупных горошин, 20 виноградин, 300 зерен пшеницы.
- За лето хомяк съедает столько, что можно было бы наполнить этой едой большой мешок. А на зиму запасает еще больше. У зимы, как известно, рот велик. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
- А сейчас пришло время немного поиграть.
Физкультминутка «Хомячок»
Хомка, хомка, хомячок -
Пятнистый бочок.
Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево. Поднять левую руку вверх, правой рукой поглаживать левый бок. Поднять правую руку вверх, левой рукой поглаживать правый бок.
Хомка раненько встает,
(Потягиваясь, поднять руки вверх)
Щечки моет, шейку трет.
(Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки)
Подметает Хомка хатку
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
И выходит на зарядку.
(Маршировать)
Раз-два-три-четыре-пять,
(Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях)
Хочет Хомка
Сильным стать!
(Кисти рук прижать к плечам, напрягая мышцы)
- Хомяки – звери хозяйственные. Запасы в кладовых у них в полном порядке, все продукты хранятся по отдельности. Но это у старых, бывалых хомяков, а молодые часто сваливают все в кучу.
- Давайте-ка, поиграем еще немного. У вас на блюдце лежат вперемежку горошины и пшеничные зерна. Ваша задача разделить их на две кучки – горошины к горошинам, пшеничные зерна к пшеничным зернам. Приступайте. (Дети выполняют задание).
- Запасы хомяки делают, в основном, на голодную весну. Зимой хомяки много спят. Изредка просыпаются, набьют поплотнее брюшко и опять на боковую. К весне хомяки заметно худеют и выходят их нор тощими. Подкормившись, потолстев, затевают свадьбы. А уже к концу весны хомячиха рождает 5-7 малышей, но иногда бывает и 15. Хомячата появляются на свет крошечными, но быстро растут и в скором времени начинают рыть «детские» норы в большой родительской норе. Это они тренируются, готовятся к самостоятельной жизни. И правильно делают! Не успеют хомячата как следует окрепнуть и всему научиться, как мать выгоняет их из родного дома. Побродят они вокруг да около и начинают рыть каждый для себя отдельную нору.
- Враги хомяков - это ласки, лисы, хорьки, собаки, полозы, чайки, вороны, совы и другие хищные птицы. Рассердившись, хомяк прыгает, стучит зубами, пронзительно визжит и смело бросается на врага какой бы величины тот не был. Известны случаи, когда хомяк обращал в постыдное бегство крупных охотничьих собак и, защищая себя, нападал даже на человека. А сам-то величиной с крысу. Недаром в народе его зовут «злой карбыш».
- Укус хомяка опаснее, чем укусы более крупных зверей. Длинные и тонкие хомячьи зубы в момент укуса слегка раздвигаются в стороны и рвут ранку.
- Но первым хомяк нападать не станет, ведь больше всего на свете он мечтает, что бы его оставили в покое и не трогали. Такой уж у него не кампанейский характер.
- Хомяки относятся к большому семейству грызунов. Как вы думаете, каких животных называют грызунами? Каких грызунов вы знаете? Что у них общего? (Ответы детей).
Вопросы:
1. Почему хомяка называют щекастым?
2. Чем питается хомяк?
3. Как переносит добычу в нору?
4. Как справляется с крупной добычей?
5. Как готовится к зиме?
6. Как хомяк зимует?
7. Какие норы роет хомяк?
8. Кто является врагами хомяка?
9. Как ведет себя хомяк при встрече с врагом?
10. Какими появляются на свет хомячата? Как ведут себя?
11. Как начинают самостоятельную жизнь?
12. Что можно сказать о характере хомяка?
13. Что происходит, если встречаются два хомяка?
14. Чем опасен укус хомяка?
15. Почему хомяка называют хозяйственным?
Разучивание стихотворения «Хомяк»
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)
Образовательная область «Познание» (ФЦКМ)
НОД «Домашние питомцы»
Цель: Систематизация знаний о домашних питомцах.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять и расширять знания детей о домашних питомцах, и как за ними ухаживать.
