статья "Педагогические технологии руководства игрой детей раннего возраста в условиях ДОУ"
статья (младшая группа) на тему
В статье рассказывается о руководстве игр детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_portfolio.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии руководства игрой детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Приёмы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в оказании помощи, совете по ходе игры. Сначала взрослый задействован на главных ролях в игре (врач, продавец) и даёт указания детям в разных формах. Это могут быть прямые указания (продавец-педагог говорит ребёнку: «идите в кассу. Оплатите покупку» и т.д.). Позже педагог занимает второстепенные роли (покупатель, больной и т.д.).
Являясь участником игры, воспитатель всегда имеет возможность уточнить желания детей, показать различные способы организации игры.
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе с детьми педагог выражает в форме советов. Взрослый должен давать детям образец общения с людьми, внимательно следить за реакцией детей, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. В ходе обучения игре взрослый выполняет функцию организатора и руководителя игровой деятельности.
Обращаясь к одному ребёнку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Дети не воспринимают обращение, адресованного всем детям. Ребёнка надо назвать оп имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, зато они чутко улавливают весёлые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение детей, общается с ними искренне.
Воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребёнку или нескольким, не выпускать из поля зрения других.
Каждому ребёнку в течение игры желательно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребёнком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пирамидку и т.д.
Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придаёт формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает детям, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоём посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.
С детьми надо обращаться ровно, терпеливо. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех.
На начальных этапах овладения игрой детей учат обращаться с предметами и игрушками с помощью:
- совместных действий, когда взрослый управляет рукой ребёнка;
- действий по образцу, когда ребёнок воспроизводит всю цепочку действий проделанную взрослым.
На первоначальных этапах формирования детской игры следует использовать, в основном, такие игровые действия, внешние рисунки движений которых сохраняют сходство с внешними рисунками продуктивных действий.
Игровое действие необходимо каждый раз обозначать словом; первоначальные игровые действия следует формировать с опорой на внешние предметы. По началу этой опорой являются сюжетные игрушки; затем в игру вводятся предметы-заместители, игрушки, не имеющие яркого назначения. После того, как дети овладевают предметным взаимодействием, следует формировать совместные условные игровые действия. Для этого взрослым необходимо комментировать совместные действия как сюжетные и взрослым необходимо комментировать совместные действия как сюжетные и предлагать детям в момент предметного взаимодействия сюжетные игрушки.
Наблюдения показывают, что постепенно у детей появляются речевые обращения к сверстнику, направленные на включение его в совместную игру и обозначающие содержание условного действия (например – «давай катать!»).
Руководство сюжетно-ролевой игрой учёные понимают по-разному. Э.Т. Пилюгина предлагает для развития игры показывать и объяснять игровые действия, знакомые детям по опыту; закреплять эти операции в совместной игре, подталкивать детей к переносам действия на другие игрушки.
Е.В. Зворыгина рекомендует метод руководства, включающий взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим, обогащение игрового опыта детей, организацию предметно-игровой среды и активизирующее общение взрослого с детьми.
В игру вводятся игрушки разной степени обобщённости. Большое значение авторы придают организации игровой среды.
Проблемные игровые ситуации направлены на владение игровыми действиями и на подведение к самостоятельному решению игровых задач. Для первой игровой задачи используют не более двух понятных ребёнку игрушек. Взрослый показывает и называет игровые действия («Катя пьёт, ест»), как бы подчёркивая мнимый результат («как вкусно Катя поела»). Затем, обращаясь предлагает игрушку. По мере усвоения способа решения игровых задач детям следует предлагать игровые проблемные ситуации, которые побуждали бы их самостоятельно готовить условия для решения.
Вторая группа игровых ситуаций направлена на то, чтобы ставить детей перед необходимостью оперировать обобщёнными игровыми действиями. Для этого взрослый изменяет сюжетную ситуацию, частично убирает знакомые игрушки и ставит игровую задачу. Добавляются новые игрушки, вместе со взрослым дети ищут новую игрушку, затем осматривают её.
Руководство дидактическими играми включает отбор и продумывание воспитателем программного содержания, чёткое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результатов. Нужно обеспечить активную роль в игре всех детей, оказать помощь робким, поощрять инициативу.
Используя дидактическую игру как средство умственного воспитания и форму обучения воспитатель руководствуется общими дидактическими требованиями:
- системность – она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам;
- повторность – только при условии повторений дети учатся выделять в предметах признаки, качества. Необходимость повторности игр определяется тем, что не все дети усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила.
- наглядность – показ игровых действий воспитателем;
- слово воспитателя – словесное обращение к детям, объяснение , пояснение игровых действий, вопросы к детям – всё это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения.
Воспитатель учит детей игровым действиям, используя слух, зрение, двигательно-моторный осязательный анализатор. В дидактической игре действующими лицами являются и педагог и дети. Заканчивая игру, воспитатель должен поддержать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи, в продумывании игровых действий и реализации через неё дидактических задач, в продумывании игровых действий.
При проведении подвижной игры важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (зайкой, птичкой и т.д.). Объяснять игру надо эмоционально, выразительно, обратить внимание на сигналы, по которым ети в ходе игры меняют свои действия. В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием.
Руководство строительными играми заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала. По размерам кубик и кирпичики должны быть такими, чтобы ребёнок их мог схватить рукой. Материала должно хватать всем детям. Играм со строительным материалом нужно придавать содержательный характер.
У маленьких детей нет опыта строительства, они не могут строить сами. Воспитатель показывает им замысел работы. Воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывает последовательность приёмов и действий, учит детей не спешить, ставить строительный материал аккуратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование эффективных технологий и методик оздоровления детей раннего возраста в условиях Севера
Сообщение...
Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин
Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...
«Технология успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»
Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие....
"МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)....
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Методы, средства, технологии при адаптации детей раннего дошкольного возраста...
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.Презентация
Презентация...
Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»...