Самообразование по теме «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Булавкина Галина Юрьевна

    В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. В данной статье представлен план работы по теме "Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста» с января по май.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulavkina_g.yu_._samoobrazovanie.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

02-18

План по самообразованию во второй группе раннего возраста №14

на 2023- 2024 учебный год

по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Булавкина Г.Ю.

Начато: «__»__________202__г.

Окончено: «__»_________202__г.

Хранится 5 лет ст 258- в ТП

Актуальность

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цельработы по направлению «Безопасность в детском саду» подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде- природной, техногенной и социальной.

В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Значение безопасности:

-оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);

-сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);

-сохранять нравственное морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищённость человека (социальная психологическая безопасность).

Проблема: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них недостаточный запас знаний по теме «Безопасность». В период дошкольного детства ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Нередко в силу различных причин их выполнение оказывается малоэффективным. Определив основное содержание и направление развития детей, я выделила такие правила поведения, которые должны выполнять дети неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

Цель: повышение своего профессионального мастерства, компетентности, а также совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения.

Задачи для педагога:

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения учебной,

научно-методической литературы и информации в Интернет-ресурсах;

-изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу;

-использовать игровые средства для формирования основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста;

-повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;

-разработать перспективный план работы с детьми;

-составить собственные методические разработки, картотеку дидактических игр и использовать их в работе с детьми.

Задачи для детей:

-сформировать навыки безопасного поведения, умение предвидеть опасные ситуации и обходить их;

-расширить представления об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

-активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес у детей.

Ожидаемые результаты для педагога:

-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических знаний и практических знаний, умений и навыков;

-овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучение детей дошкольного возраста;

-умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

Ожидаемые результаты для детей:

-сформированы навыки безопасного поведения, умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

- расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

-активизированы мыслительные процессы и познавательный интерес.

Были намечены этапы самообразования:

1 этап –– поисково–исследовательский. Изучение научной литературы по теме. Апробация подобранного материала. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап –практический. Реализация плана работы. Составление картотек игр для детей младшего возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой.

3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность. Представление результатов работы педагогам и родителям. Обобщение опыта работы по данной теме на заседании Педагогического совета.

Методы работы с детьми:

- Словесный метод

- Наглядный метод;

- Практический метод

Формы организации деятельности с детьми:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- консультации,

- беседы,

- Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы: совместное изготовление дидактического материала; изготовление макета «Дорога в детский сад».

План работы.

Тематическое планирование для детей 2-3 лет

Работа с детьми. Программное содержание.

Работа с родителями

Пополнение РППС

Изучение литературы

Январь

-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет- ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

-Разработка плана по самообразованию. Определить цель, задачи, основные направления реализации плана и ожидаемые результаты.

-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию плана работы по данной теме.

1 Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей.

Февраль

1

Игра-беседа «Метель-пурга».

Дать детям знания о правилах поведения во время метели, развивать силу голоса.

Папка- передвижка «Необходимость формирование знаний основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста.

-Пополнение центра детской художественной литературой по пожарной безопасности.

-Оформление уголка «Как вести себя при встрече с незнакомцем»

ХромцоваТ.А.Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

Извекова Н.А.Занятия по правилам дорожного движения.

2

Беседа «Какие бывают машины»

Познакомить детей с различными видами транспорта

3

Дидактическая игра «Отбери предметы, которые трогать нельзя». Закрепить знание детей о предметах, которые могут быть опасными в домашних условиях.

Март

4

Беседа «О правильном питании и пользе витаминов».

Рассказать детям о здоровом питании и витаминах.

Консультация «Что читать детям о безопасности»

Изготовление картотеки с иллюстрациями для детей «Полезно - вредно»;

Картотека стихотворений о продуктах питания.

5

Чтение сказки по пожарной безопасности «Хитрый огонь и вода»

Поручение родителям по изготовлению атрибутов для игр о безопасности.

Л.П. Анастасова «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности»

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

6

Беседа «О правилах дорожного движения»

Познакомить детей с правилами дорожного движения

Подвижная игра «Светофор»

Апрель

7

Беседа «Первая помощь»

Познакомить с правилами первой медицинской помощи.

Буклет «Азбука безопасности дома для малышей»

Изготовление атрибутов для сюжетно –ролевых игр: полицейский жезл, полицейская форма.

8

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

9

Чтение сказки «Сказка о мышонке, который не знал правила дорожного движения»

Оформление консультации «Как организовать летний отдых»

-Изготовление дидактической игры «Опасно- неопасно»

Хабибулина, Е. Я. Дорожная азбука в детском саду.

10

Дидактическая игра «Мамины помощники»

Уточнить представления детей об источниках опасности в доме и предметах правильного пользования.

Май

11

Чтение сказки «Милиционер» Н. Рязанова

Папка-передвижка «Рекомендации для родителей по правилам дорожного движения»

Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

12

Беседа «Таблетки-конфеты или яд»

Уточнить и закрепить знания детей о лекарствах и витаминах, дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов.

13

Дидактическая игра «Опасно- неопасно»

Консультация «Как организовать летний отдых»

Пополнение картотек бесед о безопасности.

Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку»

Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.

14

Итоговое развлечение «Всегда будем осторожны!»

Используемая литература:

1 Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

2. Н. Н.Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей.

3.ХромцоваТ.А.Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.

4. Извекова Н.А.Занятия по правилам дорожного движения.

5.Л.П. Анастасова «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности»

6.К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

7.Хабибулина, Е. Я. Дорожная азбука в детском саду.

8.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

9.Ф. С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку»

10.Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в  педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений....

Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....

Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из главных критериев уровня жизни человека является  безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»...

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»

Работа с родителями по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста»...