Конспект НОД по музыке на тему: «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей дошкольного возраста»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Конспект НОД по музыке на тему:
«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей
дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель: Новикова Е.А.
Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений о традициях русского народа;
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей во взаимодействии с различными видами деятельности, связанными с народными традициями; подвижными играми, забавами.
- развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.
- совершенствование двигательных умений и навыков.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес и удовлетворение от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Восприятие художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».
Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Ребята сегодня на наше музыкальное занятие пришли гости, давайте мы тоже с ними поздороваемся! Мы с вами знаем очень интересную игру-приветствие, которое называется «Здравствуйте»! Итак, приготовились! Начинаем!
Игра- приветствие «Здравствуйте!»
Я здороваюсь везде (маршевые движения)
Дома и на улице,
Даже здравствуй говорю(махи правой рукой)
На соседней улице.
Здравствуй, небо, голубое (руки верх)
Здравствуй, солнце, золотое(скрещивают кисти рук, расставив пальцы)
Здравствуй, лёгкий ветерок (качают поднятые верх руки)
Здравствуй, маленький дубок (соединяют запястья рук, разведя кисти рук)
Здравствуй, утро (жест рукой вправо)
Здравствуй, день (жест рукой влево)
Мне здороваться не лень (Хлопки двумя руками).
Муз.руководитель: Молодцы, ребята! А теперь я попрошу вас присесть. Занятие наше посвящено русскому фольклору. Какие вы сегодня нарядные! А кто знает, почему мы так одеты? (Ответы детей)
Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, весёлые игры, шутливые поговорки, пословицы и скороговорки…всё это придумал народ и называется это- «Фольклор»- народная мудрость. В старину на Руси, зимними вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, рассказывали сказки, говорили шутки- прибаутки, и конечно же работали. Они пряли пряжу, вышивали, плели лапти
Муз.руководитель: На Руси, когда мамы укладывали своих малышей спать, стали петь им песенки. Кто знает, как они называются? (Ответы детей) Муз.руководитель: Да, это колыбельные песенки, потому что они исполнялись у колыбели, и должны были помочь маме уложить ребёнка спать. Ребята, а вам пели колыбельные песенки? Кто пел? Вам нравилось их слушать?
(Ответы детей)
Муз.руководитель:А кто может спеть колыбельную песенку?(Девочка поёт колыбельную).
1. Баю-баюшки-баю,
Баю доченьку мою,
Ты дочурка засыпай,
Сини глазки закрывай.
2. Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Муз.руководитель:Взрослые люди специально для своих маленьких детишек придумывали маленькие стишки: пестушки, потешки, дразнилки, прибаутки, колыбельные песни. Это называлось пестование. Слово пестовать означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним.
Пестушки:
1.Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2. Косики-колосики,
Отрастут волосики!
Вымоем их мылом
И причешем мило.
Муз. руководитель: Вы обратили внимание как ласково обращались люди в своих пестушках к малышам не волосы, а Косики-Волосики? Как ещё? (Ответы детей)В старые времена русский народ не только к детям относился с любовью и трепетом, но и к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой.
Раздаётся стук.
Муз. руководитель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла красавица Забава. Она хотела бы поиграть сегодня с нами.
Забава: Нашей встрече быть угодно,
Отложите все дела,
Вас «Околица» сегодня
На свиданье позвала!
Мы найдем для игр место,
Их не спрячем про запас,
Никому не будет скучно
За «Околицей» у нас!
Муз. руководитель: Спасибо, Забава, что пришла повеселиться с нами! А сейчас давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть, да хороводы водить.
Хоровод «Как пойду я на быструю речку»
Забава: Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Кто спрятался внутри?»
Музыка «Ложкари»
Дети бегут под музыку по кругу. Когда музыка прерывается все должны сесть на корточки. Забава накрывает кого- нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Дети садятся.
Муз. руководитель: Ребята посмотрите какое у нас красивое дерево, какие листики красивые на нём. (берёт листик)
Ой, здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Ну, что с какого листика начнём?
(дети называют цвет).
