Отчёт по самообразованию по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»
материал на тему

Бородюк Елена Владимировна

   «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА».  Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 31.05.2015.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад № 25 «Матрёшка»

Отчёт по самообразованию по теме:

«Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности»

Воспитатель: Бородюк. Е.В.

    В 2014-2015 учебном году  взяла тему по самообразованию: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности» является наиболее важной темой во всестороннем  развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 

   «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ — ОСНОВА УМСТВЕННОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА».  Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Занятия в нашей группе проводятся два раза в день. Утренние - после утренней гимнастики и завтрака перед прогулкой и днем после сна и полдника. Обычно они состоят из музыки, физкультуры, танцев, рисования, лепки, развитие речи, ознакомление с окружающим, ФЦКМ

     Приходя на работу, я знаю, что там меня ждут мои «капитошки» - мои малыши. Мы целый день играем: собираем-разбираем пирамидки, матрешки, размещаем вкладыши разных форм, группируем по цвету крышечки, прищепки… нанизываем геометрические фигуры на стержни. А сколько радости нам доставляют игры с крупной мозаикой и конструктором!

Именно на сенсорном развитии я сосредоточила свое внимание, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на раннем этапе его развития.

    Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п.

     Малыши младше трех лет приходят в ясли с разными навыками и умениями. Многие никогда не держали в руках карандаш или не пользовались красками. Первоначальной  нашей задачей становится выравнивание уровня подготовки детей. В период пребывания в яслях детей обучаем  базовым навыкам в рисовании. Малышей учим  пользоваться гуашью, которой они рисуют горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые линии (круг, овал) например, занятия: «дождик кап-кап», «клубочки», «огоньки салюта», «выпал  беленький снежок», «цветы растут», «жучки в траве» и т.д.

    В процессе лепки дети знакомятся со свойствами пластилина, глины или теста. Малышей учим отщипывать, сплющивать, раскатывать, соединять несколько кусочков, пробуют делать аппликации. Например,  занятия: «котёнок играет с мячом», «снеговики», «праздничная елка»,  «вот какие цыплята». Знакомясь с признаками и свойствами предметов, наблюдая за природой во время прогулок, проводим  простейшие опыты: провести ладошкой по траве в солнечную погоду-сухая,  в пасмурную-сырая. Из влажного песка легко делать горку, он не расыпается, ребенок  качественно обогащает свое представление о мире, о неживой и живой природе.

    Изучение темы начала с раздела: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности», подробно изучила книгу  Венгер  Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». Я составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей с 2-3 лет. В картотеку вошли следующие дидактические игры по сенсорному развитию: «укрась бабочку», «игра-шнуровка», «выложи узор по схеме»,  «полянка», «магазин», «где, чей дом», «подбери чашки к блюдцам», «разложи фигуры по местам». Была создана папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей». Совместно с родителями пополнили дидактические игры для сенсорного уголка. Мною были изготовлены следующие игры для детей: «Теремок», «Найди пару», «Собери машину», «Найди похожую матрешку». Родители активно принимали участие по созданию игр по сенсорике.  Была изучена методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста», и разработана папка-передвижка «Игры для развития осязания (тактильного восприятия) ».

Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат», а также составила  конспект «Мишка  Потап  пришёл  в  гости».

     В результате сделала следующие вывод;  что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

 Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование сенсорного эталона у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности» (согласно возрастной группе)

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №4 «Солнышко» п. Пограничный Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Воспитатель: Яфанкина Т.А. ( с 2013-2015 учебный период)

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

План работы по самообразованию на тему "Формирование культуры поведения и общения детей младшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. Воспитание культуры общения и поведения определяется социальной востребованностью личности, способной к сам...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.

Цель:  создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....

План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект занятия по развитию сенсорных эталонов для детей младшего дошкольного возраста "Гости из сказки"

Занятие по развитию сенсорных эталонов для детей младшего дошкольного возраста...

Самообразование по теме «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

  В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом,...