Социо-игровые приемы
статья на тему

Рахметова Елена Анатольевна

Классификация социо-игровых упражнений и заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsio-igrovye_priemy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация социо-игровых упражнений и заданий

  1. Игровые задания, которые пробуждают интерес друг к другу (или зависимость друг от друга) и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников, при классификации были отнесены в группу игр для рабочего настроя.

Эти упражнения-задания воспитателям будет легко пристраивать к ходу своих занятий, когда они на собственном опыте увидят, сколь эффективно те ликвидируют страхи, скандальные споры, досадную враждебность к окружающим (и/или негативную настороженность к ним) и ситуативное нежелание некоторых детей принимать участие в работе.

  1. Группа заданий-упражнений социо-игрового приобщения к делу. Здесь  подобраны игры-задания, каждое из которых может достаточно легко (по сравнению с упражнениями, объединёнными в другие группы) нагружаться материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного.

Если дети учатся что-то различать, что-то запоминать, что-то выполнять, то в ходе выполнения заданий, составляющих эту группу, они всему этому обучатся с особым успехом.

  1.  Разминки-разрядки. В заданиях этой группы доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Общим для игровых упражнений этой группы является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного, несерьёзного выигрыша.

В данной группировке объединены упражнения-задания, которые:

  • помогут воспитателю (как спасательный круг утопающему) при любых прорывах формалистики к детям приступах скуки или возникновении у воспитателя отчаяния от ситуации неуправляемости занятия;
  • в деловых ситуациях становятся ключевыми для перевода детей от одного вида деятельности к другому без «аварийных столкновений» (например, от очень понравившегося к тому, что сначала им кажется менее привлекательным);
  • 3)для «психосоматической» разбивки затянувшейся трудоёмкой работы или длительного ожидания; такие разбивки-переключения позволяют детям размяться без потери мобилизованности (то есть «не выпадая» из работы).
  1. Упражнения  на  творческое самоутверждение,  при их выполнении учитывается творческо-исполнительский результат деятельности.

Не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одарённостью. Воспитателям педагогически целесообразнее ставить вопрос не о наличии одарённости, которая может быть не у всех детей, а о творческой активности каждого ребёнка, которая у всех поддаётся тренировке и развитию.

Отметим, что творческая активность входит как непременное условие в каждую из представленных в классификаторе групп игровых заданий-упражнений.

«Творческими же самоутверждения детей, выполняющих эти задания-упражнения, названы потому, что исполнители получают возможность создать результаты этически привлекательные, которые могут оказаться мощными стимулами для развития (художественного и общего) каждого из зрителей-наблюдателей.

  1.  Последняя группа упражнений — вольные (то есть проводимые «на воле») — включает в себя такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижений. Их не всегда удобно выполнять в комнате для занятий. Лучше, если они будут проводиться в музыкально-физкультурном зале. Ещё лучше, если во дворе, на стадионе, на лугу или на лесной полянке. Но в безвыходном положении модификации многих из этих упражнений воспитатели могут приспособить и для условий тесной комнаты.

Особо подчеркнём, что «вольные» подвижные задания позволяют вполне естественно менять место проведения занятий, перенося их из одного объёма в другой и наоборот (например, то в своей группе, то в зале, то во дворике или спортивной площадке).

Такое разнообразие не только украсит, но и весьма обогатит и/или насытит процесс социо-игрового самообучения детей в старшей и подготовительной группе детского сада.

Примерный перечень игр:

ИГРЫ ДЛЯ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ

  • Встать по пальцам.
  • Эстафеты.
  • Стою, на кого-то смотрю.
  • Эхо.
  • Разрезанная открытка.
  • Замри — запомни, повтори, «оживи».
  • Разведчики (связаться глазами с партнёром).
  • Слушать за окном, за дверью.
  • Загадочные сокращения (аббревиатуры).
  • Летает — не летает (съедобное – несъедобное).
  • Волшебная палочка.
  • Слухачи.
  • Мериться на палке.
  • Заданный жест.
  • Откуда и куда (почта).
  • Буква по воздуху.
  • Испорченный телефон.

