«Фольклор как средство воспитания детей».
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ушанова Людмила Николавна

      Детский фольклор – начало начал для ребёнка. Он развивает сообразительность, умение внимательно слушать и даже чётко выговаривать слова.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushanova_konspekt_2.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Фольклор как средство воспитания детей».

 

              Воспитатель  1КК  Ушанова Людмила Николаевна.

МКДОУ ЦРР детский сад №9      г. Россошь

 

      Детский фольклор – начало начал для ребёнка. Он развивает сообразительность, умение внимательно слушать и даже чётко выговаривать слова.  

Актуальность разработки:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, малой родиной.

Чтобы развить детскую фантазию, надо обратить внимание на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму. Тогда всё вокруг оживёт и засияет праздничными красками. В этом и состоит замечательное свойство русского фольклора – он всё превращает в волшебство.

 Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом родного края. В нашей групповой комнате отведён уголок, где собраны предметы народного быта, старинная утварь, посуда, создана атмосфера самобытности русской избы. Здесь дети учатся слушать и запоминать песенки, потешки, пословицы, разучивают народные игры.

Задачи разработки:

1.         Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2.         Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3.         Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.

4.         Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5.         Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

6.         Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного

              края.

7.         Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа).    

           

Цель разработки:

дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у дошкольников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему  родного края,  своего народа.

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю,  формированию нравственной личности гражданина и патриота своей родины.

Перспектива:

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – северный фольклор.

Проделанная работа поможет сформировать у детей устойчивый интерес к произведениям народного творчества и когда малыш подрастёт, он уже не пройдёт мимо великой русской культуры, импульс к  познаниям которой получил в самом раннем детстве.

Сценарий  «Как у наших у ворот»

Звучит русская народная песня «Во поле берёза»

Дети:

1  Ото всех дверей, ото всех ворот,

   Приходи скорей, торопись, народ!

2  Открываются ворота

  Выходи кому охота!

3  А кому не охота тоже выходи!

4  Заиграй-ка, балалайка, заиграй-ка звончата.

   Дома ль Дарья, дома ль Марья?

   Дома ль душенька Катюшенька?

Из терема: Мы туточки! ( выглядывают из окошка)

Под музыку девицы выходят из терема, пляшут.

1 девица    Расти, коса, до пояса,

        Не вырони ни волоса.

        Расти, косонька, до пят,

        Все волосики в ряд.

        Расти, коса, не путайся,

        Дочка маму слушайся!

Ведущая:  Так уж повелось на Руси, работали, пели, да на ложках играли.

Звучит мелодия «Во кузнице». Дети поют и играют на ложках.

Ведущая:  Стучит, бренчит по улице,

        Фома едет на курице,

                  -  Куда, Фома едешь, куда погоняешь?

           - Еду сено косить.

                  - На что тебе сено?

- Коровку кормить.

- На что тебе коровка?

 - Молоко доить.

- А зачем молоко?

- Ребяток кормить!

Девочка: Уж как я ль свою коровушку люблю!

        Уж как я ль то ей крапивушки нарву.

        Кушай в волюшку, коровушка , моя

        Ешь ты досыта, бурёнушка, моя!

Ведущая: Какая маленькая, да удаленькая!

Дети: 1 Поскорей подрастай, да к работе привыкай!

2 Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!

3 Мала пчела, а и та работает!3

4 Труд человека кормит, а лень портит!

5 Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож!

Ведущая: Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест!

Выходит мальчик с большой ложкой: Ты. работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

Девочки:  1 Не колода лодарь, а пень. И лежит целый день.

        2 Не жнёт, не пашет, а обедать просит!

        1 Тит, иди молотить!

Мальчик:  Живот болит.

        2 Тит, иди кашу есть!

Мальчик:  Где моя большая ложка?!

Ведущая: Хочешь есть калачи, не лежи на печи! Не любили в народе лентяев, а вот играть любили.

Мальчик: Собирайся, народ, становись в хоровод!

Проводится русская народная игра «Заинька»

Мальчик: Шла собака через мост,

        Четыре лапы, пятый хвост,

        А шестое-брюхо,

        Выходи, Ванюха!

Исполняется песня «Где ты был, Иванушка?»

Ведущая: Ай да Иванушка !  И курочку, и уточку, и даже барашка купил! А ещё он на   ярмарке медведя видел!

Ребята, а кто видал, чтоб медведь летал? Он и пеший, как леший. А вот и он!

Медведь: Ездил я по базарам, вернулся домой с товаром!

        Михайловне  дочке привёз я чулочки.

        Михайловне тётке – гребешки да щётки.

        Михайловне милой сестрице привез рукавицы,

        А Мишке внучонку привёз собачонку!

        Ну а вам, детишки, пирожков корзину!                                                                          

Дети благодарят медведя.

Общая пляска.

Использованная литература:

1     Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)

2    Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

3  Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании       дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

4  Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство –           Пресс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарский фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста

Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функц...

Татарский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

Материал представлен в виде презентации. В презентации представлен материал, который я использую в работе с детьми раннего возраста. Целью использования татарского фольклора в раннем возрасте является...

«Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»

Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.

Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста. Произведение фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развитию ребенка, они незаметно вводят м...

Конспект НОД по музыке на тему: «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыке на тему:«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детейдошкольного возраста»  Музыкальный руководитель: Новикова Е.А. Цель: Развитие эмоцион...