Конспект НОД по социально- личностному развитию "Строим дом дружбы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: обогащение опыта социально- нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых и тренинговых ситуаций, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, желания и готовности поступать в соответствии с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД "Строим до дружбы" | 49.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по социально- личностному развитию «Строим дом дружбы»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Вид занятия: социальное развитие.
Форма проведения: игровое занятие.
Способ организации детей: подгруппа.
Место проведения: музыкальный зал.
Длительность занятия: 25 минут.
Возраст: 5 - 6 лет (старшая группа).
Цель: обогащение опыта социально- нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых и тренинговых ситуаций, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, желания и готовности поступать в соответствии с ними.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представления детей о добрых и плохих поступках и их последствиях.
- Совершенствовать умение находить выход из сложных, противоречивых ситуаций.
- Закрепить знание понятий « дружба», «настоящий друг».
- Закреплять умение различать и передавать различные эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;
- Упражнять в умении образовывать родственные слова.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки общения.
- Развивать умение пользоваться объяснительной речью, высказывать суждения, прислушиваясь к мнению других.
- Развивать эмоционально- чувственный мир детей.
- Развивать конструктивные способности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, умение планировать совместную деятельность
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Технологии, методики, используемые педагогом в мероприятии:
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми: педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций. Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
- Социо- игровые технологии.
- Приемы здоровьесберегающих технологий: смена видов деятельности.
- Информационно- компьютерные технологии.
Методы и приемы:
- Словесный (беседа, вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, упражнение «Семьи слов»).
- Метод проблемного изложения (проблемная ситуация)
- Наглядный (мультимедийная презентация).
- Игровой (игровой сюжет «построим «дом дружбы», игра «Паутинка добрых слов», игра «Передавалки»).
- Практический (моделирование, конструирование).
- Метод контроля и стимулирования (анализ деятельности, самооценка детьми результатов деятельности).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультипликационного фильма «Чебурашка и крокодил Гена», рисование портрета друзей, организация коммуникативных игр.
Оборудование и материал:
- Экран, мультимедийное оборудование;
- Письмо от старухи Шапокляк;
- Мультимедийная презентация «Хорошие и плохие поступки»;
- Модули;
- Клубочек ниток;
- Смайлики с разными эмоциями;
- Портреты друзей;
- Части схемы постройки «дома дружбы»;
- Дерево с большими корнями (на слайте).
Ход НОД
Вводная часть (3 мин)
Воспитатель:
- Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад?
Дети:
- Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Игра «Поздороваемся»
Воспитатель:
- Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом. Когда я хлопну один раз в ладоши- вы пожмете друг другу руки. Два хлопка- дотронетесь локтями. Три хлопка - спинами.
Воспитатель:
Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
-Хотите узнать, от кого письмо? Давайте его прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Старуха Шапокляк. Расскажите мне, пожалуйста, что такое дружба и как найти друзей.
Воспитатель:
- Из какой сказки Старуха Шапокляк?
Дети:
- Э. Успенский «Чебурашка и Крокодил Гена».
Воспитатель:
-Поднимите руку, кто помнит, что придумали построить Чебурашка и Крокодил для тех, кто ищет друзей?
Дети:
- Дом дружбы.
Воспитатель:
-Давайте расскажем Шапокляк про дружбу все, что знаем и построим «Дом Дружбы». Надеюсь, вы понимаете, что работа не простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. За каждое правильно выполненное задание получаете часть схемы постройки дома, когда все задания будут выполнены- вы сможете собрать схему целиком и по ней построить дом- наш «ДОМ ДРУЖБЫ».
Есть еще одна проблема: как же она увидит все, что мы ей будем показывать и рассказывать?
Дети:
- Нам нужен человек, который все будет снимать на видеокамеру, а диск мы вышлем Шапокляк.
1-е задание.
«Мозговой штурм» - что такое дружба?
Воспитатель:
- Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети:
- Улыбки, приветствия, помощи друг другу.
