Календарно-тематический план по патриотическому воспитанию
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Гладышева Юлия Николаевна

Календарно-тематический план по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnaya_gruppa.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: старшая

Тема недели: «Народные промыслы на Руси»

Итоговое мероприятие: «Ярмарка»

День недели

дата

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание/ организация  предметно-пространственной  развивающей  образовательной среды  для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник

Тема: «Народные промыслы»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи: -расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. («Познавательное развитие»);

-воспитывать уважение к труду народных мастеров.  («Социально-коммуникативное развитие»);

-формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. («Художественно-эстетическое развитие»);

- развивать полноценные

монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений. («Речевое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: игровые

- наглядные: показ, рассматривание

- словесные: беседа, рассказ, объяснение.

Материалы и оборудование:

иллюстрации с изображением природы России, предметы народно-прикладного искусства — матрёшки, хохломские, деревянные ложки, гжель.

Утро

-Утренняя гимнастика (на улице, на подвижных играх)

Беседы: «Народная культура и традиции»

-Развивающая игра: «Краски»

Цель: продолжать учить детей находить в окружающем различные оттенки красок (голубой, сиреневый, розовый, салатный и т.д.).

-Воспитание культурно-гигиенических навыков

Цель: формировать умение замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу

- Подвижная игра: «Серсо»

Цель: развивать меткость, глазомер. Упражнять в метании, ловле и согласованности движений.

Прогулка 1

Наблюдение: Рассматривание объектов живой и неживой природы

Цель: формировать знания об окружающем мире,  находить существенные признаки различия живого и неживого, доказывать свое мнение.

Инд.работа:

Творческая игра  «Я, Солнышко лучистое! Очень-очень чистое!
Люблю я умываться и в лужицах купаться.
Мои детки засмеялись, и куда-то разбежались.
Помогите их собрать и по именам назвать».
Цель: развивать творческие способности; учить выкладывать лучики, согласно их размеру. 

Игры с выносным материалом:

- Игра «Семья»

- Подвижная игра:  «Не попадись» Цель: развивать у детей ловкость, решительность. Упражнять в прыжках в длину с места

- Подвижная игра:  «Совушка»

Цель: развивать у детей торможение, наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.

Вечер

- Гимнастика пробуждения.

-Чтение р.н. сказки «Царевна Лягушка».

- Игра с элементами конструирования «Соберем цветок». 
Цель: развивать мыслительные процессы, мелкую моторику рук; закрепить знания части растений (корень-стебель-листья-цветок)

П/и  «Перелет птиц»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, внимательно следить за словами ведущего.

Прогулка 2

-Наблюдение за муравьями

Цель: продолжать знакомить детей с насекомыми, закреплять знания об основных повадках муравьев (строят муравейник, заботятся друг о друге, приносят пользу природе).

Инд.работа:

-С подгруппой детей закреплять умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног.

Цель: Закрепить умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком

-Предложить подгруппе детей навести порядок на полках с игрушками на веранде

Цель: учить работать согласованно, распределять обязанности между детьми. Доводить начатое дело до конца.

Игра малой подвижности «Третий лишний»

Цель: закрепить умение построений в колоне по два.

Подвижная игра:   «Ловишки из круга»

Цель: упражнять в беге с увертыванием, в построении в круга

Мяч, обручи, ленты с колечками 

Иллюстрации  по теме, элементов дымковских, филимоновских узоров, дымковских игрушек, матрёшки

Мячи.

Макет солнышка и лучиков разных размеров.

Посуда, куклы, коляски, книги, дет. телевизор, муляжи продуктов и т.д.

Книга с русскими народными сказками.

Игра «Соберем цветок». 

Предложить  родителям изготовить посуду в технике «Папье-маше» для создания музея «Народные промыслы России».

Вторник

Тема: «Хохломские чудеса».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи: -закрепить знания об особенностях хохломской росписи;

 - ее производстве, истории, об элементах узора, о цветах, о фоне, композиции. («Познавательное развитие»);
-продолжать формировать умение работать с шаблонами, обводить их простым карандашом, вырезать по контуру, составлять декоративную композицию в круге, изображая цветы, листья, завитки. «Художественно-эстетическое развитие»;
-воспитывать умение совместно выполнять общую работу: распределять работу между собой, договариваться об общей композиции, испытывать чувства ответственности за свою часть работы, развивать навыки общения. («Социально-коммуникативное развитие»).

Материалы и оборудование.

