Развитие мелкой моторики у детей, имеющих умеренную умственную отсталость.
статья по теме
Статья посвящена проблемам дошкольного коррекционного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих
умеренную умственную отсталость.
Автор: Кокурина Г.В. – учитель - дефектолог
МДОУ детский сад № 209 компенсирующего вида.
Г.Ярославль.
Дети с умеренной умственной отсталостью характеризуется многообразными признаками в клинической картине вследствие органического поражения ЦНС, а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. У таких детей развитие базовых психических функций происходит не только медленно, но и патологически неравномерно, темп, качество психических новообразований на каждом возрастном этапе значительно отличаются от нормального развития. Следует отметить, что данная категория не является однородной и необходимо иметь в виду множество других факторов: тяжесть, глубину, время повреждения ЦНС, а также резервы организма и его сохранные функции. При условии целенаправленного педагогического воздействия, дети с таким диагнозом способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.
Развитие тонкой ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени. Научные данные указывают тесную связь ручной моторики с речевым и психическим развитием ребенка. Под влиянием целенаправленной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.
Повышают эффективность этой работы использование различного дидактического оборудования:
- Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешки, пирамидки);
- вкладыши из различных материалов, пазлы;
- мозаики, имеющие крупные и мелкие детали;
- шнуровки, застежки - молнии, липучки, застегивание и расстегивание пуговиц разной величины;
- материалы, в том числе и природные, для сортировки, выкладывания по контуру;
- бусы для нанизывания, сматывание ниток в клубок, накручивание ленточек на палочки;
- хороводные игры, пальчиковые игры с речевым сопровождением;
- использование шариков Су-Джок и других массажеров;
- отдельное место отводится конструированию из объемных и плоскостных элементов.
У детей с умеренной умственной отсталостью динамика психического развития зависит от своевременного коррекционного воздействия с учетом уровня развития каждого воспитанника. Работа по развитию у детей ручной моторики, зрительно моторной координации, согласованности движений обеих рук, тонких пальцевых и кистевых движений проводится поэтапно.
На первом этапе обучения основными задачами являются:
- целенаправленное обучение ребенка различным типам хватания (захват в кулак, щепотью, большим и указательным пальцами);
- умение оперировать каждой рукой, вырабатывается согласованность действий обоих рук, действия кистями рук;
- сгибать разгибать, отводить в стороны пальцы, выделять каждый палец в отдельности и действовать им.
На втором этапе основными становятся графо - моторные упражнения:
- раскрашивание контуров предметов, не нарушая их границ;
- умение проводить карандашом непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
- умение проводить непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз;
На третьем этапе к базовым, уже усвоенным, добавляются новые задачи:
- застегивать и расстегивать пуговицы на одежде;
- показывать по просьбе взрослого и по возможности называть все пальцы на обеих руках;
- умение ориентироваться на листе бумаги;
- умение проводить непрерывную линию между двумя, повторяя изгибы;
- обводить предметы по контуру, соединяя пунктирные точки;
- умение штриховать предметы в направлении сверху вниз, справа налево.
Каждое упражнение и задание подбирается по лексической теме, в игровой форме, учитывая уровень развития ребенка от простых заданий к более сложным, от выполнения упражнений по подражанию к выполнению упражнений по словесной инструкции.
Список использованной литературы:
- Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста.
Е.А. Екжанова Е.А. Стребелева. СПб: КАРО 2008г.
2)Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно -методические материалы под редакцией И.М. Бгажноковой М: Владос. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития мелкой моторики у детей имеющих нарушения и отставания в развитии.
Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Тренировка тонких движений п...
Выступление на методическом объединении на тему:" Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"
Литература:1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 4012. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжело...
Развитие мелкой моторики у детей 3-7 лет, имеющих проблемы с речью, через бытовую и художественную деятельность
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два- три слова. Другие спокойны, несмотря на ...
СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физич...
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...
Особенности развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
Анализ литературных источников показал, что вопрос развития мелкой моторики детей в настоящее время очень актуален. Занятия лечебной физической культурой являются идеальным средством адаптивного физич...