Особенности формирования познавательных процессов у детей с задержкой психического развития .
статья по математике (старшая группа) на тему
Данное учебно-методическое пособие представляет собой систему игр и упражнений, направленных на формирование у дошкольников с ЗПР элементарных математических представлений. Через игру дети входят в мир математики, овладевают новыми понятиями, знаниями, умениями и навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие элементарных математических представлений. Для работы с детьми 5-лет с ЗПР
Овладение ребенком представлениями о величине и форме является немаловажным фактором его социализации, развитием познавательных процессов и важным моментом в пропедевтическом периоде для формирования представлений о числе и счете.
Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект (фигуру, число), выявление его свойств, признаков (величина, форма).
2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.
3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами.
4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону, штриховка, черчение.
5. закрепление материала во время прогулки, игры и т.д.
6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями (подготовка к работе с книгой, учебником).
Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий. Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно.
В процессе обучения важно активно подключать ребенка как важнейшее познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений о величине и форме ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.
Тактильно-двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Широко используются также практические приемы сравнения как наложения и приложения. При первоначальном выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие «короткий -длинный» подбирают два предмета одинакового цвета, равные по толщине и ширине, отличающиеся только длинной.
Упражнение для развития зрительного восприятия.
Задание. Ребенку показывают таблички с изображением предметов.
Инструкция: «Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?»
Фигуры предоставлены по степени сложности.
Игры на называние
1.Я вижу то, что ты не видишь.
Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящейся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которым сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра проводится несколько раз.
2.Угадай форму предмета.
Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольный и треугольный формы, две счетные палочки: короткая и длинная. Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
3.Подвижная игра.
Дети сидят по кругу на полу и катают друг другу маленький мяч. Затем педагог дает им кубик и предлагает его также покатать. Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Педагог обсуждает с ними причину неудачи, рассказывает о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком.
Знакомство с признаками: « короткий-длинный»
1.Игра на классификацию
На столе лежат длинная и короткая полоска. Обе полоске одинаковой толщины и одного цвета. Педагог раздает детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: одну длинную и одну короткую.
В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают. Какая колбаска длинная, а какая - короткая.
Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.
2.Игра на называние
Мы шагаем.
Дети ходят по комнате. При слове «короткий» они делают короткие шаги, а при слове «длинный» - очень длинные шаги. В эту игру можно внести дополнение. Например: дети делают (короткие) шаги на носочках. Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.
Закрепление материала в течение дня.
Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.
Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.
Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то), просит детей рассказать о своих впечатлениях.
Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Можно построить длинный и короткий поезд.
Знакомство с признаками: «толстый - тонкий.»
1.Игра на классификацию.
Один ребенок изображает толстого медведя ( под одежду можно положить подушку), другой ребенок-тонкого ( или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики). Каждый из детей получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо.
Остальные дети отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные тонкие и толстые вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, то есть, толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т.п.
Формирование понятий и представлений о треугольнике.
1.Игра на называние.
Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона, пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупывает предметы, называет их и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.
2.Игра на систематизацию.
Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно, то педагог исправляет ошибку и обращает на это внимание на всех детей.
Упражнение для развития зрительного восприятия.
1.Что изменилось?
Задание. Ребенку показывают сюжетную картинку, после недолгого просмотра ребенка предлагают закрыть глаза. Когда ребенок открывает глаза, педагог показывает другую картинку.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что изменилось?» Предлагается несколько вариантов.
Формирование понятий и представлений о прямоугольнике и квадрате.
1.Игра на называние.
Какой фигуры не стало?
Педагог выбирает четыре плоскостные фигуры (круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбирают разного цвета, разной величины.
2.Игра на систематизацию.
На столе раскладывают блоки треугольной, круглой, прямоугольной и квадратной формы разной толщины. Дети, используя карточки с изображением треугольной и круглой формы, приготовленные ими раньше, выбирают круглые и треугольные блоки. Затем рассматривают и сравнивают друг с другом оставшиеся в наборе формы. Воспитатель обращает внимание детей на длину противоположных сторон квадратов и прямоугольников, маркируя их при помощи мела и сравнивает между собой. После чего дети ищут в групповой комнате заранее приготовленные предметы круглой, прямоугольной формы, например: книги, конверты, кубики и т.п.
Игра на тактильные ощущения.
Определи на ощупь.
Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине и величине. Вызванный ребенок ощупывает предмет и называет его. Например: «Это толстая шерстяная нитка», «Это маленький кубик», «Это тонкий карандаш» и т.п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....
«Интеграция в образовательный процесс детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и возрастной нормой»
. Для чего Нужна ли интеграция в образовательный процессе детей с нормой и ЗПР? Так ли это важно для воспитанников МБДОУ? Каково отношение родителей и общества к интеграции детей с особыми потребностя...
«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...
Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития психических процессов у детей с задержкой психического развитияДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в ...