Развитие мелкой моторики у детей, имеющих умеренную умственную отсталость.
статья по теме

Кокурина Галина Владимировна

Статья посвящена проблемам дошкольного  коррекционного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sayta.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                      Развитие мелкой моторики у детей, имеющих

                      умеренную    умственную отсталость.

                         Автор: Кокурина Г.В. – учитель - дефектолог  

                          МДОУ детский сад № 209 компенсирующего  вида.    

                                                                                            Г.Ярославль.                             

      Дети с умеренной умственной отсталостью характеризуется многообразными признаками в клинической картине вследствие органического поражения ЦНС, а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. У таких детей развитие базовых психических функций происходит не только медленно, но и патологически неравномерно, темп, качество психических новообразований на каждом возрастном этапе значительно отличаются от нормального развития. Следует отметить, что данная категория не является однородной и необходимо иметь в  виду множество других факторов: тяжесть, глубину, время повреждения ЦНС, а также резервы организма и его сохранные функции. При условии  целенаправленного педагогического воздействия, дети с таким диагнозом способны овладеть определенными знаниями, умениями и  навыками.

    Развитие  тонкой  ручной моторики является одним из приоритетных направлений коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими умственную отсталость умеренной степени. Научные данные указывают тесную связь ручной моторики с речевым и психическим развитием ребенка. Под влиянием целенаправленной  коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие, совершенствуется восприятие, мышление, речь ребенка.    

Повышают эффективность этой работы использование различного  дидактического оборудования:

  • Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешки, пирамидки);
  • вкладыши из различных материалов, пазлы;
  • мозаики, имеющие  крупные и мелкие детали;
  • шнуровки, застежки - молнии, липучки, застегивание и расстегивание пуговиц разной величины;
  • материалы, в том числе и природные, для сортировки, выкладывания по контуру;
  • бусы для нанизывания, сматывание ниток в клубок,  накручивание ленточек на палочки;
  • хороводные игры, пальчиковые игры с речевым сопровождением;  
  • использование  шариков Су-Джок  и других массажеров;
  • отдельное место отводится  конструированию из объемных и плоскостных элементов.  

У детей с  умеренной умственной отсталостью динамика психического развития зависит от своевременного коррекционного воздействия с учетом уровня развития каждого воспитанника. Работа по развитию у детей ручной моторики, зрительно моторной координации, согласованности движений обеих рук, тонких пальцевых и кистевых движений проводится поэтапно.

    На первом этапе обучения основными задачами являются:

  • целенаправленное обучение ребенка различным типам хватания (захват в кулак, щепотью, большим и указательным пальцами);
  • умение оперировать каждой рукой, вырабатывается согласованность действий обоих рук, действия кистями рук;
  •  сгибать разгибать, отводить в стороны пальцы, выделять каждый палец в отдельности  и действовать им.

   На втором этапе  основными становятся  графо - моторные  упражнения:

  •  раскрашивание контуров предметов, не нарушая их границ;
  • умение проводить карандашом непрерывную линию от начала до конца дорожек разной ширины;
  • умение проводить непрерывные  линии до определенной точки слева направо, сверху вниз;

   На  третьем этапе к базовым, уже усвоенным, добавляются новые задачи:

  •  застегивать и расстегивать пуговицы на одежде;
  • показывать по просьбе взрослого и по возможности называть все пальцы на обеих руках;
  •  умение ориентироваться на листе бумаги;
  •  умение проводить непрерывную линию между двумя, повторяя изгибы;
  • обводить предметы по контуру, соединяя пунктирные точки;
  •  умение штриховать предметы в направлении сверху вниз, справа налево.

Каждое упражнение и задание  подбирается по лексической теме, в игровой форме,  учитывая уровень развития ребенка от простых заданий  к более сложным, от выполнения упражнений по подражанию к  выполнению упражнений по словесной инструкции.

Список  использованной литературы:

  1. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста.

Е.А. Екжанова Е.А. Стребелева. СПб: КАРО 2008г.

2)Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно -методические материалы под редакцией И.М. Бгажноковой  М: Владос. 2007г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики у детей имеющих нарушения и отставания в развитии.

Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение ребёнка "пользоваться" этими движениями: держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Тренировка тонких движений п...

Выступление на методическом объединении на тему:" Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью"

Литература:1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 4012. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжело...

Развитие мелкой моторики у детей 3-7 лет, имеющих проблемы с речью, через бытовую и художественную деятельность

Ребенок не говорит. Ребенок  говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два- три слова. Другие спокойны, несмотря на ...

СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков у умственно отсталых детей, является нарушение моторики, которое отрицательно сказывается не только на физич...

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Особенности развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Анализ литературных источников показал, что вопрос развития мелкой моторики детей в настоящее время очень актуален. Занятия лечебной физической культурой являются идеальным средством адаптивного физич...