ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
консультация на тему
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дурягина Галина Петровна
воспитатель
высшая квалификационная категория
МБДОУ № 24
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дошкольный возраст — это период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника.
Коллектив нашего детского сада стремиться к созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка, для развития эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности.
В этой связи, основным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Необходимо учесть набор ключевых компетентностей воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.
Классификация ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:
- социально-познаватеьная компетентность
- коммуникативная компетентность
- деятельностная компетентность
- информационная компетентность,
- здоровьесберегающая компетентность.
Обращаю ваше внимание, что дидактической единицей компетентности выступает «умение».
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний (в процессе обучения и воспитания). Умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.
Предлагаю вашему вниманию содержание каждой ключевой компетентности детей дошкольного возраста.
Социально-познавательная компетентность | проявляется в успешном (активном, результативном) установлении отношений с разными людьми, понимании ребенком своих чувств, желаний, действий |
Коммуникативная компетентность | проявляется в понимании ребенком чужой речи и стремлении сделать свою речь понимаемой другими |
Деятельностная компетентность | проявляется в умении самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать и при необходимости корректировать результаты своей деятельности. |
Информационная компетентность | заключается в умении использовать и называть доступные источники получения знаний и опыта |
Здоровьесберегающая компетентность | проявляется в готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья |
Я считаю, что для успешной реализации работы по развитию творческого и интеллектуального потенциала детей способствует объединение усилий всех участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, а так же создание комфортных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников.
Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов, широко применяемый педагогами нашего учреждения. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. В практике ДОУ используются различные типы проектов: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, информационные.
Вместе с детьми и родителями в группе реализованы следующие проекты: «Игра нас научит, игра нас подружит», « Сотворим сказку своими руками», «Северная рябинушка», «Путешествие в страну Здоровья», «Внимание-дорога!», «Мы - Россияне», «Как мы делали снег?» и др.
Проанализировав и сопоставив результаты работы метода проектов, я пришла к выводу, что основные составляющие компетентности это:
во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности;
во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания;
в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, а также метода иx получения или использования.
Сказанное выше может быть выражено формулой:
Компетентность = Мобильность знаний + Гибкость метода + Критичность мышления.
Умение использовать проектную деятельность — показатель высокой квалификации педагога. Недаром эта педагогическая технология относится к инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, подготовку ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни общества.
Использование проектного метода в дошкольных учреждениях способствует формированию ключевых компетентностей воспитанников. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Метод проектов является технологией, которая позволяет педагогу формировать педагогические ситуации по различным основаниям и на основе различного предметного содержания. Компетентности, в свою очередь, как проявляются, так и формируются в ситуации.
Хочу закончить свое выступление словами немецкого педагога А. Дистервега, который почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетентностей и творческих способностей обучающихся
план работы творческой группы в ДОУ...
Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности.
В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности,основная задача воспи...
«Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности»
laquo;К школьнику относиться нужно не как к сосуду,который предстоит наполнить информацией,а как к факелу, который необходимо зажечь»В.А. СухомлинскийВ современном обществе востребована об...
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...
Педагогические технологии формирования ключевых компетентностей детей в поисковой деятельности.
Компетентностный подход в образовании ориентирует образовательное учреждение на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые позволят ребенку успешно адаптироваться в условиях современн...
Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...
«Формирование этнокультурной компетентности дошкольников в проектной деятельности»
Важнейшая задача воспитателя на сегодняшний день - это приобщение детей к культуре своего народа, развивитие национального самосознания, устойчивого интереса к познанию и принятию ин...