- проектор, мультимедийная презентация «Золотая хохлома»,

изделия Хохломских мастеров, таблицы с элементами хохломского узора, круглое панно, шаблоны листьев и завитков из плотной бумаги, простые карандаши, ножницы, клей, записи мелодий (народные инструменты), цветная бумага желтого, зеленого и черного цветов.

Логика образовательной деятельности

Т.С. Комарова «Дети в мире творчества».

Утро

-Утренняя гимнастика с кубиками  (на улице).

-Настольно-печатные игры: «Лото», «Домино»

Цель: учить детей осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

- Беседа:  «Хохломские чудеса»

-Рассматривание иллюстраций с изображением  Хохломской росписи.

- Д/И  «Составь узор»

Цель: закреплять умение составлять узор на силуэтах посуды по мотивам хохломской росписи.

Прогулка 1

-Наблюдение за небом.

 Цель: отметить его весеннюю голубизну, высоту, как высоко поднимается солнце над землей и рано просыпается, в отличие от зимнего.

Игра «Узнай растение» - развивать мышление, умение соотносить описательные слова с предметом;

-  закрепить навык прыжков с продвижением вперед.

Игры с выносным материалом:

- Игра «Магазин».

Цель: уточнить знания детей о специфике работы магазинов, об их назначении, о работе продавцов, кассиров. Учить детей самостоятельно выбирать специфику магазина, распределять роли, культурно обогащаться в игре.

Подвижная игра: «Перебежки».

Цель: развивать быстроту, ловкость, выносливость. Закреплять некоторые уже знакомые упражнения. 

«Ловишки».

Цель: закреплять у детей бег врассыпную, формировать ловкость, быстроту.

Вечер

- гимнастика пробуждения.

Подвижная игра «Прокати мяч через дугу»

Цель: упражнять детей в прокатывании мяча через дугу, умении соблюдать очередность.

Индивидуальная работа с подгруппой детей, упражнять в решении примеров со знаками больше, меньше, равно.

-Воспитание КГН

Цель: Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом

Музыкально-дидактическая игра «Кто тебя позвал?».  

Цель: учить детей согласовывать движения с текстом песни, развивать музыкальных слух.

Прогулка 2

Наблюдение за майским жуком.

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Инд.работа

- закрепление счета до 7

 (деревья, кусты, дома, скамейки);

- закрепление умения прыгать через скакалку.

Игры с выносным материалом

Игра: «Строители».

-Подвижная игра:  «Мышеловка».

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.

Лото, домино.

Слайдовая прентация «Хохлома»

Иллюстрации «Золотая Хохлома».

Спец.одежда для продавцов, касса, атрибуты к игре в соответствии выбранной направленности магазина.

Дуги, мячи.

Скакалки.

Крупный строитель, грузовые машины, подъемный кран.

Предложить расписать посуду изготовленной в технике «Папье-маше»

Среда

Тема «Городец»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:-продолжать знакомство с городецкой росписью. («Познавательное развитие»);

- учить изображать элементы росписи при помощи пластилина; -закреплять умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка;

- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте.

(«Художественно-эстетическое развитие»);

-развивать интерес к

народному творчеству;

-воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. («Социально-коммуникативное развитие»);

- развивать полноценные

монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений. («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые

- наглядные: показ, рассматривание

- словесные: беседа, рассказ, объяснение.

Материалы и оборудование:

силуэт разделочной доски из картона желтого цвета, набор цветного пластилина, стека, салфетка для рук, образцы изделий городецких мастеров.

-Утренняя гимнастика с мячами (на улице).

- Артикуляционная гимнастика «Маляр»
Цель:
отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

-Рассказ воспитателя о Городецком промысле.

Цель: познакомить детей с городецкой росписью.

-Рассматривание предметов народного прикладного искусства.

-Д/и «Найди изделия Городца».

Цель: формировать умение отличать  изделия Городца от других.

Прогулка 1

-Наблюдение: Одежда  людей.

Цель: формировать причинно-следственные связи, по одежде определять степень тепла и холода,  развивать речевую активность, наблюдательность. 

Инд.работа:

- Игра «Узнай растение» - развивать мышление, умение соотносить описательные слова с предметом.

-  закрепить навык прыжков с продвижением вперед.

Игры с выносным материалом:

- Игра Шоферы

Цель: расширить знания  детей о назначении различных машин, о специфике работы водителей, подчеркнуть необходимость данной профессии.

Подвижная игра: «Перемени флажок» Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, воспитывать чувство коллективизма. Упражнять в беге на скорость, в построении в колонну.