- Закреплять знания детей о характерных повадках и признаках домашних питомцах.
Развивающие:
- Ввести в активную речь детей слова с обобщающим значением «домашние питомцы», «детеныши».
- Развивать речевую активность детей, словарь, монологическую речь.
- Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
- Воспитывать желание заботиться о домашних питомцах.
Оборудование: игрушка-перчатка бабушка Клава, картинки с домашними питомцами, игрушки, корзина (молоко, кость, зерно, морковь, капуста, сладости), банки с водой (для опыта).
Ход НОД:
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями). Стук в дверь.
Ребята, вы слышите, кто-то стучится. Давайте узнаем кто это. Воспитатель вносит игрушку – перчатку бабушка Клава (игрушка знакома по последним встречам). Смотрите ребята, к нам пришла бабушка Клава. Давайте поздороваемся с ней. Сегодня она пришла к нам с загадками, чтобы проверить, хорошо ли мы знаем домашних питомцев и умеем ли мы за ними ухаживать. Ну, что поиграем с бабушкой Клавой?
Дети: Да.
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... (черепаха).
(показать черепах).
- Ребята, посмотрите, какие у меня живут черепахи.
- Как называются ноги у черепахи (Лапы), а у другой (Ласты).
-А как вы думаете, зачем этой черепахе ласты? (Она живет в воде).
-Чем питается черепаха? (Капуста, морковь, водоросли) (Показать картинки).
Считается, что некоторые вид черепах живут до 200 лет.
Молодцы! Следующая загадка:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
Догадались кто это? (Кошка)
Давайте проверим, правильно ли вы отгадали. Показать кошку.
- Правильно, а как называются детеныши кошки? (Котята)
- Как называются ноги у кошки? (Лапы.)
- Какой у неё хвост? (Длинный)
- Какой у неё носик? (Маленький и чёрный.)
- А чем можно кормить кошку? (Молоко, специальный корм)
Молодцы, а вы знаете, что наша кошка любит делать зарядку, давайте сделаем вместе с ней:
Физкультминутка:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Весело шагать (ходьба).
Руки поднимать (руки вверх),
Руки опускать (руки вниз),
Руки поднимать,
Руки опускать.
Приседать и вставать,
Приседать и вставать.
Прыгать и скакать.
Ой, какие вы молодцы, ну что продолжим нашу игру? Следующая загадка:
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит "Филипп-Филипп",
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это - ...(Попугай).
(Показать попугая). Дети рассматривают попугая.
- Ребята, а вы знаете, чем можно кормить попугая? (ответы детей)
- Вы знаете, что есть теплые страны, где попугаев очень много, и они летают везде, как у нас голуби, воробьи (вспомнить мультфильм «РИО»). Поэтому у нас, в России, попугаи являются декоративными птицами.
-А как называются ноги у попугая? (Лапы).
-Давайте посмотрим, а сколько лап у попугая? Крыльев?
-А как называется нос у попугая? (Клюв)
-Давайте сравним: у кошки шерсть, а у попугая…..? (Перья)
- А чем можно кормить попугая? (Ответы детей)
- А как называются детеныши попугая (птицы)? (Птенцы)
- А каких еще вы знаете декоративных птиц? (ответы детей, показать картинки с канарейкой, разными видов попугаев).
Ой, какие вы молодцы, следующая загадка:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
(Показать собаку)
- Правильно, вы опять отгадали. А как зовут детенышей собаки? (Щенята)
- Какой у неё хвост? (Ответы детей)
- Ребята, а кого есть дома собака? А как вы за ней ухаживаете? Чем кормите?
- Какую пользу приносят собаки человеку? (Ответы детей)
Молодцы. А давайте с нашей собакой поиграем в игру «Лохматый пес». Объяснить правила игры.
Малоподвижная игра «Лохматый пес»:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что же будет.
Провести дыхательную гимнастику. 2 раза.
А теперь следующая загадка:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
Дети рассматривают аквариум (картинку с аквариумом).
-Ребята, а чем дышат рыбки в аквариуме? (ответы детей)
- А вы знаете, что в воде есть кислород? Давайте проведем опыт.
