«Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности»
статья (подготовительная группа) на тему
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,
который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_doshkolnikov_-_konferentsiya.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование ключевых компетенций дошкольников
средствами проектной деятельности»
Федосеева Ольга Борисовна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №74»
г. Энгельса Саратовской области
В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности.
Компетенция - это совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Поэтому становится ясно, что основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе - грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий "образованность", "обученность", «умения», «знания» на понятия -"компетенция", "компетентность".
Компетенция и ключевые компетентности являются результатом образования, относительно их формирования в условиях дошкольного учреждения.
Отличительной особенностью формирования и реализации ключевых компетентностей в дошкольном возрасте является то, что нельзя разделить процесс теоретического освоения знаний и процесс применения полученных знаний. Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно -образовательного процесса в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.).
Информационная компетентность представляет собой готовность ребенка принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности:
1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.).
2. Умение делать выводы из полученной информации.
3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.
4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
5. Умение получать информацию, используя некоторые источники
6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
Технологическая компетентность определяется как готовность ребенка к пониманию инструкции, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности:
1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
2. Умение планировать этапы своей деятельности.
3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.
6. Умение использовать способы преобразования (изменение формы, величины, функции по воссозданию, аналогии и т.д.).
7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.
8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
9. Умение организовать рабочее место.
10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Социально-коммуникативная компетентность выступает, как готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу:
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д)
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
9. Умение принимать и оказывать помощь.
10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Формированию ключевых компетентностей – социальных, коммуникативных, информационных, интеллектуальных, способствует метод проектов. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем.
Что же такое проект?Проект – специально организованный педагогом ивыполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект - это то, что мы делаем). А.В. Горячев. Рекомендованные этапы организации проекта А.В. Горячевым:
- Выбор темы.
- Сбор сведений (сбор, систематизация, хранение информации по теме).
- Выбор проектов.
- Презентация (защита проекта).
- Оценивание.
Проектная деятельностьпозволяет интегрировать и реализовывать в совокупности несколько образовательных областей; позволяет удовлетворить потребность детей в любознательности и познании окружающего мира; является успешной обучаемость дошкольников в процессе реализации проектной-исследовательской деятельности; способствует формированию у дошкольников системы ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, здоровьесберегающей, когнитивной, эмоциональной.
Использование метода проектов целесообразно для детей: проектная деятельность уже в дошкольном возрасте помогает закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, учит детей систематизировать информацию, использовать знания в практической деятельности т.е. формировать ключевые компетентности, необходимые ребёнку для обучения в школе.
Проектный метод для взрослых позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность для развития своего творческого и педагогического потенциала. Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте и, хотя и криво, да сами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...
Формирование экологической компетенции дошкольников средствами проектной деятельности
Научно-технический прогресс, который является неотъемлемой частью жизни современного общества, способствует нарушению экологического равновесия. В настоящее время происходит смена позиций в естествозн...
Формирование экологический культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Кузнецова С.А., воспитательГБДОУ детский сад № 8 Выборгского районаСанкт-ПетербургаФормирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС...
«Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель пректа - создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развитие эмоционального ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области приро...
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Юный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологич...
Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности.
В Стандартах нового поколения впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования базовые (ключевые) компетентности,основная задача воспи...
Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами проектной деятельности
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...