- Подвижная игра: «Передай мяч» Цель: развивать умение выполнять движения ритмично, согласуя со словами. Упражнять в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель.

Вечер

- гимнастика пробуждения.

-Д/И «Строим сказочный дом».

Цель: закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа, получать равенство из неравенства. Развивать умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

-Лепка из пластелина по замыслу.

Цель: закрепить умения полученные раннее по лепке из пластелина.

- Чтение сказки Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» и выполнение заданий вместе с героями сказки.

Цель: Пополнять литературный багаж рассказами. Воспитывать желание сочувствовать героям.

Прогулка 2

-Наблюдение за мухой.

Цель: Расширять представления об особенностях внешнего вида мухи. Формиролвать реалистические представления о природе.

-Самостоятельные игры детей на участке.

Цель: продолжать формировать умение детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.

Предметы Городецкой росписи, альбом «Городецкие узоры».

Машины разных размеров и видов, материал для строительства гаража, набор ключей для ремонта машин. Карточки – права.

Флажки трех цветов.

Мяч (диаметр 6-8см)

Д/И «Строим сказочный дом».

Пластелин, коврик для лепки, стеки.

Книга со сказкой Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости»

Мячи средних размеров, скакалки, обручи, совки, ведерки и др.

Четверг

Тема «Голубая гжель»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи:

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. («Социально-коммуникативное развитие»);

- продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. («Познавательное развитие»);

-развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости;

-учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета»;

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса; («Художественно-эстетическое развитие»);

-обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи слова: «колорит, композиция, бутон, росчерк». («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые

- наглядные: демонстрация мультимедийной презентации «Сказочная гжель», показ

- словесные: рассказ, объяснение.

Материалы и оборудование.

- проектор, мультимедийная презентация «Сказочная гжель», изделия народных промыслов, белый сервиз из белой бумаги, гуашь синяя.

Логика образовательной деятельности

«Роспись гжельской посуды» (Комарова, стр.108)

Утро

-Утренняя гимнастика (на улице)

-Беседа: «Сказочная гжель»

Цель: Познакомить детей с искусством гжельских мастеров

-Д/и «Какое время года?»

Цель: учить слушать поэтический текст, закреплять знания о месяцах каждого времени года, их основных признаках.

- Дидактическая игра: «Разбуди кота» Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных в единственном множественном числе.
- Настольная игра «Сложи квадрат»

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Прогулка 1

- Наблюдение: «Птицы весной»

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о птицах (название, внешний вид – общие и отличительные особенности, поведение.

Инд.работа:

- закрепить названия дней недели;

- закрепить умение кидать мяч из за головы.

Игры с выносным материалом:

 - С\р игра: «Почта»

Цель: уточнить представления детей о почте, функциях служащих почты. Обогащать игровой и социальный опыт

- Конкурс рисунков на асфальте «Что такое добро?»

Цель: Продолжать развивать чувство цвета, колорита, использования пространства для изображения.  Совершенствовать технику  изображения, используя мелки.

- Подвижная игра: «Ловишка, бери ленту» Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге, в ловле и в построении в круг.

Вечер

- гимнастика пробуждении

- Дидактическая игра «В природу другом»

Цель: закрепление правил поведения в природе

- Изготовление книжек-малышек «Пернатые друзья»

Подвижные игры

«Найди свой цвет».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

Прогулка 2

- Наблюдение «Насекомые»

Цель: способствовать 

систематизации и обобщению представлений о многообразии насекомых, особенности внешнего строения, места обитания.

- Инд.работа: упражнять в прыжках через скакалку.

- Инд.работа: закрепить счет до 5 с помощью предметов на участке

Игры с выносным материалом. Игра: «Игра «Магазин».

Цель: учить детей самостоятельно организовывать игру, давать характеристику новому товару, соотносить цену товара с его качеством, строить совместную игру, углублять знания о профессии рекламного агента.

- Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки»

Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.

Слайдовая презентация «Сказочная гжель».

Картинки с изображением времен года.

Элементы костюма животных (шапочка)

 

36 разноцветных разрезных квадратов размером 80×80мм. (оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга)

Мячи

Книги, газеты, бланки телеграмм, ручка, сумка почтальона, «печать», коробки разных размеров

Мелки цветные

Ленты

Карточки с различными ситуациями в природе.

Альбомные листы, картинки, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, трафареты птиц.

Обручи разных цветов.

Скакалки.

