Самообразование по теме «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
1 младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_formirovanie_kulturno_-_gigienicheskih_navykov.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3
«Родничок» с. Правда муниципального образования «Холмский городской округ»
____________________________________________________________________________694615, Сахалинская область, Холмский район, с. Правда ул. Речная д. 48 А, телефон 93-2-96
План самообразования
на 2018 – 2019 уч. г.
воспитателя МБДОУ детский сад № 3 «Родничок»
Михайловой Юлии Александровны
Тема:
«Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
2018 г.
Актуальность темы
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.
Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание):
- расширение кругозора;
- рост профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;
-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.
- повышение педагогической и психологической компетенции;
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей КГН.
Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.
Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.
Методы деятельности:
- личный пример работников детского сада, родителей;
- обеспечение чистоты среды;
- культура общения;
- использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков
Месяц | Проводимые мероприятия |
сентябрь |
Цель: выявить знания и умения детей;
а) перед едой б) после туалета в) после прогулки Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
|
октябрь |
Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
полотенцем;
|
ноябрь |
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;
свойствах воды (вода капает, разливается, льется); |
декабрь |
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.
|
январь |
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;
Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей» |
февраль |
|
март |
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем\
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.
|
апрель |
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.
|
май |
Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным
|
Ожидаемый результат у детей:
- формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
- овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
- дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
- проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
- правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
- пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
- правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
- повышение знаний для успешного развития детей;
- получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
- укрепление связей между ДОУ и семьей.
Список используемой литературы
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с
- Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
- Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
- Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
- Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
- Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
- Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
- Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
- Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Презентация. Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Вид проекта : долгосрочный, игровой.Сроки реализации проекта: ...
Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Хочу быть здоровым».
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена»....
Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"
Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...
План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год
Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...
План работы по самообразованию на тему "Воспитание культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Годовой план работы...
Проект на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста...
План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...