Щи да каша (еда наша),
Что на уме (то и на языке),
Хорошо в гостях (да дома лучше),
Старый друг(лучше новых двух),
Без труда не (не выловишь и рыбку из пруда),
Ученье свет(а не ученье тьма),
Семеро одного(не ждут),
Язык болтает (рукам мешает),
Сделал дело(гуляй смело),
Всякому мила (своя сторона).
Муз. руководитель: Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились благодаря Забаве…
Посмотрите какой красивый цветок ромашки. Цветок не простой, на лепестках написаны скороговорки. Придумали их в глубокой древности с целью развлечения на различных праздничных мероприятиях. Но также их используют для того, чтобы у человека не было проблем с дикцией и всей речью в целом. Давайте попробуем их повторить.
У Маши на кармашки маки и ромашки.
Сеня вёз воз сена.
Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.
Ходит квочка, около дворочка, водит деток около клеток.
Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
Давайте теперь проверим знаете ли вы народные музыкальные инструменты. Показывает иллюстрации музыкальных инструментов. Дети выбирают народные инструменты.
1.Колокольчики (привязывали на шею коровам и козочкам, чтоб не потерялись);
2. Свистульки (чтобы забавлять детей);
Муз. руководитель: А из чего их делали? (из дерева и глины)
3.Рожок (из рогов коровы. Чтобы пастух быстрей собрал стадо. Они шли на звук рожка.);
4. Балалайка ( делалась из сухого дерева, потом натягивались 3 струны и расписывали её красками);
Муз. руководитель: Балалайка издавна была очень популярна.
В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавалась балалайка, которую после окончания службы они оставляли себе.
5. Гармошка (под неё пели и плясали);
Муз. руководитель: Посмотрите, какая картинка , что на ней изображено?
(Ложки)
Муз. руководитель: Почему ложки считаются музыкальным инструментом, ведь ими едят кашу, щи?(На них можно играть)
Муз. руководитель: Правильно. Есть инструменты которые звучат одновременно. Что это такое?(Оркестр) Правильно, оркестр- это большое количество музыкантов, которые одновременно играют на разных музыкальных инструментах. Какие виды оркестров вы знаете?(Симфонический, камерный, эстрадный, военный и оркестр народных инструментов). Давайте мы тоже с вами изобразим оркестр, а за одно и споём. А Забава и гости послушают.
Игра на музыкальных инструментах под музыку песни «Ах вы сени, мои сени»
Муз.руководитель: В старину ложка была универсальным инструментом ею ели, на ней играли ложкари, а ещё мамы делали из них куколок для своих малышей. Ведь игрушек в те времена было почти не было. Времени у мамы было мало, поэтому мамы просто оборачивали ложку тканью, делали сарафан и платочек. (Показывает ложку)Ребёнок играл такой куколкой , после чего ложку разворачивали и использовали для еды. Ну, а мы с ребятами сделали заготовки для кукол, у нас они с лицом и волосами, так как мы не будем использовать их для еды, а сделаем из них красавиц. Забавушка, ты нам поможешь?
Делают кукол.
Муз.руководитель: Ребята, давайте подарим наших куколок гостям. (Дарят поделки)
Муз.руководитель: Ну, а сейчас покажем нашим гостям, что мы умеем ещё и танцевать.
Танец «Балалайка»
Забава: Спасибо вам ребята, с вами было очень весело! У меня для вас есть подарок.
Дарит подарки детям. Прощается и уходит.
Муз.руководитель: Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием, и хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я буду ждать вас с нетерпением. А сейчас давайте закончим наше занятие и попрощаемся с нашими гостями, как на Руси прощались. Кланяются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_muzyke_na_temu.docx | 25.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по музыке на тему:
«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей
дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель: Новикова Е.А.
Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений о традициях русского народа;
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей во взаимодействии с различными видами деятельности, связанными с народными традициями; подвижными играми, забавами.
- развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.
- совершенствование двигательных умений и навыков.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес и удовлетворение от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Восприятие художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Музыка».
Муз.руководитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Так приятно говорить друг другу слова приветствия. Ребята сегодня на наше музыкальное занятие пришли гости, давайте мы тоже с ними поздороваемся! Мы с вами знаем очень интересную игру-приветствие, которое называется «Здравствуйте»! Итак, приготовились! Начинаем!