Воспитатель:
- А с кем можно дружить?
Дети:
- С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.
Воспитатель:
- Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Дети:
- Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.
Воспитатель:
- Друзья познаются в счастье или в беде?
Дети:
- В беде друзья всегда помогут.
Воспитатель:
- Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?
Дети:
- Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.
Воспитатель:
- Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем получить первую часть схемы.
2- е задание. Игра «Семьи слов»
На слайде появляется дерево с большими корнями.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, это дерево «дружбы». Обратите внимание на его корни, какие они? (могучие, сильные, ветвистые, переплетенные). Корни дерева напоминают крепкую дружбу. У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на него.
Дети.:
- Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.
Воспитатель:
- Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем получить еще одну часть схемы.
3-е задание. Решение моральных дилемм.
Воспитатель предлагает детям проблемные ситуации и просит найти выход.
- На улице метет страшная пурга. Мама, уходя на работу, строго- настрого запретила Сереже выходить из дома. Неожиданно зазвонил телефон. Сережа взял трубку и услышал взволнованный голос своего друга Андрюшки: «Ты мне нужен, срочное дело! Не мог бы сейчас прийти ко мне?...»
- Катя вернулась с весенней прогулки чумазая и мокрая. Посмотрела мама на дочку и сердито сказала: «Еще такая вернешься- не пущу гулять!» На другой день Катя гуляла аккуратно. Вдруг она услышала громкий плач- это маленькая Надюша упала в лужу и не может выбраться. Посмотрела Катя по сторонам- нет Надиной бабушки…
- Мама ахнула, когда увидела, что котенок Пушок разгребает землю в ящике с рассадой. Она отшлепала котенка, а уходя в магазин, наказала Насте внимательно следить за ним. Настя полезла на подоконник посмотреть на маму из окна, но нечаянно задела ящик и он упал. Земля рассыпалась, рассада сломалась. «Попадет от мамы!»- подумала Настя. Она собрала землю, все подтерла и стала ждать. Когда вернулась мама и увидела пустой ящик, то сердито сказала: «Завтра я отнесу котенка бабушке!...»
Педагог дает оценку выполненному заданию и вручает детям третью часть схемы.
4-е задание. Игра «Паутинка добрых слов».
Воспитатель:
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Полине. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
Воспитатель:
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети:
- Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.
Воспитатель:
- А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети:
-Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Педагог подводит итог игры и вручает четвертую часть схемы.
5-е задание. Рассматривание и обсуждение картин с изображением хороших и плохих поступков.
На слайде появляется картинка с изображением хорошего поступка.
Воспитатель:
- Ребята, кого мы видим на этой картинке?
Дети:
- На картинке мы видим детей.
Воспитатель:
- Что делают дети?
Дети:
-Играют, строят постройки из песка.
Воспитатель:
-Ребята, кто считает, что дети на этой картинке поступают хорошо- поднимите зеленую карточку. Если кто-то считает, что плохо- красную.
Воспитатель:
-Почему вы считаете, что дети совершают хороший поступок?
Дети:
- Дети играют дружно.
На слайте появляется картинка с изображением плохого поступка.
Воспитатель:
- Ребята, а на этой картинке, что делают дети?
Дети:
- Дерутся, ломают постройки, не могут поделить игрушки.
- Давайте оценим поступки детей с помощью карточек. (Дети поднимают соответствующие карточки)
На слайте появляются две картинки: хороший и плохой поступок.
Воспитатель:
- Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети:
- Играть дружно- это хорошо. Ссориться и драться- плохо.
Аналогично дети обсуждают следующие картинки.
Педагог дает оценку выполненному заданию и вручает детям пятую часть схемы.
Воспитатель раздает детям смайлики с разными эмоциями.
И/У «Найди такой же смайлик». Детям предлагается найти каждому смайлику пару- близнеца (с одинаковыми эмоциями). Образуются пары детей.
Проводится игра-физкультминутка «Гномики» (игра проводиться в парах).