Опыт «Кислород в воде»
Ход эксперимента: Предложить детям проверить, действительно ли есть кислород (воздух) в воде. Для этого налить в банку воду и сравнить с банкой воды, которая была налита заранее. На стенках второй банки образовались пузырьки – это и есть кислород. Спросить у детей, откуда взялись пузырьки, и объяснить, что это выделился кислород, которым дышат рыбы и все водные обитатели.
Днем он постоянно спит,
Ночью бегает, шуршит.
Раз он в миске искупался,
Весь намок и испугался.
Он ведь вовсе НЕ моряк,
А зовут его ... (Хомяк)
Дети рассматривают картинку с хомяком.
-Ребята, посмотрите какие щечки у хомяка. Как вы думаете, зачем ему такие щеки? (делать запасы). Рассмотреть картинки с морской свинкой, шиншилой, крысой.
Ест морковку, длинноухий,
Не обидит даже мухи!
В страхе спрячется под столик!
Он похож на зайца! ...(Кролик)
Дети рассматривают кролика (игрушку).
-Какой хвостик?
-Кролик какой? (Пушистый, мягкий)
-Ребята, давайте вспомним, какую пользу приносят кролики человеку?
- А чем можно кормить кролика?
Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки! А почему они называются домашние питомцы?(ответы детей).
Молодцы, ребята. А давайте с вами поиграем, и посмотрим, что вы запомнили.
Дидактическая игра «Кто чем питается?»: в корзине лежит: молоко, косточка, морковь, капуста, конфета, шоколад, зерно. Картинки или игрушки (собака, кошка, кролик, попугай, черепаха). Нужно «накормить» питомцев.
Ребята, а можно нашим питомцам давать сладости? Почему? (ответы детей).
Дидактическая игра «Скажи ласково»:
Кошка-кошечка;
Собака – собачка;
Канарейка – канареечка;
Попугай – попугайчик;
Рыба - рыбка;
Черепаха – черепашечка.
Итог: Молодцы, к сожалению, наша игра закончилась. Давайте скажем до свидание бабушке Клаве. Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей). А мне понравилось, что вы себя вели очень хорошо.
Стихи про хомяка
Интересная картина,
Хомячок влез на гардину,
А с неё на подоконник,
На нём съел он каланхоэ.
Кошку напугал, та спала,
Прогрыз спинку у дивана,
На подушку влез проказник,
Вот те раз, устроил праздник!
Автор: Леонов В.А.
Хомка-хомка, хомячок,
Бело-рыженький бочок,
Носик розовый и лапки,
Глазки бусинки булавки.
Быстро бегает, играет,
Перинку лапками взбивает,
Запасы за щеку кладёт,
И никогда не устаёт!
Автор: Леонов В.А.
У меня есть лучший друг,
Хомяком его зову,
С ним всегда играть охота,
Не соскучишься ни сколько.
Быстрый, юркий, озорной,
Чистоплотный, шебутной,
Он такой один на свете,
Это знают даже дети!
Автор: Леонов В.А.
Это, что за странный зверь,
В нём кладовка даже есть,
За щеками носит он,
Фрукты, ягоды и торт.
Хомяк ищет, где бы спрятать,
Свой укромный уголок,
Выложит всё аккуратно,
Глядь и нет уж толстых щёк!
Автор: Леонов В.А.
Проснулся хомяк,
Потянулся, зевнул,
И лапками шубку,
Свою простирнул.
Затем лёгкий завтрак,
Водичка и хлеб,
И бегает хомка,
По клетке весь день!
Автор: Леонов В.А.
Чёрные глазки,
Розовый нос,
Бегает в банке,
Бесхвостый зверёк.
Кушает фрукты,
Морковку грызёт,
Нам малышам,
Скучать не даёт!
Автор: Леонов В.А.
В клетке опилки, зашевелились,
Усы показались и уши большие,
И пара глазёнок пристально смотрят,
Как будто спросить хотят что-то точно.
Когда же животное всё показалось,
Я вспомнил оно, как называлось,
В учебнике я о нём прочитал,
Автор его хомяком называл!