Детская бижутерия, посуда, резиновые игрушки

Посоветовать закрепить навыки лепки из пластилина у детей.

Пятница

Тема: «Русская народная игрушка».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи: - обобщать знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских; («Познавательное развитие»);

-развивать интерес к старинным игрушкам. (тряпичная кукла-оберег).

(«Социально-коммуникативное развитие»);

-развивать интерес к слушанию литературного произведения русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле) . («Речевое развитие»);

-продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. («Социально-коммуникативное развитие»);

-показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (играми, загадками, русскими легендами и сказкам. («Познавательное развитие»);

-развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке;

-закреплять навыки связной речи. («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые

- наглядные: показ, рассматривание

- словесные: беседа, рассказ, объяснение.

Материалы и оборудование: выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских, матрёшек, тряпичная кукла-оберег.

Логика образовательной деятельности: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России»

Утро

-Утренняя гимнастика (на улице).

-Чтение и восприятие художественной литературы:

«Чем пахнут ремёсла» Дж. Родари      

Цель: формировать интерес к профессиям, активизация к познавательной, творческой деятельности.

-Динамическая пауза «Потанцуй с ложкой-матрешкой».

Цель: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе.

Беседа:«Игрушки. Русская народная игрушка».

- Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением русских народных игрушек.

Прогулка1

-Наблюдение за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны).

Цель: продолжать формировать умения различать части растений: стебель, листья, цветы.

- П\игра: «Спрячь руки за спину»

Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.

Инд.работа:

- закрепление счета до 5.

 (деревья, кусты, дома, скамейки)

- закрепление умения отбивать мяч о землю

Игры с выносным материалом:

- Игра «Супермаркет»

-Подвижная игра «Котята и щенята»

Цель: развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. 

-Игра малой подвижности «Где спрятано»

Цель: ориентировка в окружающей обстановке.

Вечер

- Гимнастика пробуждения

-Рассматривание с детьми слайдовой презентации

«Расписная игрушка».

-Рассматривание игрушек, открыток и иллюстраций о народном творчестве.

- Чтение детям сказки «Рождение куклы.

Ср/и «Кукла  Катя ждет гостей».

Прогулка 2

Наблюдение за вечерним городом.

Цель: отметить изменения во внешнем виде окружающего в вечернее время.

Инд.работа: закрепить умение ориентироваться (право, лево)

Игры с выносным материалом. Игра: «Строители»

-Подвижная игра «Кот и мыши»

Цель: продолжать учить детей бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, учить сочетать движения по кругу с текстом игры

-Подвижная игра «Прокати мяч через дугу»

Цель: упражнять детей в прокатывании мяча через дугу, умении соблюдать очередность.

Книга со сказками Дж. Родари      

Ложки деревяные.

Картинки с изображением русских народных игрушек.

Флажки

Мячи ( 5 штук)

Весы, «касса», коробки, игрушки, муляжи овощей и фруктов и т.д.

Кубик, картинка.

Слайдовая презентация «Расписная игрушка».

Книга Дайн Г.Л. «Русская народная игрушка». »

Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная

кукла.-СПб,: Паритет, 2000

Кукла, чайная посуда, салфетницы  с салфетками, Угощение – предметы заместители

Крупный строитель, грузовые машины, подъемный кран.

Мяч.

Порекомендавать сделать куклу оберег совместно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)

Вниманию педагов предлагается приблезительное календарно-тематическое планирование по нравственн-патриотическому воспитанию в ДОУ. (старший, подготовительный к школе возраст)...

Календарно-тематическое планирование. План на неделю по теме " Профессии". 2 младшая группа.

Календарно-тематическое планирование. План на неделю по теме " Профессии". 2 младшая группа.Тема: «Профессии» Программное содержание: .    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:ПРОГУЛКА: ...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Календарно – тематическое планирование. План на неделю с 28 сентября 2017г- 2 октября 2017г. Старшая группа, для детей с нарушением речи.

Календарно - тематическое планирование . План на неделю с 28 сентября  по 2 октября 2017 года. Старшая группа для детей с нарушением речи....

Календарно - тематическое планирование. План работы на неделю " Безопасность дорожного движения"

Календарно - тематическое планирование  на неделю "Безопасность дорожного движения"...

Календарно-тематический (подневный) план на 22.07 – 26.07. Младшая группа Лексическая тема: «Летняя неделя »

Календарно-тематический (подневный) план работы в летний период с детьми младшей группы. Лексическая тема: «Летняя  неделя»...