Я гном, ты гном (Ребёнок указывает на себя и на партнёра)
У меня дом, у тебя дом. (Из ладоней изображает крышу над своей головой и над головой партнёра)
У меня щечки гладки, (Далее аналогично в соответствии с текстом)
У тебя щечки гладки.
У меня бровки чёрны,
У тебя бровки чёрны.
Я твой друг, (Протягивает руку)
Ты мой друг. (Партнёр кладёт руку сверху)
Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)
6-е задание. Мимическая игра с применением социо- игровой технологии. «Передавалки»
Воспитатель:
- Ребята, а как можно узнать настроение у человека?
Дети:
- По лицу.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Передавалки»
- Передай улыбку соседу (по кругу).
- Передай «сердилку» (сердитое выражение лица).
- Передай «испуг».
- Передай «страшилку».
- Передай «смешинку».
Педагог поощряет детей и вручает шестую часть схемы.
Воспитатель:
- Мы столько рассказали Шапокляк о друзьях и дружбе! Теперь она поймет: в «доме дружбы» могут жить лишь настоящие друзья, которых объединяют общие интересы, которые никогда не сделают друг другу ничего плохого и обидного.
-Ребята, мне тоже хочется заложить кирпичик в Дом дружбы- я хочу сказать вам комплимент. Повторите хором это слово. Говорить комплимент- это значит говорить что-то приятное другому человеку. Я от чистого сердца хочу сказать вам добрые слова!
(Воспитатель хвалит каждого ребёнка, отмечая его положительные качества.)
Воспитатель:
- Беру седьмую карточку.
- Вот мы и выполнили все задания. Осталось построить «дом дружбы».
Воспитатель предлагает троим детям собрать схему постройки дома.
Используя схему, дети подбирают нужные модули и коллективно строят «дом дружбы»
Воспитатель:
- Вот мы построили «дом дружбы». Благодаря вашим стараниям и знаниям он получился большой, красивый, светлый. Но чего-то, по-моему, в нем не хватает.
Дети:
- Друзей, жителей.
Воспитатель:
- Кто живёт в доме дружбы? Помните, вы рисовали свои портреты? Вот они нам и пригодились!
Звучит песня. «Настоящий друг» муз. Б. Савельева- под музыку дети размещают портреты.
Воспитатель:
- Замечательно у вас получилось! Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним все правила дружбы и повторим их для старухи Шапокляк.
Дети:
• Помогать другу.
• Быть честным.
• Уступать.
• Не бояться просить прощения.
• Не грубить.
• Не жадничать.
• Не злиться.
Воспитатель:
Съёмка наша закончилась, диск мы пошлём Шапокляк- она поймёт: (стихотворение проговаривают хором)
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете,
Ведь с друзьями веселей
На любой планете!
Заключительная часть.
Воспитатель предлагает оценить свое настроение на занятии с помощью символов: солнышко- настроение хорошее, все было понятно и интересно;
солнышко с тучкой- было не все понятно или не интересно;
тучка- все не понятно, не интересно.
Педагог в качестве домашнего задания предлагает нарисовать свой «дом дружбы» для других сказочных героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТ НОД ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Секреты дружбы»
Подготовила:воспитатель Олейникова Алла ИвановнаЦель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе, ее социальной значимости.Задачи.1. Образовательные: обогащать лексику ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад №43 поселка Вишневогомуниципального образования Славянский район КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬ...
Конспект интегрированного занятия по социально-личностному развитию "Секреты дружбы"
Конспект интегрированного занятия по социально-личностному развитию "Секреты дружбы"...
Конспект НОД по социально-личностному развитию в старшей группе Тема: "Дерево дружбы".
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕТЕМА: «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»...
Конспект занятия по социально-личностному развитию "Строим дом дружбы"
Цель: обогащение опыта социально-нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых, проблемных, игровых ситуаций, воспитание положительного отношения к нравственным ценностям, жел...