ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
консультация на тему
ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_sotsio-igrovyh_tehnologiy_na_zanyatiyah_s_detmi.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
воспитатель
высшая квалификационная категория
МБДОУ № 24 комбинированного вида
ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ
Уважаемые коллеги! Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться».
Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология. «Главная забота воспитателей - не обучение, не развлечение, даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба». Хочется верить, что в будущем эти слова педагога-психолога Е.Е. Шулешко станут значимыми для каждого педагога, работающего с дошкольниками. Социо -игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают). Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.
Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта», а как «субъекта» развития и воспитания.
Различия традиционной и социо - игровой педагогики
Социо - игровая педагогика | Традиционная педагогика |
Умение действовать в темпе общей работы, слышать и видеть окружающих, оказывать своевременную поддержку товарищу в игре, на занятии, уметь доводить дело до предполагаемого результата. | Воспитанники оторваны друг от друга, задавлены требованием программ |
Воспитатель и воспитанник – партнеры (субъект - субъектные отношения) | Диктат воспитателя (субъект - объектные отношения) |
Развитие самостоятельности | Послушное повторение формулировок |
Отсутствие в работе педагога дискретности (дидактические знания не расчленяются на части, а переплетаются друг с другом) | Наличие дискретности - дидактические знания делятся на части (принципы, методы, приемы и результаты) |
Занятие-игра - жизнь между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо -игровая») | Занятие никак не располагает к свободному творчеству и игре |
Игра присутствует в жизни ребенка постоянно и не только в детском саду, но и на уроках в начальной школе. | Ребенок в первую очередь должен получать новые знания (занятия) и только при наличии свободного времени играть |
Равноправие детей и взрослых - основа социо -игрового подхода. Взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. | Деятельность педагогов весьма декларативна: взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения |
Основа социо - игровой педагогики заложена в словах: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения” (В.М. Букатов, Е.Е. Шулешко).
Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1.Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими. Снять страх и зажим перед деятельностью.
2.Развивать индивидуальность и сообразительность детей.
3.Формировать у детей навык слаженной работы.
Условия применения социо-игровой технологии:
1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой
2. Разработка перспективного плана
3. Соблюдение вариантов деления на группы:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет;
4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения (дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центрах, за столами, на полу, в любимом уголке).
Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
5. Смена темпа и ритма
6. Использование игр разнообразного характера (которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества). Эффект понимания непредсказуем. В любой момент занятия на любого из присутствующих детей может снизойти: «ЭВРИКА!» и тогда он совершит для себя открытие.
В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности.
I. Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Предлагаю группе равных интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно
II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.
Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию:
- сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;
- придумывание сказок;
- игры – драматизации;
- юмор и шутки.
Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.
III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
(Для чего на старшем возрасте разработала перспективное планирование).
- перспектива, направленная на последующую деятельность (ребенок запоминает лучше действие, которое осталось незавершенным, у них остается желание продолжить его и получить результат. Дети с готовностью возвращаются);
- беседа;
- создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.
IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений:
- повторение;
- наблюдение;
- экспериментирование;
- опыт.
Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Последовательность введения игр:
Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает - не летает» и др.
Игры разминки – «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.
Игры социо - игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», «Ловишки», «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь» и др.
В конце своего выступления кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе». Мне, как и коллеге, было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу». Раньше был один ответ ребенку: «Твой вопрос мы решим после занятия», а теперь я пытаюсь услышать каждого. С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. И в результате всех «неуспеваний» и «программных отставаний» чаще всего оказывается пройденным программный материал не только качественно, но и досрочно!
В этом мы убедились на собственном опыте. Наши воспитанники уже на начало учебного года в старшей группе умеют:
- слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию;
- у детей развито речевое взаимодействие;
- сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
- дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
- у них нет чувства страха за ошибку.
Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...
Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
В настоящее время ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самост...
Применение социо - игровой технологии в работе с детьми.
Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождение личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творче...
Применение социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность....
Статья на тему: Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
В статье описывается принципы работы с детьми в рамках социо-игровой технологии....
Применение социо-игровых технологий в работе с детьми.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...
Практикум для педагогов. "Применение социо - игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Практикум для педагогов. Применение социо - игровых технологий с детьми дошкольного возраста"....