Автор: Леонов В.А.
Я спросил у хомячка,
Ты бежишь дружок куда,
Лапки ты побереги,
Ведь стереть их можешь ты.
Отвечает хомячок,
Я бегу на тот лужок,
Ягод там полным-полно,
Там и зёрнышки найду!
Автор: Леонов В.А.
Маленький, проворный,
С хвостиком задорным,
Добрый, мягкий и пушистый,
Обаятельный и быстрый.
Любит часто умываться,
И, конечно же, играться,
Он спокойно не сидит,
Если крепко он не спит!
Автор: Леонов В.А.
В поле рожь, пшеница,
Будет чем разжиться,
Сделать на зиму запасы,
Жилось хомке, чтоб прекрасно.
Он встаёт с утра пораньше,
Ни минуты не сидит,
План хомячий выполняя,
По полям он бороздит!
Автор: Леонов В.А.
Загадки про хомяка
Детские загадки про хомяка:
для малышей 3-4 лет
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так...
Это делает .. (хомяк).
Хороши мои,
Округлы, мягки щёчки.
Я ношу в них пищу,
Как в мешочках.
(хомяк)
Рыжий маленький зверёк
Стал еду готовить впрок:
Он устроил ловко
За щекой кладовку.
(Хомяк)
Вовсе я и не толстяк,
Просто Хома я ...(Хомяк).
За щеками у зверька
Целых два больших мешка.
Носит в них уже давно
Он в свою нору зерно.
(Хомяк)
Этот зверь - грызун ужасный,
Для людей он неопасный,
На щеках его мешки -
Хлеб в них носят ...(хомяки).
Мы очень, очень домовиты.
Все кладовые едой набиты.
Зерно мы носим за щеками
и все зовут нас … (Хомяками)
Он в защёчные мешки
собирает зёрнышки,
пряча под землёй,
чтобы съесть зимой.
(хомяк)
А. Алферова
Рыжий маленький зверёк
Стал еду готовить впрок:
Он устроил ловко
За щекой кладовку.
(Хомяк)
А. Измайлов
В поле зёрнышек за щёки
Два мешка набил толстяк.
В путь отправился далёкий
С этой ношею..(Хомяк).
В. Лактионов
Ему пожизненно дано
В щеках своих носить зерно.
Подвижный маленький толстяк,
Любитель зёрнышек...(хомяк).
Ответ: хомяк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие (познавательное + лепка) в средней группе по теме "Братья наши меньшие"
hpqscan0001.jpg...
Познавательно- игровой проект" Братья наши меньшие"
Уточнения знаний детей о том, как жизнь зверей зависит от окружающей среды, и как они к ней приспосабливаются....
Комплексно-тематический план образовательной работы тема "Братья наши меньшие" в подготовительной группе. Рекомендации для воспитателей по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования.
Дикие и домашние животные.Животные разных климатических зон.Ферма и зоопарк. Задачи по видам совместной образовательной деятельности. Самостоятельная деятельность детей.Образовательная деятельно...
Познавательный проект в старшей группе №2 на тему: «Братья наши меньшие»
Проведение проекта в старшей группе №2.Проект краткосрочный с 01.11 – 15.11.Девиз проекта: «Этот мир принадлежит и им, не отнимайте его люди! Спасём живой мир вместе!»Проблема: равнодушное о...
Познавательный проект в старшей группе на тему "Братья наши меньшие"
Проведение проекта в старшей группе №2.Проект краткосрочный с 01.11 – 15.11.Девиз проекта: «Этот мир принадлежит и им, не отнимайте его люди! Спасём живой мир вместе!»Проблема: Равнодушное о...
Познавательный проект в старшей группе на тему: «Братья наши меньшие»
Познавательный проект в старшей группе на тему: «Братья наши меньшие»...
Краткосрочный познавательный проект «Наши меньшие друзья»
Цель проекта: создать условия для развития познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей в процессе подготовки и проведения педагогического проекта «Наши меньшие друзья»....
- Мне нравится (1)