Самообразование по теме «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. В данной статье представлен план работы по теме "Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста» с января по май.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulavkina_g.yu_._samoobrazovanie.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
02-18
План по самообразованию во второй группе раннего возраста №14
на 2023- 2024 учебный год
по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Булавкина Г.Ю.
Начато: «__»__________202__г.
Окончено: «__»_________202__г.
Хранится 5 лет ст 258- в ТП
Актуальность
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цельработы по направлению «Безопасность в детском саду» подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде- природной, техногенной и социальной.
В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Значение безопасности:
-оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
-сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
-сохранять нравственное морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищённость человека (социальная психологическая безопасность).
Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них недостаточный запас знаний по теме «Безопасность». В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Определив основное содержание и направление развития детей, я выделила такие правила поведения, которые должны выполнять дети неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения.
Задачи для педагога:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения учебной,
научно-методической литературы и информации в Интернет-ресурсах;
-изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу;
-использовать игровые средства для формирования основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста;
-повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
-разработать перспективный план работы с детьми;
-составить собственные методические разработки, картотеку дидактических игр и использовать их в работе с детьми.
Задачи для детей:
-сформировать навыки безопасного поведения, умение предвидеть опасные ситуации и обходить их;
-расширить представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
-активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес у детей.
Ожидаемые результаты для педагога:
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических знаний и практических знаний, умений и навыков;
-овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучение детей дошкольного возраста;
-умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты для детей:
-сформированы навыки безопасного поведения, умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
-активизированы мыслительные процессы и познавательный интерес.
Были намечены этапы самообразования:
1 этап –– поисково–исследовательский. Изучение научной литературы по теме. Апробация подобранного материала. Составление краткого анализа изученной литературы.
2 этап –практический. Реализация плана работы. Составление картотек игр для детей младшего возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой.
3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность. Представление результатов работы педагогам и родителям. Обобщение опыта работы по данной теме на заседании Педагогического совета.
Методы работы с детьми:
- Словесный метод
- Наглядный метод;
- Практический метод
Формы организации деятельности с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;
Формы работы с родителями:
- консультации,
- беседы,
- Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы: совместное изготовление дидактического материала; изготовление макета «Дорога в детский сад».
План работы.
Тематическое планирование для детей 2-3 лет
№ | Работа с детьми. Программное содержание. | Работа с родителями | Пополнение РППС Изучение литературы | |
Январь | ||||
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. -Разработка плана по самообразованию. Определить цель, задачи, основные направления реализации плана и ожидаемые результаты. -Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию плана работы по данной теме. | 1 Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. | |||
Февраль | ||||
1 | Игра-беседа «Метель-пурга». Дать детям знания о правилах поведения во время метели, развивать силу голоса. | Папка- передвижка «Необходимость формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста. | -Пополнение центра детской художественной литературой по пожарной безопасности. -Оформление уголка «Как вести себя при встрече с незнакомцем» ХромцоваТ.А.Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Извекова Н.А.Занятия по правилам дорожного движения. | |
2 | Беседа «Какие бывают машины» Познакомить детей с различными видами транспорта | |||
3 | Дидактическая игра «Отбери предметы, которые трогать нельзя». Закрепить знание детей о предметах, которые могут быть опасными в домашних условиях. | |||
Март | ||||
4 | Беседа «О правильном питании и пользе витаминов». Рассказать детям о здоровом питании и витаминах. | Консультация «Что читать детям о безопасности» | Изготовление картотеки с иллюстрациями для детей «Полезно - вредно»; Картотека стихотворений о продуктах питания. | |
5 | Чтение сказки по пожарной безопасности «Хитрый огонь и вода» | Поручение родителям по изготовлению атрибутов для игр о безопасности. | Л.П. Анастасова «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности» К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» | |
6 | Беседа «О правилах дорожного движения» Познакомить детей с правилами дорожного движения Подвижная игра «Светофор» | |||
Апрель | ||||
7 | Беседа «Первая помощь» Познакомить с правилами первой медицинской помощи. | Буклет «Азбука безопасности дома для малышей» | Изготовление атрибутов для сюжетно –ролевых игр: полицейский жезл, полицейская форма. | |
8 | Сюжетно – ролевая игра «Больница» | |||
9 | Чтение сказки «Сказка о мышонке, который не знал правила дорожного движения» | Оформление консультации «Как организовать летний отдых» -Изготовление дидактической игры «Опасно- неопасно» Хабибулина, Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. | ||
10 | Дидактическая игра «Мамины помощники» Уточнить представления детей об источниках опасности в доме и предметах правильного пользования. | |||
Май | ||||
11 | Чтение сказки «Милиционер» Н. Рязанова | Папка-передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения» | Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» | |
12 | Беседа «Таблетки-конфеты или яд» Уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах, дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов. | |||
13 | Дидактическая игра «Опасно- неопасно» | Консультация «Как организовать летний отдых» | Пополнение картотек бесед о безопасности. Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку» Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000. | |
14 | Итоговое развлечение «Всегда будем осторожны!» |
Используемая литература:
1 Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
2. Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей.
3.ХромцоваТ.А.Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.
4. Извекова Н.А.Занятия по правилам дорожного движения.
5.Л.П. Анастасова «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности»
6.К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»
7.Хабибулина, Е. Я. Дорожная азбука в детском саду.
8.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
9.Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку»
10.Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».
Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....
Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....
Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из главных критериев уровня жизни человека является безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...
План по самообразованию в младшей группе по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
План по самообразованию младшая группа...
Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»...
Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»...