Игра- приветствие «Здравствуйте!»
Я здороваюсь везде (маршевые движения)
Дома и на улице,
Даже здравствуй говорю(махи правой рукой)
На соседней улице.
Здравствуй, небо, голубое (руки верх)
Здравствуй, солнце, золотое(скрещивают кисти рук, расставив пальцы)
Здравствуй, лёгкий ветерок (качают поднятые верх руки)
Здравствуй, маленький дубок (соединяют запястья рук, разведя кисти рук)
Здравствуй, утро (жест рукой вправо)
Здравствуй, день (жест рукой влево)
Мне здороваться не лень (Хлопки двумя руками).
Муз.руководитель: Молодцы, ребята! А теперь я попрошу вас присесть. Занятие наше посвящено русскому фольклору. Какие вы сегодня нарядные! А кто знает, почему мы так одеты? (Ответы детей)
Давным-давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, весёлые игры, шутливые поговорки, пословицы и скороговорки…всё это придумал народ и называется это- «Фольклор»- народная мудрость. В старину на Руси, зимними вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, рассказывали сказки, говорили шутки- прибаутки, и конечно же работали. Они пряли пряжу, вышивали, плели лапти
Муз.руководитель: На Руси, когда мамы укладывали своих малышей спать, стали петь им песенки. Кто знает, как они называются? (Ответы детей) Муз.руководитель: Да, это колыбельные песенки, потому что они исполнялись у колыбели, и должны были помочь маме уложить ребёнка спать. Ребята, а вам пели колыбельные песенки? Кто пел? Вам нравилось их слушать?
(Ответы детей)
Муз.руководитель:А кто может спеть колыбельную песенку?(Девочка поёт колыбельную).
1. Баю-баюшки-баю,
Баю доченьку мою,
Ты дочурка засыпай,
Сини глазки закрывай.
2. Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Муз.руководитель:Взрослые люди специально для своих маленьких детишек придумывали маленькие стишки: пестушки, потешки, дразнилки, прибаутки, колыбельные песни. Это называлось пестование. Слово пестовать означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним.
Пестушки:
1.Водичка-водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2. Косики-колосики,
Отрастут волосики!
Вымоем их мылом
И причешем мило.
Муз. руководитель: Вы обратили внимание как ласково обращались люди в своих пестушках к малышам не волосы, а Косики-Волосики? Как ещё? (Ответы детей)В старые времена русский народ не только к детям относился с любовью и трепетом, но и к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой.
Раздаётся стук.
Муз. руководитель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла красавица Забава. Она хотела бы поиграть сегодня с нами.
Забава: Нашей встрече быть угодно,
Отложите все дела,
Вас «Околица» сегодня
На свиданье позвала!
Мы найдем для игр место,
Их не спрячем про запас,
Никому не будет скучно
За «Околицей» у нас!
Муз. руководитель: Спасибо, Забава, что пришла повеселиться с нами! А сейчас давайте встанем, возьмемся за руки и отправимся за двор, за околицу поиграть, да хороводы водить.
Хоровод «Как пойду я на быструю речку»
Забава: Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Кто спрятался внутри?»
Музыка «Ложкари»
Дети бегут под музыку по кругу. Когда музыка прерывается все должны сесть на корточки. Забава накрывает кого- нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
Дети садятся.
Муз. руководитель: Ребята посмотрите какое у нас красивое дерево, какие листики красивые на нём. (берёт листик)
Ой, здесь написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку. Ну, что с какого листика начнём?
(дети называют цвет).
Щи да каша (еда наша),
Что на уме (то и на языке),
Хорошо в гостях (да дома лучше),
Старый друг(лучше новых двух),
Без труда не (не выловишь и рыбку из пруда),
Ученье свет(а не ученье тьма),
Семеро одного(не ждут),
Язык болтает (рукам мешает),
Сделал дело(гуляй смело),
Всякому мила (своя сторона).