ИГРЫ   ДЛЯ социо-игрового ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕЛУ

  • Эхо.
  • Превращение предмета.
  • Стулья.
  • Эстафета.
  • Живая буква (строим букву).
  • Летает — не летает.
  •  Помощь в превращении.
  • Ряжение.
  • По алфавиту.
  • Письмо из букв.
  • Спор предлогами.
  •  Аты-баты с характеристикой.
  • Рассказ-рисунок о том, что вижу.
  • Составь слово.
  • За себя не отвечаю.
  • Озвучивание иллюстрации, картины, диафильма.
  • Шумы.
  • Бытовые механизмы.
  • Тарабарский язык.
  • Города с небывальщиной.
  • Фраза с заданными словами.

ИГРЫ РАЗМИНКИ-РАЗРЯДКИ

  • Руки-ноги.
  • Заводные человечки.
  • День наступает — всё оживает, ночь наступает — всё замирает.
  • Замри.
  • Откуда и куда (почта).
  • Буква-хоровод.
  • Загадочные сокращения (аббревиатуры).
  • Воробьи-вороны.
  • Слушать за окном, за дверью.
  • Угадайка.
  • Испорченный телефон.
  • Разведчики (связаться глазами с партнёром).
  • Слова на одну букву.

ИГРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ и ВЫРАЖЕНИЯ

  • Превратился сам.
  • Костюм-превращение.
  • Животные.
  • Города с небывальщиной.
  • По правде и понарошку.
  • Помощь в превращении.
  • Детские стихи по ролям.
  • Рассказ-рисунок о том, что вижу.
  • Рассказ по карточкам.
  • Заданные слова.
  • Спрятанное слово.
  • Заданный жест.
  • Фраза (предложение) с заданными словами.
  • «Да» и «нет» не говорите.
  • Сочинение историй-сценок с костюмами.
  • Одно и то же по-разному.

ИГРЫ ВОЛЬНЫЕ (НА ВОЛЕ)

  • Делиться на команды.
  • Считалочки.
  • Воробьи-вороны.
  • Кувшинчик.
  • Тумба, тумба, где ключи.
  • Горшки.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Хороводы.
  • Клубок.
  • День наступает — всё оживает, ночь наступает — всё замирает.
  • Замри — запомни, повтори, «оживи».
  • Превратился сам.
  • «Да» и «нет» не говорите.
  • Горелки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по региональному компоненту с использованием приемов социо-игровой педагогики.

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом, краем, его природой, направленные на воспитание любви к малой родине, патриотических чувств с использованием приемов социо-игровой педагогики....

Мастер-класс "Социо-игровые приемы для организации взаимодействия детей в группе комбинированной направленности" (в рамках проведения курсов повышения квалификации ККИПКиППРО "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ")

Уметь договариваться между собой – это трудное дело и для взрослых, и для детей. Создание ситуации для взаимодействия детей на деловой основе необходимо с самого раннего возраста как для детей с нормо...

Приемы социо-игровой технологии

Уважаемые коллеги, я продемонстрирую  вам некоторые приёмы социо-игровой технологии (деление на малые группы, смена мизансцен, смена лидерства и др.) на примере росписи изделия хохломским узором ...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»

Цель: Ознакомление участников объединения с играми, применяемыми в социо-игровой технологии....

Конспект ООД в подготовительной группе с использованием приемов социо-игровой технологии«Сказочные игры»

Цель: Развивать умение у детей организовывать собственную деятельность.Задачи: Создание позитивного отношения друг к другу.Развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать.Создание условий д...

Конспект ООД с использованием приемов социо-игровой технологии «Сказочные игры»

Цель: Развивать умение у детей организовывать собственную деятельность....