«Формирование духовно-нравственных качеств детей с задержкой психического развития через сказку в ДОУ»
статья на тему

Иванова Ольга Михайловна

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальна тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_duhovn1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 Иванова Ольга Михайловна,

 воспитатель 1 кв. категории

 МБДОУ № 20 «Дельфин»,

 г. Саяногорск

«Формирование духовно-нравственных качеств детей с задержкой психического развития  через сказку в ДОУ»

«…Искусство захватывает различные стороны ребенка:

 воображение, чувства, волю,

развивает его сознание и самосознание,

 формирует мировоззрение…».

        А.С. Макаренко

        В современных условиях, когда опережающее развитие воспитания признаётся мощным рычагом преодоления социально-экономического и духовного кризиса общества, труды и опыт А. С. Макаренко выступают важным методологическим ориентиром в обеспечении приоритета воспитания над обучением в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальна тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс сложный даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

С точки зрения А.С. Макаренко, целями общечеловеческого значения являются коллективизм, общинность (русский уклад жизни), соборность (всем миром), честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине.

В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. 

Перед собой я поставила задачи :

  • посредством событий в сказке помочь усвоить детям  духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность),
  • содействовать развитию образного строя речи, обогатить  словарь,
  • развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие,
  • умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь,
  • воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда,
  • развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, я предлагаю детям выполнять  имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использую  разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование  сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа.  

После рассказывания сказки провожу беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей.

У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.

Вначале я анализирую различные ситуации в группе, а  потом подбираю сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других.

Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой:

  • усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость  к добру,
  • позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе,
  • создание оптимистической детской картины мира,
  • потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада,
  • понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки учат добру, взаимопомощи, осуждают плохие нравственные качества (лживость, злость, корысть и т.д.). Они понятны и доступны всем детям. Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Литература:

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003. - 174 с.
  2. Жучкова  Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» - М., «ГНОМ и Д», 2008  –  64с.
  3. Интернет – ресурсы (Статьи, рефераты, программы, конспекты занятий, сказкотерапия, и др.)
  4. Макаренко А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996. - 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"

Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца вып...

Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...

Статья на тему: Особенности формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо для успешного обучения не только в саду, но и  в школе....

Особенности формирования познавательных процессов у детей с задержкой психического развития .

Данное учебно-методическое пособие представляет собой систему игр и упражнений, направленных на формирование у дошкольников с ЗПР элементарных математических представлений. Через игру дети входят в ми...

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.

В настоящее время в системе отечественного образования реализуются интегративный подход. Всё активнее заявляет о себе возникший из идей интеграции современный образовательный подход – ИНКЛЮЗИЯ (или ВК...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...