Муз. руководитель: Молодцы, ребята! И пословицы, и поговорки знаете. И с русскими народными играми познакомились благодаря Забаве…
Посмотрите какой красивый цветок ромашки. Цветок не простой, на лепестках написаны скороговорки. Придумали их в глубокой древности с целью развлечения на различных праздничных мероприятиях. Но также их используют для того, чтобы у человека не было проблем с дикцией и всей речью в целом. Давайте попробуем их повторить.
- У Маши на кармашки маки и ромашки.
- Сеня вёз воз сена.
- Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.
- Ходит квочка, около дворочка, водит деток около клеток.
- Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
Давайте теперь проверим знаете ли вы народные музыкальные инструменты. Показывает иллюстрации музыкальных инструментов. Дети выбирают народные инструменты.
1.Колокольчики (привязывали на шею коровам и козочкам, чтоб не потерялись);
2. Свистульки (чтобы забавлять детей);
Муз. руководитель: А из чего их делали? (из дерева и глины)
3.Рожок (из рогов коровы. Чтобы пастух быстрей собрал стадо. Они шли на звук рожка.);
4. Балалайка ( делалась из сухого дерева, потом натягивались 3 струны и расписывали её красками);
Муз. руководитель: Балалайка издавна была очень популярна.
В 19 веке всем солдатам для поднятия боевого духа выдавалась балалайка, которую после окончания службы они оставляли себе.
5. Гармошка (под неё пели и плясали);
Муз. руководитель: Посмотрите, какая картинка , что на ней изображено?
(Ложки)
Муз. руководитель: Почему ложки считаются музыкальным инструментом, ведь ими едят кашу, щи?(На них можно играть)
Муз. руководитель: Правильно. Есть инструменты которые звучат одновременно. Что это такое?(Оркестр) Правильно, оркестр- это большое количество музыкантов, которые одновременно играют на разных музыкальных инструментах. Какие виды оркестров вы знаете?(Симфонический, камерный, эстрадный, военный и оркестр народных инструментов). Давайте мы тоже с вами изобразим оркестр, а за одно и споём. А Забава и гости послушают.
Игра на музыкальных инструментах под музыку песни «Ах вы сени, мои сени»
Муз.руководитель: В старину ложка была универсальным инструментом ею ели, на ней играли ложкари, а ещё мамы делали из них куколок для своих малышей. Ведь игрушек в те времена было почти не было. Времени у мамы было мало, поэтому мамы просто оборачивали ложку тканью, делали сарафан и платочек. (Показывает ложку)Ребёнок играл такой куколкой , после чего ложку разворачивали и использовали для еды. Ну, а мы с ребятами сделали заготовки для кукол, у нас они с лицом и волосами, так как мы не будем использовать их для еды, а сделаем из них красавиц. Забавушка, ты нам поможешь?
Делают кукол.
Муз.руководитель: Ребята, давайте подарим наших куколок гостям. (Дарят поделки)
Муз.руководитель: Ну, а сейчас покажем нашим гостям, что мы умеем ещё и танцевать.
Танец «Балалайка»
Забава: Спасибо вам ребята, с вами было очень весело! У меня для вас есть подарок.
Дарит подарки детям. Прощается и уходит.
Муз.руководитель: Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием, и хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я буду ждать вас с нетерпением. А сейчас давайте закончим наше занятие и попрощаемся с нашими гостями, как на Руси прощались. Кланяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор, как средство воспитания детей раннего возраста
Презентация опыта работы....
Татарский фольклор как средство воспитания детей дошкольного возраста
Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности ребенка и имеет многообразные воспитательные функц...
Круглый стол "Малые литературные жанры фольклора как средство воспитания высоких нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
Сегодня мы обратим свой взгляд в историю, вспомним как воспитывали своих детей наши предки, какими средствами прививали им добрые и положительные качества, как учили своих чад быть вежливыми и з...
Татарский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста
Материал представлен в виде презентации. В презентации представлен материал, который я использую в работе с детьми раннего возраста. Целью использования татарского фольклора в раннем возрасте является...
«Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста»
Фольклор как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры...
Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста.
Фольклор как средство воспитания детей раннего возраста. Произведение фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развитию ребенка, они незаметно вводят м...
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...